В Москве свой коровник

Обращение президента Б. Ельцина к гражданам России с просьбой отдавать предпочтение отечественным продуктам имеет в себе исключительно здравую мысль об их полезности, вкусе и натуральности.

23 май 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №142 от 23 май 1997

Обращение президента Б. Ельцина к гражданам России с просьбой отдавать предпочтение отечественным продуктам имеет в себе исключительно здравую мысль об их полезности, вкусе и натуральности.

Но смысл самого обращения гораздо глубже, и я вижу его в утрате продовольственной безопасности страны, полном развале пищевой и перерабатывающей промышленности, так же, как и всей экономики, бессилии власти решить проблемы неплатежей, невыплат зарплаты, пенсий, пособий, социальных программ.

И даже при такой бездарной государственной политике, одинаково беспощадной, грабительской системе налогов в России есть оазисы благополучия, устойчивые экономические зоны, которые дают примеры умелого и мудрого управления экономикой. К ним можно отнести город Ульяновск, а также Москву.

Если успехи Лужкова объясняют близостью к Белому дому и Кремлю, то Ульяновск, поражающий каждого дешевизной продуктов питания, просто обзывают “коммунистическим”, не вдаваясь в суть происходящего в этом регионе.

Дело же в глобальной поддержке собственного производителя. В том числе ставка делается на перерабатывающую промышленность, которая, как никакая другая, дает мгновенную отдачу инвестиций.

Прибыль московских предприятий молочной промышленности, по словам Ю. Лужкова, превышает 300 процентов (“АиФ” № 18).

Далеко позади то время, когда вся Европейская часть России снабжала Москву молочной продукцией. Но и сейчас Лужков не организует скотоводство в самой Москве и на Манежной площади становится не коровник. Правительство столицы не рассчитывает на поставки фермерского молока из Тулы или Белгорода, не перемещает центры переработки молока из Москвы в Рязань или Тверь. На прилавках московских магазинов доминирует продукция Останкинского, им. Горького, Лианозовского и Черкизовского молочных комбинатов.

То же самое происходит и в Ульяновске, Иркутске, недалеком Благовещенске, но не везде в России и, к большому сожалению, не у нас во Владивостоке.

Итак, Москва, обеспечив свои потребности, организует поставки продукции во Владивосток. Мы уже привыкли видеть на прилавках наших магазинов колбасные изделия Черкизовского мясокомбината, появилось в продаже стерилизованное молоко Черкизовского молочного завода.

Восхищаясь предприимчивостью мэра Москвы и покупая в его честь в киоске пакет молока “Иван Поддубный” за 8700 рублей, я понимаю, что мною оплачен один кирпич для храма Христа Спасителя или лопата щебня для Манежной площади, быть может, копейка гонорара скульптору Церетели. Это деньги Лужкова - умело, умно вложенные в производство, и он вправе ими распоряжаться по своему усмотрению.

Я понимаю, что в цене молока как минимум 30 процентов торговой надбавки, и интересуюсь на следующий день качественным удостоверением на это молоко. Но на прилавке его нет, нет и документов, и, как выясняется, их и не было, так же, как и самой продукции.

Что же получил бюджет края и города Владивостока от моей покупки? Ноль! Без палочки!

Мы много слышим о катастрофичности местного бюджета, проклинаем задержки зарплаты, выплаты пенсий и стипендий, ямы на дорогах и отключения энергии.

При этом меня удивляет, что презентация черкизовских мясопродуктов проводится при поддержке краевой администрации, поставки иногороднего молока всячески поощряются городской мэрией и как благо для горожан преподносится организация рынков на центральной площади.

Я полагаю, что каждый житель города Владивостока отчетливо понимает, что, купив южнокорейский “Чоко пай”, а не владивостокский пряник, он должен с удовлетворением прогуливаться по ухоженным улицам города Пусана и не ругаться, кувыркаясь на владивостокских ухабах, что, купив черкизовскую колбасу, нужно терпеливо сидеть в темноте, зная, что в Москве свет не отключают с его собственной помощью.

Мы можем исправить близорукость нашего руководства, сознательно делая выбор в пользу своих, местных продуктов: хлеба, мяса, пива, конфет, молока, овощей. Только эти предприятия добросовестно вносят свой вклад в местный бюджет, но не Черкизовские мясной и молочный комбинаты или, к примеру, компания “Кока-кола”.

Если где-то и контролируется товарооборот, то это, в первую очередь, в бывших магазинах госторговли, а не на оптовых рынках или в киосках. По словам директора Федеральной службы налоговой полиции России С. Алмазова (“Труд”

№ 80)“...отчет о доходах среднестатистического “нового русского” вызывает желание назначить ему социальное пособие”. Какие же в этом случае могут быть налоговые платежи?

Делая выбор продукта и места покупки, каждый житель определяет свою позицию по поддержке или игнорированию местного бюджета, а значит, и собственного комфорта и благополучия в ближайшем будущем.

Неправда, что владивостокская колбаса дороже черкизовской! Да она дорожает при мизерных объемах производства и продажи, но она гораздо выгоднее для города и горожан, чем черкизовская.

Недаром на пакетах кефира и молока Владивостокского молочного комбината изображена карта Приморского края и крупно выделен Владивосток. Это не только призыв к местному патриотизму, но и символ экономической целесообразности выбора горожанами этих продуктов при покупке.

Конечно, и благополучный бюджет требует контроля соблюдения его расходной части, в чем и состоит задача будущей городской думы. Добросовестное перечисление средств в дорожный фонд не гарантирует даже ямочного ремонта, на что справедливо обратил внимание генеральный директор “Дальневосточного морского пароходства” В. Миськов в недавней статье в газете “Владивосток”. Но в нашем влиянии на состояние городского бюджета наше же спасение, и это должен понимать каждый житель города.

Автор: Александр СТЕНЬКИН, генеральный директор ОАО “Владивостокский городской молочный комбинат”