Бомжатники

С каким-то превосходством «глазеют» пустыми бойницами окон на окружающие жилые двухэтажки добротные красные стены бывшего трехэтажного общежития Октябрьской ПМК. Здесь, в тихом Рабочем переулке, оно подавляет мини-квартал своими нестандартными объемами и является одним из излюбленных мест встречи мужичков бомжеватого вида, а также малышни, в изобилии бегающей по обжитым дворам. Внутри - то, что уже никому и нигде не пригодилось: в основном кирпичная крошка, а также новоприобретения – пустые бутылки и консервные банки, использованные шприцы. Межкомнатных стен не осталось, бетонные перекрытия чудом держатся, и после каждого шага под ними раздается глухое эхо.

21 авг. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1413 от 21 авг. 2003

ЭТИХ ПЛАНОВ ГРОМАДЬЕ

С каким-то превосходством «глазеют» пустыми бойницами окон на окружающие жилые двухэтажки добротные красные стены бывшего трехэтажного общежития Октябрьской ПМК. Здесь, в тихом Рабочем переулке, оно подавляет мини-квартал своими нестандартными объемами и является одним из излюбленных мест встречи мужичков бомжеватого вида, а также малышни, в изобилии бегающей по обжитым дворам. Внутри - то, что уже никому и нигде не пригодилось: в основном кирпичная крошка, а также новоприобретения – пустые бутылки и консервные банки, использованные шприцы. Межкомнатных стен не осталось, бетонные перекрытия чудом держатся, и после каждого шага под ними раздается глухое эхо.

Власть, что называется, сменилась, и уже никто достоверно не знает, а если и знает, то молчит, по каким таким очень важным причинам в 1998 году администрация Октябрьского района согласилась на передачу этой общаги в муниципальную собственность. Видимо, строители очень «аргументированно» попросили, если акты были подписаны тогда, когда зданию уже требовался капитальный ремонт. Ведь по закону и по сложившейся практике, например, во Владивостоке, в муниципальную собственность принималось жилье, пригодное для эксплуатации, а тут сами себе и государственной казне сознательно неподъемное ярмо на шею повесили.

Впрочем, в районном комитете по управлению муниципальным имуществом вашему корреспонденту предложили версию: мол, администрация пошла на это с тем расчетом, что нуждающиеся в улучшении жилищных условий сами обустроят себе квартиры. Какие хотят:  двух-, трехъярусные, любого метража и с джакузи, залами, где можно гонять футбол, кухнями и столовыми и прочими евроделами.

Словом, муниципалитет, судя по всему, решил подзаработать. Да только известно, что в коммерции благими намерениями, не подкрепленными расчетами, путь в ад выложен. На столь заманчивые предложения местный и пришлый народец не клюнул. Потому что в Покровке аккуратный двухэтажный особнячок построить будет дешевле, чем теперь оборудовать приличную квартиру в этих стенах. К тому же надо бы точно знать, что квартиру оборудовать будешь не один. А то ведь может оказаться так, что хоромы твои дорогие от клоаки будет отделять лишь внутренняя перегородка. 

А МЫ ИХ ЗАМОРОЗИМ

У бывшего трехэтажного общежития ПМК-474, расположенного по улице Октябрьской и тоже в глубине обитаемого квартала двухэтажек, судьба оказалась еще более стремительной. Переданная на баланс в муниципальную контору в конце 90-х годов, она еще прошлым летом была вполне обитаема. Правда, у властей были очень серьезные проблемы с ее обитателями.

Приняли общагу, естественно, вместе с жильцами, а там контингент подобрался еще тот. ПМК ведь набирала рабочую силу под сезон. В основном занимали они самый непрестижный первый этаж, и вот его-то в прошлом году и обесточили по причине массовых неплатежей. Непонятно, какой реакции ожидали власти, но этот бомжеватый и легкий на подъем народец поступил совершенно неожиданно. Не протестуя и не качая свои права, он просто снялся с места и испарился в неизвестном направлении. Не остался в стороне и соседний хозяйственный люд, отодрав в комнатах и перетащив в свои гаражи все, что только можно. И очень скоро первый этаж оказался без окон и дверей, частично без полов, естественно, без сантехники.

Со второго и третьего этажей люди тоже потихоньку потянулись по своим родственникам, но все же к зиме оба этажа в принципе еще были жилыми. А в декабре разморозился стояк, и в покровском подразделении «Примтеплоэнерго» было принято «мудрое»  решение – систему не ремонтировать по причине массовых неплатежей. Надо полагать, что решение было согласовано с муниципальными властями, иначе последним вообще грош цена. Произошел второй исход жителей, в результате чего зимовать «на айсберге» остались четыре-пять семей, те, кому уж совсем некуда было податься. В основном, подчеркнем, женщины и даже один ребенок.

Например, Тамара Андреева, которая прожила в этом общежитии 10 лет и которой пришлось изображать «крутого полярника» вместе со своей пятилетней дочерью Аленой. Или Валентина Разводовская, работающая техничкой в школе и прожившая 20 лет в соседнем, ныне списанном двухэтажном общежитии, да в этом еще два года. Валентина Воробьева тоже из «ветеранов» - 9 лет здесь обитает, да и остальные женщины тут «долгожители».

Оставим за рамками материала все те ужасы, которые им пришлось пережить той холодной и бесснежной зимой. Потому что это легко может представить себе каждый: как можно сохранить тепло в отдельно взятой комнате, если длинный коридор общежития продувался всеми ветрами... А здесь они бывают злыми.

И еще одна деталь. За исходом жителей с верхних этажей последовало второе нашествие рукастых и хозяйственных мужиков, которые немного «почистили» и эти этажи. Женщины, понятно, противостоять им не могли. Да и не их это дело. Они и сегодня живут здесь в ожидании обещанной администрацией муниципального образования жилплощади, потому что вторую зиму здесь уже не протянуть.

С ОДНОЙ ШЕИ НА ДРУГУЮ

Нет слов, с неплательщиками надо бороться всеми предусмотренными законом методами. И в этом благородном деле в Покровке добились впечатляющих результатов. Теперь в трехэтажной общаге по Октябрьской наращивать долги по коммунальным платежам просто некому. Но вот ведь парадокс: и жилого фонда как такового не осталось. А ведь на 1 января этого года балансовая стоимость здания составляла 400 тысяч рублей.

Откровенного разговора с Геннадием Николаевичем Самойловым, председателем комитета по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и архитектуре районной администрации, не вышло. Да, мол, нехорошо получилось, да только охрана зданий обошлась бы тоже в копеечку. А стоило ли тогда вообще городить огород с приемом-сдачей этих объектов, да еще и выколачиванием долгов с явно безденежных жильцов? Живи они там, так, может, меньше оттуда вынесли бы.

С жильцами тоже не все понятно. Ведь претендуют на квадраты не только те, кто вынужден был остаться, но и многие из тех, кто формально съехал, но комнаты за собой держат. Не их вина, что дом пришел в запустение и потому закон на их стороне. В администрации предлагают квартиры в Чернятино (12 км от Покровки), Липовцах (30 км), ДВ МИС (5 км) и даже в поселке Дзержинец, известном поселении осужденных. Некоторые согласились на Чернятино – там пустует пятиэтажка бывшего военного гарнизона, но большинство не понимает, почему должны уезжать из райцентра, да еще туда, где нет работы.

Общага по Октябрьской тоже попала в программу «Ветхое жилье». Так ее, по крайней мере, называют в администрации, а имеют в виду, наверное, программу «Переселение граждан Приморского края из ветхого и  аварийного жилого фонда в 2003-2010 годах», которая пока находится только на согласовании.

Вот такие мудреные ходы, призванные просто прикрыть старые грехи и сегодняшнюю собственную бесхозяйственность. С этой программой, как ее ни называй, тоже ведь может не получиться, поскольку никакой этот жилой фонд не ветхий, но разграбленный, подчеркнем, при молчаливом согласии властей. Впрочем, может и «проскочить», и тогда неподъемный для районного бюджета хомут содержания двух трехэтажек (хотя никто, конечно, их не содержал как положено) плавно перейдет еще, по крайней мере, на одну шею.

Уже легче. Тоже выход. А там, на очередных выборах, можно будет и рапортовать: мол, вот сохранили и приумножили. Но ведь не добавят, что приумножили, причем многократно, затраты на восстановление жилого фонда. Если, конечно, оно, восстановление, состоится.

Автор: Евгений ИЗЪЮРОВ, (фото автора), «Владивосток»