Случай в квадрате…
В 12.30 в эфир по каналу УКВ-16 летит сигнал: - Я ледокол «Магадан». На борту пожар, пробоина в танке № 23. Поступление воды…Через 10 минут связь с миром прерывается.
В 12.30 в эфир по каналу УКВ-16 летит сигнал: - Я ледокол «Магадан». На борту пожар, пробоина в танке № 23. Поступление воды…Через 10 минут связь с миром прерывается.
…Хотя по плану учений в северо-восточный квадрат широкомасштабных штабных учений (район мыса Поворотного) все задействованные силы подошли задолго до часа «Ч», «Магадан», терпящий бедствие, не сообщив координаты, «потерялся» ровно на час. Тот самый час, когда силы спасения должны обнаружить объект, а команда ледокола самостоятельно бороться за живучесть судна.
По судовому радио с мостика раздаются команды экипажу: «Внимание, пожар в румпельном отделении на кормовой палубе. Аварийной партии приступить к ликвидации пожара. Внимание, пробоина в районе 35-го шпангоута. Произвести герметизацию судна. Приступить к заделке пробоины»...
Пока команда деловито выполняла задание, на мостике не прекращались сосредоточенные негромкие переговоры между представителями разных служб. Впервые в морском эпизоде командно-штабных учений принимали участие разные подразделения гражданских и военных сил спасения. В заданных условиях наиважнейшей задачей явилась скоординированность их действий. Стоит назвать непосредственных участников событий, чтобы читатель «В» представил всю сложность этой задачи: владивостокский морской спасательный координационный центр - координация с берега, теплоход «Шуя» (ЗАО «Римско») - место базирования штаба руководства эпизодом, спасательный буксир (СБ) «Лазурит» (Дальневосточное бассейновое аварийно-спасательное управление) - сбор с поверхности воды разлившегося из поврежденных танков топлива, СБ «Юрий Орленко» (Владивостокский морской рыбный порт) - заделка пробоины, СБ «Машук» (управление аварийно-спасательной службы ТОФ) - тушение пожара с высадкой на борт терпящего бедствие судна аварийной партии, ПСКР «Приморье» (ТОРПУ ФСБ РФ) - охрана района и сброс на воду «людей» (манекены), вертолет «Ми-8» (аварийно-спасательный отряд ВладАвиа) - высадка парашютного десанта на палубу ледокола и надувные спасательные плоты с целью спасения пострадавших и доставка их на берег, вертолеты «Ка-27» (ВВС ТОФ) - поиск упавших за борт «людей» и поднятие на борт вертолета, кареты скорой помощи на берегу для транспортировки пострадавших в госпиталь (управление по делам ГО и ЧС Приморского края), ВМС и ВВС Республики Корея и Японии. Корр. «В» назвал только тех (кроме берегового координатора), кого наблюдал с палубы ледокола «Магадан».
Как вы думаете, что является наиважнейшим в условиях подобного столпотворения в районе размером 10 на 10 миль? Правильно, связь. Вооруженные мобильниками представители разных служб и капитан «Магадана» Сергей Захаров, собравшись на мостике, демонстрировали пустоту на дисплеях телефонов в том месте, где антенна показывает прием. Даги Миргазову, капитану-наставнику по военно-морской подготовке ОАО «ДВМП» (куратор эпизода от службы безопасности мореплавания), пришлось воспользоваться для доклада платным каналом связи. Нетрудно догадаться, что зона охвата станций мобильной связи не распространяется на открытое море. Между тем именно там и происходят аварии…
13.15. Первыми обнаружили терпящее бедствие судно корейцы. Вертолет корейских ВВС, подняв «людей» и сделав круг, сел на палубу своего эсминца, видневшегося с ледокола.
13.30. Связь восстановлена. «Магадан» сообщает, что не может самостоятельно справиться с бедствием, и вызывает на помощь. На сигнал откликаются спасатели «Лазурит», «Машук», «Юрий Орленко». Время подхода первого - 15.30, второго и третьего - 16.30.
Тем временем устанавливается надежная связь с вертолетом «Ми-8». Действиями пилотов с борта ледокола руководит Валерий Топорков, начальник службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов, уточняет задание: «Облачность рассеялась. Работаем по первому варианту».
Действительно, солнце жарило вовсю, и ничто не мешало первому варианту, который предполагал сброс парашютного десанта на корму ледокола. Но виртуозное приземление состоялось все же на воду, вернее, на борт ПСН. На корму же спасатели спустились с зависшего вертолета по канату. Перестраховались. Дело в том, что на тренировке, состоявшейся неделей раньше в Амурском заливе, парашютист поскользнулся и едва не ударился о кнехт. Не было и посадки военного вертолета «Ка-27» на палубу (как предполагалось ранее по плану).
В целом летчики выполнили свои задачи блестяще. Особенно военные - вся операция зависания и поднятия на борт пострадавших заняла у экипажа «Ка-27» 9 минут! Если бы не одно маленькое «но». Бумажный план учений, составленный предварительно, давал точную раскладку эпизодов по времени. Но реальные события разворачивались более быстрыми темпами. Гражданская авиации отработала, а военные и не собирались вылетать. Получился почти часовой разрыв по времени. В условиях же реального бедствия, как известно, жизнь спасает минута.
…СБ «Машук» шел, как на военно-морском параде, распыляя водные струи. Но со швартовкой к правому борту чуть затянул. Не хватило виртуозности. Почему-то не сразу пошла пена для тушения пожара, шланги «молчали». Будь все взаправду, сгорели бы к такой-то матери!
Порадовал «Юрий Орленко». Почти одновременно с «Машуком» четко пришвартовался с противоположной стороны. Водолазы завели на пробоину «пластырь», и, отрапортовав о выполненном задании, судно стало готовиться к отходу.
- Сильная команда на «Орленко», - отметил капитан ледокола Сергей Захаров. - Спасибо, ребята…
«Лазурит» невдалеке продолжал собирать «нефть».
17.00. Пожар ликвидирован, пробоина заделана. Ледокол «Магадан» готовится к буксировке в порт.
…Канат с «Машука» натянулся как струна. «Магадан» двинулся. Вот и все. С «Шуи» - штабного судна - передают предварительную оценку: «Отлично»…
К счастью, обошлось без ЧП. Никто не разбился, не задохнулся от дымовой шашки, не упал в воду. Детальный разбор еще предстоит. А в кают-компании рассказывают случаи из жизни - пожары, пробоины и другие беды бывают не только на учениях. Там-то и проверяются жизнью полученные навыки.
Днем позже в службе безопасности мореплавания ОАО «ДВМП» прошло итоговое совещание, которое проводили 1-й заместитель министра транспорта РФ Вячеслав Рукша и руководитель департамента безопасности мореплавания службы «Росморфлот» Михаил Суслин. Оценка по итогам «разбора полетов» - отлично.
Автор: Василий АВЧЕНКО, Вячеслав ВОЯКИН (фото), Ольга ЗОТОВА, Николай КУТЕНКИХ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), Виктор СЕРДЮК, Александр СЫРЦОВ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"