Демократия для рынка

В правительстве России началась подготовка к крупнейшей за последние годы распродаже государственных пакетов акций предприятий энергетики, транспорта, сельского хозяйства, строительства, полиграфии и рыбной промышленности. Уже в следующем году по плану нового витка отечественной приватизации в Приморье полностью частными станут десять акционерных обществ, а такое же количество федеральных унитарных предприятий попрощаются с прежним статусом.

16 сент. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1427 от 16 сент. 2003

В правительстве России началась подготовка к крупнейшей за последние годы распродаже государственных пакетов акций предприятий энергетики, транспорта, сельского хозяйства, строительства, полиграфии и рыбной промышленности. Уже в следующем году по плану нового витка отечественной приватизации в Приморье полностью частными станут десять акционерных обществ, а такое же количество федеральных унитарных предприятий попрощаются с прежним статусом.

Самые громкие бренды этого списка - Дальневосточное морское пароходство, издательско-полиграфический комплекс

«Дальпресс», холдинг «Приморсклеспром», ТИНРО, Владивостокские морские торговый и рыбный, а также Восточный порты.

ЗОЛОТЫЕ НАШИ ПОРТЫ

Разговоры о продаже государственных пакетов акций, которые формально позволяют правительству контролировать унаследованный с советских времен и не до конца отданный в частные руки первой волны приватизации стратегический бизнес, ведутся не один год. Но если раньше правительство не могло толком определиться с идеологическим обоснованием данного процесса, то теперь оно найдено. Итак, в 2004 году государство планирует выйти из всех акционерных обществ, где его доля составляет менее 25% и размер ее

«не позволяет государству эффективно влиять на деятельность таких АО». К тому же, подчеркивают источники Минимущества РФ, столь незначительный пакет «находится под угрозой размывания, а также создает угрозу коррупции среди чиновников». Еще через год, в 2005-м, государство планирует расстаться с пакетами акций, доля государства в которых составляет от 25 до 50%. Ну а завершится новая приватизационная эпопея в 2006 году, когда Минимущество намерено прекратить участие в компаниях, где ему принадлежит более 50% акций и которые не относятся к числу стратегических.

В этом плане поддерживают министерство и на местах. По словам вице-губернатора, председателя комитета по управлению государственным имуществом Приморского края Игоря Мещерякова, анализ показывает, что доходы в государственную казну от дивидендов - мизерные.

«К тому же иногда при принятии стратегических для компании решений часть менеджеров пытается лоббировать свои интересы через госпредставителя - а это реальные предпосылки для коррупции. От небольшого или, скажем, неблокирующего пакета акций государству тоже особой пользы нет. Полагаю, это правильно, когда корпоративные процессы регулирует сам рынок. Правительство может контролировать ситуацию и без присутствия в советах директоров».

Как сообщает пресс-служба министерства имущественных отношений, в базовый список объектов, запланированных к приватизации в 2004 году, включены 1069 федеральных государственных унитарных предприятий и 719 пакетов акций АО. Крупнейшими приватизационными проектами грядущего года в Москве называют акции

«ЛУКойла», Новороссийского, Санкт-Петербургского и Владивостокского морских портов. При этом особо подчеркивается, что при продаже акций портов государство оставляет за собой право ввести в них так называемую золотую акцию - прописанный законом особый механизм влияния на корпоративную политику.

Не так давно ВМТП, Восточным и Посьетом стали управлять крупнейшие транснациональные промышленные группы с основной пропиской на западе страны, поэтому вопрос, кто будет претендовать на оставшиеся пакеты этих портов, - самый что ни на есть животрепещущий.

«Конечно, нельзя допустить, чтобы этими акциями завладели иностранцы. Но в то же время по закону мы не вправе помешать любому российскому инвестору - будь то приморский или московский. В конце концов порт же не перевезут в Москву, да и налоги будут оставаться здесь», - говорит Игорь Мещеряков.

«ДЕСЯТКА

» С ПЛЮСОМ

Как выяснил

«В» в комитете по управлению госимуществом, Приморский край уже получил проект конкретного перечня предприятий, госпакеты которых будут реализованы на аукционах в 2004 году. Следует отметить, что не все компании, фигурирующие в перечне, подпадают под объявленный ранее 25-процентный «стандарт». Кроме вышеперечисленных пакетов трех портов самыми привлекательными, пожалуй, станут 27,73 процента стабильно работающего Владивостокского морского рыбного порта, руководство которого постоянно докладывает о перевыполнении планов по общему грузообороту. Кроме того, 46 процентов АО «Приморсклеспром» - одного из двух главных игроков на лесном рынке края и около 20 процентов акций АО «Дальневосточное морское пароходство». К слову, до последнего момента вопрос о продаже госпакета крупнейшей транспортной компании страны оставался открытым. Корреспонденту «В» удалось связаться с генеральным директором ОАО «ДВМП» Евгением Амбросовым и задать ему несколько вопросов относительно возможного развития событий: в какую (ориентировочно) сумму может быть оценен госпакет акций пароходства; как можно прокомментировать появление нового собственника и кого компания предпочла бы видеть в качестве покупателя госпакета?

Как подчеркнул Евгений Амбросов, действительно, государственный пакет акций ОАО

«ДВМП» находится в утвержденной правительством РФ программе приватизации, однако о том, когда у госпакета появится новый собственник, пока что точно сказать нельзя. Что касается приблизительной стоимости, то ответить на этот вопрос чрезвычайно трудно. Существует много подходов к оценке этого пакета: цена, определенная через цену акций на рынке, цена для стратегического инвестора, цена для портфельных инвесторов, цена, определенная через стоимость активов, и так далее. Причем и эти цифры могут постоянно меняться. Поэтому в подобных случаях государство обычно привлекает независимого оценщика, он и определяет стоимость госпакета на момент приватизации. Комментировать предстоящие действия, заметил Амбросов, было бы не совсем корректно; государство, как собственник, вправе распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению. Соответственно, и комментировать возможную смену партнера могут только собственники. То же самое относится и к возможной смене партнера. Единственное, сказал Евгений Амбросов, - можно выразить надежду, что у нового собственника госпакета стратегическое видение развития пароходства будет совпадать с видением нынешних собственников...…

Из менее привлекательных пакетов готовятся к продаже 60,35 процента акций переживающего не лучшие времена оборонного предприятия

«Изумруд», 51 процент «Далькомхолода» (Владивостокский коммерческий холодильник), такой же по размеру пакет владивостокского «Североторга», одна акция компании «Электрорадиоавтоматика».

В перечень государственных унитарных предприятий, готовящихся к приватизации, вошли Дальневосточное книжное издательство, геологическое предприятие

«Дальвостуглеразведка», Приморская гидрогеологическая экспедиция, Владивостокский комбинат хлебопродуктов, находкинский «Дальтехфлот», два сельскохозяйственных предприятия, издательско-полиграфический комплекс «Дальпресс» и Тихоокеанский институт рыбного хозяйства и океанографии (ТИНРО). Если, скажем, ДВ книжное издательство не имеет на данный момент ни серьезных средств, ни фондов, то два последних предприятия - уникальны, как по своей социально-экономической значимости, так и по стоимости основных фондов («Дальпресс» - 83 млн. 267 тыс. рублей, ТИНРО - 333 млн. 431 тыс.).

МНОГООБРАЗИЕ ВАРИАНТОВ

Государственные пакеты акций будут продаваться на открытых аукционах, декларируется прозрачность торгов, демократичность в выборе инвестора и оптимальное для правительства правило -

«Кто больше заплатит, тому и акции». Но из вышеперечисленного списка видно, что и пакеты, и сами акции неравнозначны. Допустим, за солидной долей холдинга «Приморсклеспром» уже наверняка выстроилась очередь, а завод «Изумруд» с его туманными перспективами может продаваться еще лет десять.

Если с госпакетами акционерных обществ есть более-менее определенная ясность, то с ФГУПами все несколько сложнее. Предполагается, что в следующем году все они станут акционерными обществами со стопроцентными государственными пакетами, а позже, исходя из конкретной ситуации на конкретных предприятиях, акции одних будут проданы частным инвесторам, других - останутся у собственника. Вокруг продажи

«Дальпресса», выпускающего около 70 газет, разговоры ходят давно, и носят они, естественно, политический оттенок. Контроль над мощнейшим издательством региона априори - влияние на все приморское население. Генеральный директор предприятия Майя Щекина выражает сомнение в том, что смена статуса на ее предприятии пойдет на пользу: «Я полагала, что будут приватизированы либо предприятия с большими убытками и плохим менеджментом, либо те, что неправильно распределяют большие прибыли. А в итоге получается, что Москва меняет статус стабильно работающего предприятия. Допустим, федеральный бюджет получает от приватизации «Дальпресса» 200 миллионов рублей, приходят посторонние люди в совет директоров - где гарантия, что работникам оставят их многочисленные социальные льготы?! А потом, кто застрахует население от того, что новые хозяева комплекса не будут использовать «рубильник» в борьбе с неугодными СМИ?».

Полностью судьба

«Дальпресса» решится в 2006 году, в том году правительство должно окончательно определиться, что делать со 100 процентами акций новоиспеченного АО. Кстати, в администрации края также убеждены, что в отношении таких предприятий, как «Дальпресс» и ТИНРО, нужен индивидуальный подход. «Отдавать на рынок такого рода предприятия нужно правильно - они не только перспективны, но и несут определенные социально-экономические функции», - подчеркивает Игорь Мещеряков. В комитете по управлению государственным имуществом АПК считают, что с таким мощным институтом, как ТИНРО, вообще двойственная ситуация. С одной стороны, государство заинтересовано в исследовании и охране морских биоресурсов - и статус госучреждения институту не помешает. С другой, государственное унитарное предприятие - этот тот же хозяйствующий субъект, и у других участников рыночного процесса возникают естественные вопросы - целесообразна ли для унитарщиков бюджетная подпитка и т. д. Плюс ко всему огромные производственные активы института из-за сезонности используются отнюдь не на сто процентов. Краевая администрация успешно проводит реорганизацию краевых унитарных предприятий, с федеральными же унитарщиками и Москве, и местным чиновникам еще предстоит поломать голову. Вопросов по ним много, и все они требуют тщательной проработки. Благо, сроки позволяют.

А тем временем правительство уже подсчитало, что первый этап трехлетнего приватизационного мегапроекта принесет в казну 35-40 миллиардов рублей.

Справка

«В»

Основные акционеры ОАО

«ВМТП»:

ЗАО

«Порт-Актив» - 27,36%, Минимущества РФ - 19,98%, MMK Metal Worldwide Ltd - 19,98% и др.

ОАО

«Восточный порт»: Леверетт Холдинг ГМБХ - 25,35%, Минимущества РФ - 20,00%, ЗАО «Северстальтранс» - 16,99% и др.

ОАО

«Торговый порт Посьет»: ОАО АКБ «Московский деловой мир» (номинальный держатель) - 49,27%, ОАО АКБ «МДМ» (доверительный управляющий) - 19,42%, Минимущества РФ - 13,33%, ООО «Ферротранс» - 11,34% (по данным инвестиционного ресурса СКРИН).

Автор: Александр СЫРЦОВ, «Владивосток»