Там отрезать, тут пришить…

В конце минувшей недели во Владивостоке прошла Вторая дальневосточная конференция по проблемам сердечно-сосудистой хирургии и кардиологии. Последние год-два развития кардиохирургии в крае специалисты называют “революционными”, с полным правом утверждая: они – в общемировом русле. Освоено немало новых технологий и операций. У тысяч людей есть теперь шанс – жить. Но впереди – нескончаемый путь развития. Куда? Кажется, они вновь готовы нас удивлять...

10 сент. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1424 от 10 сент. 2003

В конце минувшей недели во Владивостоке прошла Вторая дальневосточная конференция по проблемам сердечно-сосудистой хирургии и кардиологии. Последние год-два развития кардиохирургии в крае специалисты называют “революционными”, с полным правом утверждая: они – в общемировом русле. Освоено немало новых технологий и операций. У тысяч людей есть теперь шанс – жить. Но впереди – нескончаемый путь развития. Куда? Кажется, они вновь готовы нас удивлять...

“Реваскуляция миокарда”, “фибрилляция предсердий”... На конференцию съехались ведущие российские специалисты – из Москвы, Томска, Владивостока, а также опытнейшие коллеги из США, Швейцарии, Нидерландов.
За нагромождением терминов – вещи, вселяющие надежду. Всем нам. Потому что кто знает, а что сегодня вечером?
“За минувший год многое произошло, - говорит руководитель кардиохирургической бригады краевой клинической больницы Дмитрий АНДРЕЕВ. – Мы начали выполнять операции не только по поводу ишемической болезни сердца, но и врожденных или приобретенных пороков сердца. Теперь задача – расширить спектр таких операций, к примеру, не только имплантировать искусственный клапан, но и, если возможно, делать пластику – то есть “ремонтировать” собственный клапан пациента, что в русле мировых тенденций. После такой операции человек выходит практически здоровым.

Мы начали делать операции по поводу еще одного крайне распространенного заболевания – аневризмы восходящей аорты. При таком заболевании нередко требуется протез, и наши хирурги вживляют его”.

Кроме того, перед приморскими кардиохирургами, как и в мире, стоит задача: сделать операции менее травматичными. Это значит, по возможности меньше рассекать живые ткани.

В дни, когда работала конференция, во Владивосток прибыли давние коллеги из калифорнийского города Модесто. И если в прошлом году вместе с нашими докторами они провели ряд операций по имплантации искусственных клапанов, то теперь привезли опыт другого рода: как сделать аортокоронарное шунтирование с минимальной травматичностью при заборе шунта. Другими словами, раньше, чтобы взять участок здорового сосуда для пересадки в сердце, пациенту, простите за физиологизм, рассекали полноги. Теперь шунты берутся через крошечные разрезы – аналог эндоскопической операции. Человек выходит из больницы не только здоровым, но и красивым, потому как “малоповрежденным”. Скажете, мелочь, если речь идет о жизни и смерти? Врачи считают – не мелочь!
Кто знает, может быть, настанет время, когда и сложнейшие операции на сердце будут проводить через крошечные проколы?

“Такие операции, действительно, пробуют делать в экспериментальном режиме, - говорит Дмитрий Андреев. – Но все-таки это дело слишком далекого будущего. Гораздо более реально уже для нашего отделения другое – так называемый малоинвазивный доступ при операциях на сердце. Его в свое время предложил турецкий врач, теперь идут эксперименты в ведущих клиниках мира. Он заключается в том, что хирург добирается до сердца через 10-сантиметровый разрез под мышкой (рубец не будет потом доставлять человеку неприятности!). Более того, операция проводится под специальным видом анестезии, когда пациент не спит, а спокойно общается с врачом. И хирург его предупреждает: “Сейчас будет запущен кровоток в такую-то коронарную артерию. Чувствуете разницу?”. И мало того, что операция проходит легче для пациента, так он уже в ее ходе ощущает: сердце бьется совсем по-другому...”

Кажется, теперь нашим кардиохирургам не стыдно представлять свое отделение гостям. “Реанимация, - говорит Андреев, - у нас сегодня оснащена намного лучше, чем в среднем по России. В операционной - существенные сдвиги: то, что 2 года назад нам привозили американцы в качестве благотворительной помощи, меняется на суперсовременную технику, купленную на бюджетные деньги”.

2002 г. После операции: сердце бьется ровноРазвивается и отделение для пациентов с аритмиями сердца. Здесь ставят как импортные, так и отечественные электрокардиостимуляторы – те, что искусственно запускают сердце, если оно вдруг вздумает на время остановиться. Специалисты утверждают, что отечественные – прекрасного качества. А еще в отделении появился специальный комплекс для лечения аритмий и введения этих стимуляторов – сложная система компьютеров, медицинского оборудования и катетеров для доступа к сердцу. К слову, разработана она коллегами Томского НИИ кардиологии, и при этом, как утверждают приморские практики, по многим параметрам лучше зарубежных!
Оптимизма пока не вызывает другое. То, что с таким трудом и величайшим талантом осваивают доктора, увы, доступно далеко не каждому пациенту. В клинике сокрушаются: они делают только 10-15 процентов от того количества операций, которое необходимо. Другими словами, сотни людей попросту не успевают дожить...

Причина? Операции на сердце дороги. Как и во всем мире. Бюджетных денег не хватает. У большинства пациентов их тоже нет...… И все это как-то страшно выходит цифрой, потерявшей свежесть от частого повторения: 60 процентов всех ушедших в мир иной – от сердечно-сосудистых болезней. Сколько из них молодых и цветущих…

- Операции на сердце должны стать массовыми. Кроме того, в крае просто необходимо создание кардиологического центра, - говорит Дмитрий Андреев. – Надо заниматься профилактикой, выявлением болезни на самых ранних стадиях. Правильное лечение может сдерживать заболевание долгие годы.

Кстати, в крае сейчас разрабатывается программа развития детской кардиохирургии. Если на нее найдутся деньги и все будет так, как мечтают доктора, тысячи детей станут здоровыми. Или можно сказать по-другому: они просто будут жить.

Автор: Марина ИВЛЕВА, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»