Демократия для рынка
В правительстве России началась подготовка к крупнейшей за последние годы распродаже государственных пакетов акций предприятий энергетики, транспорта, сельского хозяйства, строительства, полиграфии и рыбной промышленности. Уже в следующем году по плану нового витка отечественной приватизации в Приморье полностью частными станут десять акционерных обществ, а такое же количество федеральных унитарных предприятий попрощаются с прежним статусом.
В правительстве России началась подготовка к крупнейшей за последние годы распродаже государственных пакетов акций предприятий энергетики, транспорта, сельского хозяйства, строительства, полиграфии и рыбной промышленности. Уже в следующем году по плану нового витка отечественной приватизации в Приморье полностью частными станут десять акционерных обществ, а такое же количество федеральных унитарных предприятий попрощаются с прежним статусом.
Самые громкие бренды этого списка - Дальневосточное морское пароходство, издательско-полиграфический комплекс
«Дальпресс», холдинг «Приморсклеспром», ТИНРО, Владивостокские морские торговый и рыбный, а также Восточный порты.ЗОЛОТЫЕ НАШИ ПОРТЫ
Разговоры о продаже государственных пакетов акций, которые формально позволяют правительству контролировать унаследованный с советских времен и не до конца отданный в частные руки первой волны приватизации стратегический бизнес, ведутся не один год. Но если раньше правительство не могло толком определиться с идеологическим обоснованием данного процесса, то теперь оно найдено. Итак, в 2004 году государство планирует выйти из всех акционерных обществ, где его доля составляет менее 25% и размер ее
«не позволяет государству эффективно влиять на деятельность таких АО». К тому же, подчеркивают источники Минимущества РФ, столь незначительный пакет «находится под угрозой размывания, а также создает угрозу коррупции среди чиновников». Еще через год, в 2005-м, государство планирует расстаться с пакетами акций, доля государства в которых составляет от 25 до 50%. Ну а завершится новая приватизационная эпопея в 2006 году, когда Минимущество намерено прекратить участие в компаниях, где ему принадлежит более 50% акций и которые не относятся к числу стратегических.В этом плане поддерживают министерство и на местах. По словам вице-губернатора, председателя комитета по управлению государственным имуществом Приморского края Игоря Мещерякова, анализ показывает, что доходы в государственную казну от дивидендов - мизерные.
«К тому же иногда при принятии стратегических для компании решений часть менеджеров пытается лоббировать свои интересы через госпредставителя - а это реальные предпосылки для коррупции. От небольшого или, скажем, неблокирующего пакета акций государству тоже особой пользы нет. Полагаю, это правильно, когда корпоративные процессы регулирует сам рынок. Правительство может контролировать ситуацию и без присутствия в советах директоров».Как сообщает пресс-служба министерства имущественных отношений, в базовый список объектов, запланированных к приватизации в 2004 году, включены 1069 федеральных государственных унитарных предприятий и 719 пакетов акций АО. Крупнейшими приватизационными проектами грядущего года в Москве называют акции
«ЛУКойла», Новороссийского, Санкт-Петербургского и Владивостокского морских портов. При этом особо подчеркивается, что при продаже акций портов государство оставляет за собой право ввести в них так называемую золотую акцию - прописанный законом особый механизм влияния на корпоративную политику.Не так давно ВМТП, Восточным и Посьетом стали управлять крупнейшие транснациональные промышленные группы с основной пропиской на западе страны, поэтому вопрос, кто будет претендовать на оставшиеся пакеты этих портов, - самый что ни на есть животрепещущий.
«Конечно, нельзя допустить, чтобы этими акциями завладели иностранцы. Но в то же время по закону мы не вправе помешать любому российскому инвестору - будь то приморский или московский. В конце концов порт же не перевезут в Москву, да и налоги будут оставаться здесь», - говорит Игорь Мещеряков.«ДЕСЯТКА
» С ПЛЮСОМКак выяснил
«В» в комитете по управлению госимуществом, Приморский край уже получил проект конкретного перечня предприятий, госпакеты которых будут реализованы на аукционах в 2004 году. Следует отметить, что не все компании, фигурирующие в перечне, подпадают под объявленный ранее 25-процентный «стандарт». Кроме вышеперечисленных пакетов трех портов самыми привлекательными, пожалуй, станут 27,73 процента стабильно работающего Владивостокского морского рыбного порта, руководство которого постоянно докладывает о перевыполнении планов по общему грузообороту. Кроме того, 46 процентов АО «Приморсклеспром» - одного из двух главных игроков на лесном рынке края и около 20 процентов акций АО «Дальневосточное морское пароходство». К слову, до последнего момента вопрос о продаже госпакета крупнейшей транспортной компании страны оставался открытым. Корреспонденту «В» удалось связаться с генеральным директором ОАО «ДВМП» Евгением Амбросовым и задать ему несколько вопросов относительно возможного развития событий: в какую (ориентировочно) сумму может быть оценен госпакет акций пароходства; как можно прокомментировать появление нового собственника и кого компания предпочла бы видеть в качестве покупателя госпакета?Как подчеркнул Евгений Амбросов, действительно, государственный пакет акций ОАО
«ДВМП» находится в утвержденной правительством РФ программе приватизации, однако о том, когда у госпакета появится новый собственник, пока что точно сказать нельзя. Что касается приблизительной стоимости, то ответить на этот вопрос чрезвычайно трудно. Существует много подходов к оценке этого пакета: цена, определенная через цену акций на рынке, цена для стратегического инвестора, цена для портфельных инвесторов, цена, определенная через стоимость активов, и так далее. Причем и эти цифры могут постоянно меняться. Поэтому в подобных случаях государство обычно привлекает независимого оценщика, он и определяет стоимость госпакета на момент приватизации. Комментировать предстоящие действия, заметил Амбросов, было бы не совсем корректно; государство, как собственник, вправе распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению. Соответственно, и комментировать возможную смену партнера могут только собственники. То же самое относится и к возможной смене партнера. Единственное, сказал Евгений Амбросов, - можно выразить надежду, что у нового собственника госпакета стратегическое видение развития пароходства будет совпадать с видением нынешних собственников...…Из менее привлекательных пакетов готовятся к продаже 60,35 процента акций переживающего не лучшие времена оборонного предприятия
«Изумруд», 51 процент «Далькомхолода» (Владивостокский коммерческий холодильник), такой же по размеру пакет владивостокского «Североторга», одна акция компании «Электрорадиоавтоматика».В перечень государственных унитарных предприятий, готовящихся к приватизации, вошли Дальневосточное книжное издательство, геологическое предприятие
«Дальвостуглеразведка», Приморская гидрогеологическая экспедиция, Владивостокский комбинат хлебопродуктов, находкинский «Дальтехфлот», два сельскохозяйственных предприятия, издательско-полиграфический комплекс «Дальпресс» и Тихоокеанский институт рыбного хозяйства и океанографии (ТИНРО). Если, скажем, ДВ книжное издательство не имеет на данный момент ни серьезных средств, ни фондов, то два последних предприятия - уникальны, как по своей социально-экономической значимости, так и по стоимости основных фондов («Дальпресс» - 83 млн. 267 тыс. рублей, ТИНРО - 333 млн. 431 тыс.).МНОГООБРАЗИЕ ВАРИАНТОВ
Государственные пакеты акций будут продаваться на открытых аукционах, декларируется прозрачность торгов, демократичность в выборе инвестора и оптимальное для правительства правило -
«Кто больше заплатит, тому и акции». Но из вышеперечисленного списка видно, что и пакеты, и сами акции неравнозначны. Допустим, за солидной долей холдинга «Приморсклеспром» уже наверняка выстроилась очередь, а завод «Изумруд» с его туманными перспективами может продаваться еще лет десять.Если с госпакетами акционерных обществ есть более-менее определенная ясность, то с ФГУПами все несколько сложнее. Предполагается, что в следующем году все они станут акционерными обществами со стопроцентными государственными пакетами, а позже, исходя из конкретной ситуации на конкретных предприятиях, акции одних будут проданы частным инвесторам, других - останутся у собственника. Вокруг продажи
«Дальпресса», выпускающего около 70 газет, разговоры ходят давно, и носят они, естественно, политический оттенок. Контроль над мощнейшим издательством региона априори - влияние на все приморское население. Генеральный директор предприятия Майя Щекина выражает сомнение в том, что смена статуса на ее предприятии пойдет на пользу: «Я полагала, что будут приватизированы либо предприятия с большими убытками и плохим менеджментом, либо те, что неправильно распределяют большие прибыли. А в итоге получается, что Москва меняет статус стабильно работающего предприятия. Допустим, федеральный бюджет получает от приватизации «Дальпресса» 200 миллионов рублей, приходят посторонние люди в совет директоров - где гарантия, что работникам оставят их многочисленные социальные льготы?! А потом, кто застрахует население от того, что новые хозяева комплекса не будут использовать «рубильник» в борьбе с неугодными СМИ?».Полностью судьба
«Дальпресса» решится в 2006 году, в том году правительство должно окончательно определиться, что делать со 100 процентами акций новоиспеченного АО. Кстати, в администрации края также убеждены, что в отношении таких предприятий, как «Дальпресс» и ТИНРО, нужен индивидуальный подход. «Отдавать на рынок такого рода предприятия нужно правильно - они не только перспективны, но и несут определенные социально-экономические функции», - подчеркивает Игорь Мещеряков. В комитете по управлению государственным имуществом АПК считают, что с таким мощным институтом, как ТИНРО, вообще двойственная ситуация. С одной стороны, государство заинтересовано в исследовании и охране морских биоресурсов - и статус госучреждения институту не помешает. С другой, государственное унитарное предприятие - этот тот же хозяйствующий субъект, и у других участников рыночного процесса возникают естественные вопросы - целесообразна ли для унитарщиков бюджетная подпитка и т. д. Плюс ко всему огромные производственные активы института из-за сезонности используются отнюдь не на сто процентов. Краевая администрация успешно проводит реорганизацию краевых унитарных предприятий, с федеральными же унитарщиками и Москве, и местным чиновникам еще предстоит поломать голову. Вопросов по ним много, и все они требуют тщательной проработки. Благо, сроки позволяют.А тем временем правительство уже подсчитало, что первый этап трехлетнего приватизационного мегапроекта принесет в казну 35-40 миллиардов рублей.
Справка
«В»Основные акционеры ОАО
«ВМТП»:ЗАО
«Порт-Актив» - 27,36%, Минимущества РФ - 19,98%, MMK Metal Worldwide Ltd - 19,98% и др.ОАО
«Восточный порт»: Леверетт Холдинг ГМБХ - 25,35%, Минимущества РФ - 20,00%, ЗАО «Северстальтранс» - 16,99% и др.ОАО
«Торговый порт Посьет»: ОАО АКБ «Московский деловой мир» (номинальный держатель) - 49,27%, ОАО АКБ «МДМ» (доверительный управляющий) - 19,42%, Минимущества РФ - 13,33%, ООО «Ферротранс» - 11,34% (по данным инвестиционного ресурса СКРИН).Автор: Александр СЫРЦОВ, «Владивосток»