Регион банкротов
Несмотря на то, что экономика Приморского края развивается, она все равно производит двоякое впечатление. С одной стороны, прирост валового регионального продукта в прошлом году составил более 5 процентов. С другой - 42 процента работающих в крае предприятий так и не смогли оправиться от постперестроечных реформ и августовского дефолта 1998 года. Последний аспект, бесспорно, бросает тень на перспективы дальнейшего роста. О том, какие меры предпринимаются для оздоровления убыточных компаний, мы попросили рассказать руководителя территориального органа Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству в Приморском крае Александра Канчина.
Несмотря на то, что экономика Приморского края развивается, она все равно производит двоякое впечатление. С одной стороны, прирост валового регионального продукта в прошлом году составил более 5 процентов. С другой - 42 процента работающих в крае предприятий так и не смогли оправиться от постперестроечных реформ и августовского дефолта 1998 года. Последний аспект, бесспорно, бросает тень на перспективы дальнейшего роста. О том, какие меры предпринимаются для оздоровления убыточных компаний, мы попросили рассказать руководителя территориального органа Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству в Приморском крае Александра Канчина.
- Александр Петрович, как вы оцениваете состояние дел на поле банкротств края в первом полугодии нынешнего года?
- На рынке изменилась ситуация. Появились новые участники - саморегулирующие организации арбитражных управляющих. На сегодняшний день в крае зарегистрировано пять СРО. Работы от них мы ждем эффективной по одной простой причине - в новом законе прописана финансовая ответственность арбитражных управляющих за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.
Внес закон и другие коррективы. К примеру, функция регулирующего органа от ФСФО перешла к Минюсту РФ. Теперь ФСФО действует только как уполномоченный орган. К тому же мы больше не занимаемся финансовым мониторингом предприятий, у которых стали ухудшаться показатели.
По моему мнению, старый механизм оздоровления был не так уж и плох. Работала коллегия государственных уполномоченных представителей. В ее задачу входило рассмотрение введения на предприятии процедуры банкротства и назначение арбитражных управляющих. Вместе с коллегией в процессе участвовала и межведомственная балансовая комиссия. Жесткие меры с ее стороны в отношении предприятий, не плативших взносы за своих сотрудников, принесли в прошлом году Пенсионному фонду дополнительные 300 миллионов рублей. Успехи были и по другим внебюджетным фондам. Однако 3 марта, когда вступил в действие новый закон, и комиссия, и коллегия были ликвидированы. Сначала взамен их не было ничего предложено. И только 4 августа руководитель финансовой службы России по финансовому оздоровлению и банкротству Татьяна Трефилова подписала приказ об утверждении состава межведомственного совещания по Приморскому краю. Это тот орган, который пришел на смену коллегии. Конечно, немного с другим составом участников. Но как и у коллегии, цель одна
- помочь несостоятельным предприятиям вернуться в лоно налогоплательщиков.
В связи с принятием новых регламентирующих правил, а также с тем, что они проходят до 3 декабря стадию переходного периода, оценивать сегодняшнее положение вещей весьма проблематично. Однако, судя по тому, что больше нет громких скандалов, ситуация на поле банкротств, можно сказать, стабилизировалась.
- Среди несостоятельных предприятий много таких, которые, по сути, должны быть «локомотивом» региональной экономики. Это и ОАО “Ярославский ГОК”, и ОАО “ХК Дальморепродукт”, и ОАО “Бор”. Каким образом они оказались в этой когорте?
- Перечисленные вами предприятия действительно значимы для краевой экономики. Более того, это монстры, которые являются крупнейшими налогоплательщиками и потому активно участвуют в формировании бюджета. В силу этих причин их необходимо сохранить и по возможности “вылечить”. Та предбанкротная и банкротная ситуация, которая сложилась на этих предприятиях, не только объективная реальность экономической жизни нашего времени. К сожалению, в этом есть некоторые субъективные факторы. Например, неэффективный производственный менеджмент. Люди, стоявшие у руля этих компаний, либо случайно оказались в нужном месте в нужное время, либо выходцы с советских предприятий. Они не смогли вовремя сориентироваться в новых рыночных условиях. Результат их деятельности налицо. Уже возбуждено уголовное дело на бывшего генерального директора ОАО “ХК Дальзавод” по факту доведения предприятия до банкротства. Готовится заключение по делу “Дальморепродукта”. И думаю, что ответчиком в этом случае будет тоже бывший гендиректор.
На таких предприятиях, как “Бор” и “Ярославский ГОК”, процессы развала уже закончены. Однако на “Боре” сегодня идет процедура внешнего управления, и с моей точки зрения, оно неэффективно. К тому же краевая администрация ситуацию держит под контролем. Отслеживает, как выплачивается старая и текущая задолженность, есть ли долги по заработной плате.
На “Ярославском ГОКе” дела обстоят лучше. Наличие гарантий со стороны администрации края позволило выйти ему в точку безубыточности. И сейчас перед экономистами возникла дилемма, что делать дальше: либо продолжать на предприятии внешнее управление с полной сменой менеджмента, либо перейти на конкурсное производство с продажей части бизнеса эффективному собственнику.
- В конце января нынешнего года против еще одного социально значимого предприятия края - ОАО “Приморский сахар” была инициирована процедура банкротства. Какова там обстановка?
- “Приморский сахар” приостановил свою деятельность по ряду экономических причин. Прежде всего потому, что у него наросли долги. По результатам временного наблюдения был сделан вывод, что необходимо внешнее управление. Хочу отметить, что внешнее управление еще не процедура банкротства в полном понимании этого слова. Это попытка финансового оздоровления того или иного предприятия с целью его реанимирования. Именно так и поступили с “Примсахаром”. Там сейчас работает серьезный арбитражный управляющий. У нас, впрочем, как и у краевой администрации, нет сомнений в том, что предприятие поднимется на ноги. Более того, ему вполне по силам вновь захватить “сахарный” рынок в пределах всего Дальнего Востока.
- Весной вы выступали в Законодательном собрании, где изложили свою точку зрения, как помочь несостоятельным компаниям. В частности, вы сказали, что на санацию предприятий необходимо 800 миллионов рублей, а на ликвидацию отсутствующих должников - 350 миллионов. Депутаты приняли к сведению ваши предложения?
- В Приморском крае, как и по всей России, давно существует “болячка” - отсутствующие должники. Предприятия нет, но на нем висят долги. Понятно, что они не платят налоги. Для того чтобы не искажать отчетность, допустим, налоговую, эти предприятия должны быть вычеркнуты из реестра. Их ликвидация стоит 10-15 тысяч рублей. В крае насчитывается порядка 17 тысяч отсутствующих должников, а значит, на их ликвидацию требуется около 350 миллионов рублей. Но механизм взаимодействия между исполнительной и законодательной властью таков, что сначала администрация края должна выступить с инициативой. И только после этого депутаты займутся обсуждением данного вопроса. Пока этого не произошло. Я лишь внес предложение.
Вопрос досудебной санации предприятий, которые никак не могут выбраться из долговой ямы, но при этом имеют серьезные инвестиционные проекты, возможно, будет решаться в рамках бюджетного кредитования.
- Одно время часто говорили о преднамеренных банкротствах на сахзаводе и «Дальзаводе». Много ли у нас таких случаев?
- Говорить о том, что то или иное предприятие обанкротили преднамеренно, нельзя, пока это не установит суд. Но как явление “преднамеренное банкротство” распространено в нашем крае. Особенно в жилищно-коммунальном хозяйстве. Об этом можно судить по тем отличительным признакам, по которым сразу видно, специально или же по экономическим причинам предприятие пришло к банкротству. Только доказать это очень сложно.
- Александр Петрович, согласно последней статистике в крае чуть более 40 процентов предприятий убыточны. Не кажется ли вам, что это многовато для края, интегрирующегося в АТР?
- Для региональной экономики процент действительно большой. Это значит, что примерно половина всех приморских коммерческих организаций не платит налоги в консолидированный бюджет края. Более того, другая, рентабельная половина вынуждена работать за двоих - за себя, и за несостоятельных. Это, безусловно, снижает инвестиционную привлекательность и производительность труда региона. Что, естественно, не красит нас в глазах стран АТР. Но думаю, что повышенное внимание краевой администрации к особо проблемным отраслям, например, к сельскому хозяйству, сгладит это ощущение.
Автор: Андрей САКУН, «Владивосток»