Небеса Вольфрама Курзенбергера

Говорят, Владивосток - провинция… И художественная жизнь здесь провинциальная… Трудно согласиться. Гостевая география галереи современного искусства «Арка» - весьма обширна. Только за последние месяцы здесь побывали художники и галеристы из Франции, Италии, Японии, Санкт-Петербурга. Сегодня открывается выставка немецкого художника и галериста Вольфрама Курзенбергера, которую он представит лично.

9 сент. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1423 от 9 сент. 2003

Говорят, Владивосток - провинция… И художественная жизнь здесь провинциальная… Трудно согласиться. Гостевая география галереи современного искусства «Арка» - весьма обширна. Только за последние месяцы здесь побывали художники и галеристы из Франции, Италии, Японии, Санкт-Петербурга. Сегодня открывается выставка немецкого художника и галериста Вольфрама Курзенбергера, которую он представит лично.

Примечательно, но Вольфрам стремился во Владивосток сам. В прошлом году ему довелось побывать здесь, и он, без преувеличения, влюбился в город. Впрочем, Вольфрам относится очень тепло к России в целом. Его знакомство со страной началось в 1993 году. Не с Москвы, как принято, а с Новосибирска, где он слушал семинар художественной критики.

Позже, в 1999 году, Вольфрам Курзенбергер заявил себя как участник Новосибирской биеннале искусств. И вот Владивосток. В прошлом году город явился больше пунктом экскурсионной программы Вольфрама - активного путешественника. Сегодня - выставка.

Представлены акварель, гуашь, черно-белая графика. Работы можно разделить по географическому принципу. Испанский цикл, Африка, Франция... Стран, где побывал художник, множество. Это вполне отвечает творческой идее Вольфрама: космополитическое искусство - самое объективное и доступное. Не случайно его работы установлены в 32 странах мира.

Я не оговорилась, установлены, поскольку Вольфрам не только художник, но и автор объектов искусства из металла, камня, дерева, стекла, каждый из которых оригинален. Сами за себя говорят названия проектов. «Большой тотем» - деревянные столбы с тотемными изображениями. «Карибские праздники» - рисунок наносится на деревянные щиты посредством гвоздей. Есть еще скульптура, живопись по стеклу...… Вольфрам воистину многолик. Свое искусство он называет пацифистичным, поскольку, демонстрируя его в разных точках земного шара, он тем самым объединяет их.
Космополитом Вольфрам стал в Париже. Там же обрел свой почерк, который именует фигуративным модерном.

Курзенбергер попал в Париж в конце 60-х, когда Европа активно отказывалась от сложного рисунка. Фовистские мотивы, навеянные Матиссом и трансформированные временем, воплотились в серии пейзажей. Немецкий художник, который мог быть продолжателем конкретных линий Дюрера, предпочел примитивизм. Простой рисунок, неяркие цвета. Виды Прованса, Кадакеса, порта Легат. Они представлены в «Арке».

Испания - особая тема в жизни и творчестве Вольфрама. Он не однажды выезжал туда на этюды. В одну из таких поездок познакомился с Сальвадором Дали. Его мастерская в домике близ Кадакеса на время стала пристанищем и для Вольфрама. Позже он написал этот домик. И Сальвадор, глядя на рисунок, воскликнул: «Это лучшее!».

Впрочем, великий сюрреалист не оказал большого влияния на творчество Курзенбергера. Франция взяла верх. Вольфрам выставлялся даже в Художественном салоне в Париже. «Мои работы находились рядом с работами тогдашнего президента Франции Жискар Д’Эстена, - говорит художник. - Салон - это много значит, ведь французы считают, что они лучшие художники в мире. И они признали меня…»

Тогда это действительно было важно для молодого художника. Сегодня имя Вольфрама хорошо известно. Как и его галерея в Ванхайме, где он выставляет многих интересных художников современности. В том числе и из России. В личной коллекции - работы Пикассо, Дали. Особо почтительно Курзенбергер относится к Ван Гогу.
- Конечно, и Дали, и Ван Гог были немного сумасшедшими, но когда меня спрашивают, должен ли быть истинный художник сумасшедшим, я отвечаю: он должен быть открыт небесам...