Владивосток – карточный домик?

Исполнился ровно год с момента подписания губернатором края положения о создании в Приморье Государственной жилищной инспекции. О задачах, которые за это время довелось решать ее сотрудникам, рассказывает руководитель организации, главный государственный жилищный инспектор Сергей Корчагин.

12 сент. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1426 от 12 сент. 2003

Исполнился ровно год с момента подписания губернатором края положения о создании в Приморье Государственной жилищной инспекции. О задачах, которые за это время довелось решать ее сотрудникам, рассказывает руководитель организации, главный государственный жилищный инспектор Сергей Корчагин.

- Основная функция Госжилинспекции - проводить плановые проверки объектов жилищно-коммунального хозяйства: теплотрасс, линий горячего и холодного водоснабжения, жилья. Но в связи с тем, что к нам поступает огромное количество жалоб от граждан, запросов от депутатов краевого и федерального уровней, прокуратуры, которые мы обязаны рассматривать в месячный срок, то инспекции приходится работать в режиме пожарной команды, которая не успевает заниматься профилактикой, но вынуждена принимать экстренные меры.

- На какой предмет инспектора обследуют объекты ЖКХ?

- Мы изучаем, соответствует ли тот или иной объект требованиям, установленным Госстроем, по содержанию, обслуживанию, текущему и капитальному ремонту. Поскольку сейчас полным ходом идет подготовка к зиме, то основной заботой становится проверка готовности к отопительному сезону. Если же вести речь об обычной текучке, то мы проверяем здания на соответствие нормам ГОСТа.

Госжилинспекция в отличие от жилищной инспекции при департаменте ЖКХ администрации края наделена большими полномочиями, так как относится к структуре Госстроя. Все наши работники числом 17, за исключением бухгалтера, являются государственными инспекторами, что дает им право составлять протоколы об административных правонарушениях. Они исследуют объекты и в случае обнаружения недостатков выдают обязательные для выполнения предписания. Если собственники жилья не принимают необходимых мер, то инспектор вправе составить протокол как на физических, так и на юридических лиц. Чаще всего под санкции  (а штрафы у нас большие: для юридических лиц до 50 тысяч рублей) попадают администрации муниципальных образований, МУПы ЖКХ, ПЖЭТы. Так, за восемь месяцев 2003 года нами рассмотрен 141 протокол, вынесено восемь предупреждений, выписано 133 штрафа на общую сумму более миллиона рублей.

- С какими нарушениями приходится сталкиваться чаще всего?

- Мы наказываем за текущие крыши, отсутствие горячей или холодной воды, затопленные подвалы. Как показательный пример можно привести ситуацию с фельдшерско-акушерским пунктом (ФАП) села Прохладного Надеждинского района. Подвал здания, где кроме ФАП расположены и квартиры медиков, долгое время был заполнен фекальными водами. Глава районной администрации никак не реагировал на наши требования устранить непорядок. Пришлось наложить крупный штраф. 

- Ситуация с подготовкой края к зиме тоже находится в компетенции Госжилинспекции. Как вы оцениваете ход этой работы?

- Если говорить в целом, то сегодня на 70-80 процентов край к прохождению отопительного сезона готов, поэтому ситуацию можно оценить как удовлетворительную. Но проблемы есть. Больше всего их по-прежнему в Хасанском районе, в первую очередь в Зарубино. Котельная поселка практически выработала свой ресурс, из-за чего все последние годы постоянно возникали проблемы с теплоснабжением и, как следствие, огромное количество жалоб от населения. Госжилинспекция совместно с департаментом ЖКХ края исследовали ситуацию. Анализ состояния котельной показал, что шансов на нормальное прохождение следующего отопительного сезона практически нет. Большая вероятность, что она опять выйдет из строя. Мы довели эту информацию до сведения губернатора. Так как в целевой программе преобразования структуры ЖКХ, на которую администрация края выделила 500 миллионов рублей, эти средства не были предусмотрены, то было решено выделить дополнительно 15 миллионов рублей. Котельную необходимо построить в очень сжатые сроки – к началу отопительного сезона. Поэтому сейчас в экстренном порядке подбирают подрядчиков. Уже выделены шесть миллионов рублей на приобретение котла.

Есть проблемы с подготовкой к зиме и в Надеждинском районе. Там в неплохом состоянии находятся котельные и теплотрассы, но ремонт жилого фонда по вине местной администрации ведется крайне плохо. Вообще основной проблемой в крае остается так называемая внутрянка, то есть внутреннее оборудование жилья системами тепло- и водоснабжения.

Среди муниципальных образований, которые лучше других справляются с этой задачей, назову Ольгинский, Дальнегорский, Черниговский, Хорольский районы. Там готовность к зиме составляет уже 80 процентов.

Если итожить, в этом году Приморье к зиме готовится значительно лучше, чем в прошлом. Выделено больше средств, потому и проблемы решаются успешнее.

- А как обстоят дела в краевом центре?

- Во Владивостоке катастрофической ситуации тоже ничто не предвещает. Здесь население теплом обеспечивает “Дальэнерго”, которое докладывает, что ремонт идет по плану. Если тепло вовремя не будет подано, то мы сможем применить санкции к энергетикам, но контролировать ход ремонта их котельных, как это делаем в муниципальных образованиях, нам немного сложней.

- Большая часть работы Госжилинспекции - разбор жалоб населения. Откуда их поступает больше всего?

- 95 процентов жалоб дает город Владивосток, но не потому, что здесь меньше порядка. Просто в краевом центре самый большой муниципальный жилой фонд. Здесь сосредоточена масса многоэтажных домов. Поэтому его нельзя сравнивать с Ольгой, где всего-то четыре пятиэтажки, или с Тернеем, где их вообще нет.

- Потому, вероятно, именно во Владивостоке возникает больше всего проблем, связанных с незаконной перепланировкой квартир?

- Конечно. Незаконная перепланировка квартир – вообще очень больная тема. Для нашей инспекции работы здесь - непочатый край. Вольница последних лет привела к тому, что сегодня в краевом центре, пожалуй, нет ни одного дома, который соответствовал бы проектной сейсмоустойчивости. Если дом был рассчитан на землетрясение в семь баллов, то теперь может развалиться уже при  трех.  Такая ситуация - следствие самоуправства и безнаказанности:  жильцы сносили несущие стены, расширяли оконные и дверные проемы, переносили санузлы, перекрывали вентиляцию и т. д. А ведь каждый дом при проектировании был скрупулезным образом рассчитан, в нем нет ничего лишнего или ненужного, все имеет свое место и назначение. При проектировании даже учитывалось, сколько примерно людей будет жить в квартире, сколько мебели будет стоять. Невинная на первый взгляд самодеятельность может привести к нежелательным последствиям для вас и ваших соседей.

Был, например, случай, когда в инспекцию обратились жильцы верхнего этажа здания по поводу расплодившегося грибка. Мы выяснили, что причиной его появления стало то, что их сосед снизу убрал в своей квартире вентиляционный блок. Или такой случай. Сосед снизу дал добро своей соседке сверху на перепланировку квартиры. Мол, твоя жилплощадь, что хочешь, то и делай. Та снесла несущую стену, а у доброхота провалился потолок. Он тут же накатал на соседку жалобу.

- Как вы боретесь с самодеятельными перепланировщиками?

- По-разному. Прежде всего к нам поступает огромное количество заявлений граждан. Получив его, мы имеем право войти в квартиру и оценить ситуацию…

- Пускают?

- Бывает, что и не пускают. Но на этот случай мы призываем к сотрудничеству милицию, используем другие методы, но проверку провести мы обязаны. Если в результате инспектор находит нарушения, то составляется протокол. В случае невыполнения наших требований привлекаем нарушителей к административной ответственности.

- Значит ли это, что перепланировку жилья нельзя проводить в принципе?

- Нет, перепланировка законом не запрещена, но должна быть регламентирована определенными процедурами. Вы можете собрать пакет документов, для чего следует обратиться в ЖЭУ, к пожарным, в санэпиднадзор, и проект перепланировки, который имеет право сделать только лицензированный архитектор. Хозяин ему объясняет, что именно он хотел бы изменить. Архитектор берет проект здания и смотрит, что можно делать, что нельзя. С этими документами необходимо прийти к нам. Госжилинспекция тоже проверяет документы, рассматривает их и направляет в администрацию города на межведомственную комиссию. (Если все необходимые документы в порядке, то я не помню случая, чтобы комиссия кому-то отказывала.) Потом предъявляете строителям разрешение, и они делают реконструкцию. Так должны поступать нормальные люди, в которых до последнего времени был недостаток. Но их становится все больше. В этом году официальных заявлений на переустройство и перепланировку в Госжилинспекцию поступило уже около трехсот.

Кроме того, мы провели совещание совместно с бюро технической инвентаризации, которое до сих пор смотрело на самодеятельные перепланировки сквозь пальцы. Теперь сотрудники БТИ тоже отслеживают эту ситуацию. Вы уже не сможете продать или поменять квартиру, если перепланировка сделана без соответствующего согласования.

Автор: Беседовал Виталий МОГИЛЬ, «Владивосток»