Новая концепция для муз Приморья

На повестке дня последнего совета по культуре при губернаторе Приморского края среди прочих вопросов значился следующий: «Реорганизация государственных учреждений культуры, подведомственных управлению культуры Приморского края…». Постановили считать целесообразным объединение государственной Приморской краевой и Приморской детской картинной галерей и создание на их базе Приморского государственного художественного музея. Кроме того, решили объединить Приморскую государственную филармонию и Тихоокеанский симфонический оркестр вместе с театром-студией «Классическая опера». Совет состоялся без малого месяц назад, официальные документы, как ожидается, будут подписаны в конце сентября. Можно было бы принять решение как данность. Если бы не реакция вышеперечисленных участников объединения: в течение всего этого времени они задаются вопросом – как объединиться, чтобы не утратить индивидуальности и сохранить наработанное? Получается, как в старой басне: «Когда в товарищах согласья нет…». Чего же ждать в итоге? Корр. «В» попытался разобраться в ситуации, предоставив право высказаться всем.

18 сент. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1429 от 18 сент. 2003

На повестке дня последнего совета по культуре при губернаторе Приморского края среди прочих вопросов значился следующий: «Реорганизация государственных учреждений культуры, подведомственных управлению культуры Приморского края…». Постановили считать целесообразным объединение государственной Приморской краевой и Приморской детской картинной галерей и создание на их базе Приморского государственного художественного музея. Кроме того, решили объединить Приморскую государственную филармонию и Тихоокеанский симфонический оркестр вместе с театром-студией «Классическая опера». Совет состоялся без малого месяц назад, официальные документы, как ожидается, будут подписаны в конце сентября. Можно было бы принять решение как данность. Если бы не реакция вышеперечисленных участников объединения: в течение всего этого времени они задаются вопросом – как объединиться, чтобы не утратить индивидуальности и сохранить наработанное? Получается, как в старой басне: «Когда в товарищах согласья нет…». Чего же ждать в итоге? Корр. «В» попытался разобраться в ситуации, предоставив право высказаться всем.

Людмила Преснякова, начальник управления культуры Приморского края:

- Государственная картинная галерея, оркестр - это изюминки в культурном пространстве края и могли быть нашей гордостью. Но когда оркестр бездомный, а в галерею стыдно зайти – нечем гордиться. Объединить оркестр с филармонией и картинные галереи – детскую и взрослую решили прежде всего, чтобы упрочить финансовое положение учреждений культуры. Оркестр, войдя в состав филармонии, сохранит свою самостоятельность. У него есть художественный руководитель – дирижер Сергей Примак, замечательно справляющийся со своими обязанностями. Кроме того, в составе филармонии будут созданы другие коллективы – камерный, народный оркестры.

То же с галереями. И детская, и взрослая – это звенья одной цепи и выполняют одни и те же функции. Мы хотим создать единый художественный музей, где профессиональные задачи выполнялись бы последовательно, воспитывая эстетические вкусы аудитории с самого раннего возраста. Ситуацию осложняет кадровый вопрос. Он стоит очень остро. Руководителя художественного музея ищем на конкурсной основе. На очередном совете по культуре, который пройдет в конце сентября, рассмотрим все поданные концепции развития галереи и выберем лучшую. Кроме того, руководители учреждений культуры должны обосновать штатное расписание. Лишних сократим, в случае несогласия придется защищать каждую единицу. Сэкономленные средства позволят увеличить заработную плату. 

Вообще хочу сказать, что время, когда культура истерически выживала, прошло. Сегодня надо жить. И это понимает губернатор. Его программы нацелены на развитие культуры в крае. В частности, на координационном совете края в декабре будет обсуждаться вопрос о разработке закона «О статусе работника культуры Приморского края».   

Алексей Макаренко, директор Приморской филармонии:

- Принято правильное решение. Надо только взвесить все «за» и «против» объединения.  Эти структуры – филармония и оркестр – никогда раньше не были едины. Оркестр существовал в системе Гостелерадио и занимал помещение в Доме радио, там же коллектив репетировал и записывал концертные  программы. Но сегодня эта система не работает. Оркестр по существу остался без крыши, не имеет и концертного зала. Каждый раз музыканты привыкают к новому помещению, от этого страдает качество концертов.

В то же время филармония обладает таким залом, который откроется после ремонта. Кроме того, техническим планом предусмотрены репетиционные помещения, гримерки для артистов, где им будет комфортно.

Практика существования оркестра при филармонии есть во многих регионах, она вполне успешна и продуктивна. Абсолютно логично, если коллектив - исполнитель классической музыки будет работать под крышей родственного учреждения культуры. Оркестру не надо будет платить за аренду зала, сэкономленные деньги пойдут на заработную плату. К слову, многие солисты и музыканты филармонии одновременно являются солистами театра-студии «Классическая опера». На мой взгляд, минусов в объединении нет. Тем более что статус оркестра как отдельного коллектива будет сохранен. 

Стоит говорить лишь об одном нюансе - человеческом факторе. При слиянии двух учреждений неизбежно сократится административный аппарат. Это и вызывает нарекания. 11 сентября мы представили губернатору объединенное штатное расписание. По нему административный штат сокращается на 50 процентов – водитель, инженер по ТБ, рабочий по обслуживанию сцены и т. д. При этом артистический состав не сокращается даже на единицу! То есть концертная деятельность не пострадает…

Моя же задача, как руководителя филармонии, - чтобы люди вовремя получали заработную плату и давали концерты в эстетичном, специально предназначенном для этого зале.

Сергей Примак, дирижер Тихоокеанского симфонического оркестра:

- Филармония – это только вывеска. Культура региона формируется из нескольких составляющих, одна из которых исполнительская сфера. С этим в Приморье просто провал, не в обиду будет сказано. Слияние филармонии и оркестра позволит поднять исполнительский уровень последнего на должную высоту. Филармония будет профессионально организовывать концерты и вести административную деятельность, а оркестр - профессионально исполнять музыку. Единственное, что я буду отстаивать – творческую самостоятельность. 

Ирина Ерошкина, директор Приморской детской картинной галереи:

- Это единственный музей детского рисунка на Дальнем Востоке, к созданию которого я приложила немало сил. В фондах собрано более 10 тысяч работ, мы имеем зарубежные связи, участвуем в российских и международных выставках, что, безусловно, значимо не только для детской аудитории. В последние годы я занималась исследованиями «Творческие дети в социуме», часть из них вошла в последний каталог детской картинной галереи «Время преображения». Помог мой преподавательский опыт, который формировался не только в России, но и в Австрии, США, Италии. Так вот, несмотря на постперестроечные годы и тотальную коммерциализацию, в России продолжают добросовестно и системно учить изобразительному искусству. И делают это более качественно, чем в других странах. Не случайно наших педагогов приглашают учить детей, студентов за границу. Это надо сохранить во что бы то ни стало! Не секрет, что культурный, эстетически образованный человек способен решать задачи любого масштаба творчески. Именно здесь, а не в потрепанных классах, надо проводить уроки по мировой культуре, которые сегодня входят в общеобразовательный школьный стандарт.

Наша детская галерея – это не только музей, но и эстетический центр. Буквально на днях здесь начала работать эстетическая студия «Солнышко», куда принимаются дети с двух лет. Кроме того, мы абсолютно самодостаточны как юридическое лицо. Дела галереи в порядке.

Может быть, объединение со взрослой галереей – это обоснованный шаг. Не знаю...… Как это будет сделано? Я понимаю стремление государства сократить лишних. Но где эти лишние? Кто остался работать за 900 рублей? Кем можно заменить этих людей?

В концепции, которую я подала в управление культуры, один из основных вопросов – кадровый. Без губернаторской поддержки здесь не обойтись. И дело даже не в заработной плате. Первая проблема – финансирование обучения искусствоведов, вторая – жилье. Тогда можно привлечь молодых. Иначе перспективы нет.

Но пока разговор идет не об этом. На мой взгляд, слияние произойдет по принципу поглощения. Логично предположить, что взрослая поглотит детскую. Говорят, что у нас бывает по нескольку человек в день, а надо хотя бы 200. Говорят, что выставки могли быть чаще. Что касается последнего, то выставочный план мы выполняем. А число посетителей…... Духовное насыщение не может происходить в толпе...

И еще. Если взять во внимание логику объединения – детское эстетическое воспитание должно быть частью общего, почему бы не объединить театры. Театр кукол, молодежный и академический театр драмы тоже выполняют одну задачу. Очень хотелось бы обсудить ситуацию некулуарно.

Приморская картинная галерея (директор Наталья ШУЦКАЯ сказала, что комментировать ситуацию пока рано, бумаги не подписаны, а потому приводим мнение сотрудников научного отдела):

-Во-первых, решение было принято на совете по культуре, в который почему-то не входит руководитель Приморской галереи. Мы услышали о слиянии и изменении статуса галереи от знакомых, официальных документов не видели, а потому не можем даже обратиться в Государственный Русский музей, где находится специальный отдел, координирующий работу художественных музеев и галерей регионов.

Наша галерея – это не просто выставочные залы и коллекции, это прежде всего научный и реставрационный центр, какого нет ни в Хабаровске, ни в Комсомольске-на-Амуре. В фондах – более 5 тысяч подлинников, которые исследуются, нашим научным отделом установлено авторство нескольких работ. К слову, работа в музейных фондах требует определенной подготовки и стажа, искусствоведческого образования недостаточно (искусствовед – еще не музейный работник). Некоторые наши специалисты работают более 20-30 лет, и заменить их никто не может. Странно, что с коллективом галереи никто не встретился из управления культуры. Нас беспокоит судьба сотрудников (ведь принято решение о сокращении штатов), нас беспокоит судьба фондовой коллекции, нас беспокоит, кто возглавит галерею. Считаем, что в нашем коллективе есть достойные специалисты, имеющие свой план развития учреждения, но у нас никто не спросил.

Автор: Ольга ЗОТОВА, «Владивосток»