«Великий немой» на Светланской
Хорошими изобретениями с точки зрения предпринимателя считаются лишь те, которые принесут доход. Изобретение братьев Люмьер к их числу в первые годы отнести было трудно. Быстро прогорел их кинотеатр, открытый в Париже в 1895 г. Не могли похвастаться высокими доходами и разъехавшиеся по окраинам разных стран “человеки с бульвара Капуцинов”. В мае 1897 года появился такой и в нашем городе. О своем появлении он известил горожан через газету “Владивосток”. То историческое объявление мы и публикуем сегодня на этой странице.
Хорошими изобретениями с точки зрения предпринимателя считаются лишь те, которые принесут доход. Изобретение братьев Люмьер к их числу в первые годы отнести было трудно. Быстро прогорел их кинотеатр, открытый в Париже в 1895 г. Не могли похвастаться высокими доходами и разъехавшиеся по окраинам разных стран “человеки с бульвара Капуцинов”. В мае 1897 года появился такой и в нашем городе. О своем появлении он известил горожан через газету “Владивосток”. То историческое объявление мы и публикуем сегодня на этой странице.
1 июня у Хегберга был аншлаг. Но в отличие от наивных ковбоев, индейцев и благородных бандитов североамериканского Дикого Запада со скамеек в зале никто не срывался и никуда не бежал. Изображения на экране (правда неподвижные) большинство владивостокцев уже не раз видели на общеобразовательных лекциях в музее Общества изучения Амурского края, мужской прогимназии и женском училище. Потому появление новинки вызвало только ироническое замечание в газетном разделе “Хроника”: “Давно ли мы жаловались на скуку местной жизни. А сейчас обывательский рубль зашевелился в кармане, “размышляя, куда попадет”. В “Тихом океане” (имеется в виду театральный зал мадам Ивановой при гостинице) - выпивка, закуска, театр; в “Золотом Роге” (театральный зал мадам Галецкой при гостинице) - выпивка, закуска, театр; в саду “Италия” (на южном берегу бухты) - выпивка, закуска, маскарад; в павильоне у Хегберга кинематограф с фонографами жарят всухую канкан. Сплошные расходы. Как говорят у нас китайцы: “Совсем лубль плопади есть!”.
Но скоро этот “лубль” стал все реже попадать в кассу Хегберга. Он объявил о проведении “вечеров для холостяков”. Естественно, речь не шла о демонстрации кинофильмов эротического содержания. Кинематограф в 1897 г. до этого еще не дорос. Просто каждый желающий за отдельную плату мог наговорить в фонограф все, что он захочет, а потом аппарат озвучивал это всему залу. Но так как такие вечера посещали слободские представители сильного пола с охотнорядским воспитанием, то и родная речь носила ненормативный характер. Начальница женской гимназии сразу же запретила своим воспитанницам появляться на Светланской около магазина “Кунста и Альберса” в вечернее время. Но ни снижение цен за вход, ни развеселые холостяцкие вечера новинку популярной не сделали. Демонстратор Хегберг не продержался и месяца. Но свято место пусто не бывает, и вскоре в газете “Владивосток” появилось новое объявление: “ВНОВЬ ПРИБЫВШИЙ АППАРАТЪ КИНЕМАТОГРАФЪ ИЗОБРЕТЕНIЯ Т. ЭДИСОНА будет демонстрироваться в павильоне против Кунстъ и Альберсъ, угол Светланской, в продолжении только четырех дней: воскресенье 27-го, понедельник 28-го, вторник 29-го и последний в среду, 30-го iюля. Каждый вечеръ два сеанса. Начало перваго въ 7 ч. вечера, а второго въ 9 час. вечера. За отъездом в Америку аппарат продается за треть стоимости. Прошу не смешивать аппарат, который демонстрировался до моего приезда: общаго по конструкции не имеютъ. С. Маржецкiй”.
Конечно, грех на душу взял С. Маржецкий, уверяя публику, что кинематограф - изобретение Томаса Эдисона. Он внес изменения в аппарат братьев Люмьер. Но свой кинопроектор Маржецкий сбыл Александру Александровичу Иванову, владельцу строящейся гостиницы “Тихий океан” и театра при ней с таким же названием.
Семья купца 2-й гильдии Иванова во Владивостоке считалась артистической. Еще в изначальные времена, когда им принадлежала гостиница “Ориенталь”, сцена ее ресторана всегда пользовалась популярностью у горожан, так как на ней выступали и сами хозяева. Передаю слово репортеру газеты “Владивосток”: “И этим летом на увеселения городу повезло... Вновь открывается супругой купца Иванова в “Ориентале” открытая сцена, на которой будет пока подвизаться цыганский хор, а потом, конечно, и памятная обираловка “Калинка”, в которой г-жа Иванова аккомпанировала на пианино, танцевала и пела, а г-н Иванов усердно “жарил” в бубен”.
“Калинка” - это вокально-танцевальный анcамбль, представляющий сцены из русской жизни и состоящий из слободских представительниц древнейшей профессии.
В 1896 году было высочайше повелено отпустить владивостокскому купцу Иванову на устройство гостиницы во Владивостоке беспроцентную ссуду в 35000 рублей. Помещение гостиницы должно быть удобно для проезжающих иностранцев и не могло быть соединяемо с каким-либо увеселительным заведением.
Но давно известно, что строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. Потому уже 3 августа в газете “Владивосток” появляется объявление: “В ВОСКРЕСЕНЬЕ 10-го АВГУСТА ВЪ ЛЕТНЕМ ПОМЕЩЕНИИ “ТИХIЙ ОКЕАНЪ” будетъ демонстрирован аппаратъ “КИНЕМАТОГРАФЪ”. Начало сеанса в 8 часов вечера. Перед началомъ сеанса и в антрактах будетъ играть струнный оркестр”.
Так летом 1897 года кинематограф пришел в наш город. Следом за Ивановым стали “крутить фильму” и в “Театральном зале мадам Галецкой”. В 1907 г. на участке Шевелева на Светланской впервые специально под театр-иллюзион построил небольшое здание Альфред Финкильштейн. Но прогорел. В 1909 г. здание, больше похожее на барак, за гроши купил известный предприниматель Карл Купер. Он его перестроил, установил новую аппаратуру, заключил контракт на поставку новейших фильмов. В перерывах между сеансами публику развлекали остроумные куплетисты и итальянский оркестр. Новый кинотеатр, получивший имя “Гранд-иллюзион”, стал приносить владельцу неплохой доход. А какие фильмы в нем шли! “Жрица любви” - тайны парижской окраины, “Отец и дочь” - интимная драма, “Красный поцелуй, или Любовь цыганки Зары” - современная драма из жизни аристократов. В нем же владивостокцам показали первую русскую кинокартину “Стенька Разин и княжна”.
А вот как рекламировала одну из киноновинок та же газета “Владивосток”: “Потрясающее зрелище! Кинокартина “Трагедия второго брака”. Она смело может быть приравнена к такому шедевру, как “Роковые соблазны”. Колоссальная драма длиной 1200 метров”.
И никого не удивляло газетное объявление: “Владелец кинематографа “Декаданс” ищет компаньона для развития кинодела”.
На экраны владивостокских иллюзионов выходят фильмы русских киностудий “Товарищества Ермольева”, торгового дома Трофимова “Русь”, кинофабрики Ханженкова. И горожане знакомятся с актерским мастерством Евгения Вахтангова и Ивана Мозжухина, Веры Орловой и Ольги Гзовской. А кадры кинохроники рассказывали жителям далекой окраины, как живет остальная Россия.
Кино прочно вошло в быт горожан, и пристав 2-й части, не удивляясь, составлял протокол: “Мещанин Степан Суворов путем взлома проник в кинематограф “Курорт” на Лазоревской улице и украл из оного три электрические лампочки общей ценой 6 рублей 60 копеек”.
Но что кинематограф может быть не только развлечением, но и мощным агитационным оружием новой власти, сразу же поняли большевики, обсуждая отношение к культуре. Лидер российских коммунистов и председатель Совнаркома Владимир Ильич Ленин определил это более чем точно: “Из всех искусств важнейшим для нас является кино В УСЛОВИЯХ АБСОЛЮТНО БЕЗГРАМОТНОЙ РОССИИ!”.
Автор: Юрий ФИЛАТОВ, специально для «В»