Сделаем котлету из бизона

Вы пробовали мясо буффало? А бизона? Теперь наверняка попробуете. Такую экзотику в последнее время стали ввозить в Приморье. И кенгурятины теперь поставляется гораздо больше (в частности, для свободной реализации, а не только для переработки), и конины. Опять же без конины не сделаешь хорошую сырокопченую колбасу. Импорт свиного жира, различных “неликвидов” стал тоже заметно расти. А объяснение простое - таким образом мясной рынок ищет замену жестко лимитируемым теперь поставкам из-за рубежа говядины, свинины, мяса птицы.

26 авг. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1415 от 26 авг. 2003

Вы пробовали мясо буффало? А бизона? Теперь наверняка попробуете. Такую экзотику в последнее время стали ввозить в Приморье. И кенгурятины теперь поставляется гораздо больше (в частности, для свободной реализации, а не только для переработки), и конины. Опять же без конины не сделаешь хорошую сырокопченую колбасу. Импорт свиного жира, различных “неликвидов” стал тоже заметно расти. А объяснение простое - таким образом мясной рынок ищет замену жестко лимитируемым теперь поставкам из-за рубежа говядины, свинины, мяса птицы.

Технологам мясоперерабатывающих цехов снова приходится выкручиваться, проявлять чудеса мастерства, чтобы «из ничего» сделать «конфетку», почти без мяса - отменную колбасу. Сомневаться не приходится, они народ сообразительный, справятся, уж не раз нужда заставляла переходить с лучшего сырья на худшее. Только вот на такой ли эффект рассчитана политика ограничения импортных мясных поставок?

Отнюдь. Введение квот имеет самые благие цели: защиту отечественного производителя, создание для него более благоприятных конкурентных условий, стимулирование развития собственного животноводства и птицеводства. Нормальный государственный подход.

- Другое дело, что это - дело времени, - говорит председатель комитета пищевой и перерабатывающей промышленности администрации края Владимир Светлов. - Сейчас животноводство в крае даже там, где осталось, низкорентабельное, и пока не может покрыть потребности переработчиков. Нужен не один год, чтобы произошел перелом. Поэтому сейчас производителям приходится искать возможности, не сбавляя темпов, продолжать работать.

Резкий скачок цен на мясном рынке пока несколько скрадывается представленным на нем широким ассортиментом. Выбор - до 270 наименований, и в колебаниях стоимости каждого продукта не сразу сориентируешься. Но розовые очки все равно не смогут защитить семейный бюджет. Тем более аналитики ожидают, что нынешними 15 процентами наценки дело не ограничится, в среднем мясная продукция подорожает до конца года на 35 процентов.

Положение в Приморье усугубляется, как обычно, его отдаленностью от центра. Несопоставимы размеры поставок мяса из-за рубежа крупных столичных фирм и наших местных, тем более сейчас, когда по сравнению с прежними объемами они могут ввезти лишь треть - этого катастрофически мало. Главный ветеринарный инспектор края Владимир Семенов, комментируя сложившуюся ситуацию, отмечает, что из-за недостатка сырья этим летом резко увеличился ввоз в край иностранной продукции через Москву. Получается, естественно, гораздо дороже, чем брать ее напрямую. Расклад снова на руку и без того не бедствующей Москве - и категорически против отдаленных регионов.

Соседний с нами Китай практически закрыт по ввозу мяса птицы. Дело в том, что лимиты по говядине и свинине поделены только между компаниями-импортерами, независимо от того, с какой именно страной они работают, а вот квота на поставки мяса птицы распределена еще и по странам-производителям. Если для куриных окорочков из США по-прежнему оставлен довольно просторный квотный коридор, то на пути китайской продукции поставлен заслон.

- С одной стороны, это опять-таки хорошо - продажа своих кур будет расти, - говорит Владимир Семенов. - Но с другой - автоматически “под секвестр” попал традиционный китайский экспорт - мясо гусей, уток, неплохого, надо признать, качества. Если учесть, что с прилавков исчезают также фазан и индейка, в том числе популярное у хозяек измельченное мясо индейки, то станет очевидным - ассортимент продукции из мяса птицы оскудевает на глазах. Добавлю еще, что не все наши птицефабрики могут цивилизованно разрезать птицу, предложить покупателям полуфабрикаты. Такую продукцию из местных предприятий поставляет на рынок пока только “Михайловский бройлер”, который также обеспечивает торговую сеть охлажденным мясом кур. Подход очень мудрый. В цивилизованном мире не едят мороженое мясо, оно продается только в магазинах для низов. А состоятельные покупатели предпочитают свежую продукцию.

Надо сказать, что в контексте нынешней ситуации на мясном рынке пример “Михайловского бройлера” действительно очень показательный. Его продукция и до введения квот стала уверенно теснить завозную. Для этого потребовались не искусственно создаваемые условия наибольшего благоприятствования, а совсем другое: инвестиции в модернизацию производства, финансовая поддержка предприятия со стороны краевой администрации, грамотный маркетинг. Объяснять же покупателям, что произведенное в крае свежее куриное мясо и полезнее, и вкуснее, не пришлось. Они без подсказки сделали выбор.

Квоты сами по себе наверняка тоже дадут эффект, но - в перспективе. Пусть радужной, но далекой. У нас всегда так: за все приходится рассчитываться - не завтра, а уже сегодня - не кому иному, как нам с вами. Народу. Из собственного и без того тощего кошелька.

Автор: Надежда БРАЖИНА, «Владивосток»