В «Зеркальном» проблемы деревни - как в зеркале

В сельскохозяйственном производственном коллективе «Зеркальный» наступила жаркая пора заготовки кормов. «Жаркая» в переносном смысле. Ведь хозяйство, расположенное в долине реки Зеркальной на востоке Кавалеровского района, находится в зоне рискованного земледелия. Мало того, что это высокогорье, так еще сказывается и близость холодного моря. Поэтому крестьянское предприятие вынуждено основываться на животноводстве. А коров и телят нужно хорошо кормить.

21 авг. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1413 от 21 авг. 2003

В сельскохозяйственном производственном коллективе «Зеркальный» наступила жаркая пора заготовки кормов. «Жаркая» в переносном смысле. Ведь хозяйство, расположенное в долине реки Зеркальной на востоке Кавалеровского района, находится в зоне рискованного земледелия. Мало того, что это высокогорье, так еще сказывается и близость холодного моря. Поэтому крестьянское  предприятие вынуждено основываться на животноводстве. А коров и телят нужно хорошо кормить.

Травы здесь созревают поздно, и если чуть запоздать с сенокосом, то из-за ранних заморозков можно остаться без кормов. Поэтому председатель кооператива Юрий Подлесный отрядил на заготовку сенажа своих лучших механизаторов и водителей. Тем более что в нынешнем году на кормах можно еще и заработать. В июне и июле в центральном Приморье осадков практически не было, травы созревали плохо. А потому у многих агропромышленных предприятий возникли проблемы с сеном и силосом. Они вынужденно искали их на стороне. Так, одно из сельскохозяйственных подразделений Дальнегорска уже закупило в «Зеркальном» более 200 тонн зеленой массы, со дня на день будут вывозить.

Для собственных нужд кооператив планирует собрать не менее 600 тонн, под сенаж выделено 80 гектаров. Плюс сено. С раннего утра до позднего вечера на поле трудятся силосоуборочный комбайн и два самосвала. Водитель Сергей Лыков работает в хозяйстве с 1982 года. Последние 14 лет бессменно водит большегрузный «КамАЗ», холит его, как родное дитя, а иначе можно остаться без заработка, и производство пострадает. Сейчас он виртуозно сопровождает комбайн по полю, дабы не потерять траву, а потом совершает быстрый бросок на ферму, где находится силосная яма. В нее и сгружают скошенную зеленую массу. По зелени движется бульдозер – им управляет тракторист Николай Хлыстунов, отжимает воду, утрамбовывает сенаж. До середины весны этой продукцией надо будет кормить крупный рогатый скот.

Дойное стадо сейчас единственная надежда отдаленного хозяйства. Вместе с молодняком 250 голов, из которых 90 коров. Телят и молодых бычков реализуют живым весом. Летом за день доярки надаивают до 500 литров. Вопрос только со сбытом продукции. Часть отправляется в дошкольные учреждения, в детский дом, летний лагерь для старшеклассников. Около половины надоя идет в поселки Кавалерово, Фабричный, Хрустальный. Однако население не раскупает все, хотя и продается молоко по смешной цене – 7 рублей за литр. То, что возвращается в село, отдается телятам. Журналистов «В» в «Зеркальный» сопровождал руководитель небольшого разреза «Уголь АСО», расположенного поблизости. Репортеры подкинули инженеру-горняку Алексею Кошману идею: покупать у кооператива свежее молоко для рабочих. Предложение понравилось обеим сторонам, тут же оговорили стоимость и механизм передачи фляг.

Молокозаводов поблизости нет. Отвозить в Арсеньев, Уссурийск или Спасск-Дальний невыгодно. Из-за большого расстояния транспортные расходы перекроют прибыль. Хозяйству совсем не помешал бы небольшой модуль по переработке, сюда бы сдавали молоко частники и соседние хозяйства. А жители Кавалеровского, Ольгинского районов и Дальнегорска смогли бы получать вкусные по-домашнему сметану, творог и масло. Но где взять денег на покупку оборудования? Только краевой администрации по силам такая помощь.

Юрий Подлесный: «Наше предприятие получает определенную поддержку из муниципального бюджета.  Но в основном она касается растениеводства». В «Зеркальном» высаживают картофель на семи гектарах и по одному га моркови, капусты и свеклы. Задействовать больше площадей не имеет смысла, урожай окажется невостребованным. Помидоры и огурцы, зерновые культуры (к примеру, популярная ныне соя) не вызревают. А то, что производится, имеет минимальную отдачу из-за небольшого спроса и цены. Поэтому часть выращенного отдается работникам предприятия в виде натуральной оплаты.

В кооперативе трудятся 47 человек, хотя в селе проживает около полутора тысяч, и других производств нет вовсе. Зато каждый сотрудник является мастером на все руки и всегда готов выполнить любую крестьянскую работу. Да и сам председатель кооператива не чурается трудиться наравне со всеми – он и врач, и ветеринар, и водитель, и механизатор. По специальности зооинженер, после окончания Уссурийского сельскохозяйственного института 12 лет назад попал по распределению в тогда еще совхоз «Горнореченский». Он успел захватить период стабильного состояния хозяйства. Но позже директора стали продавать оборудование и технику на металлолом. Возглавил  «Зеркальный» в 1999 году, ему досталась сплошная разруха. Сейчас Юрий Александрович пытается вернуть былую славу предприятию. Но сам сомневается, что удастся. Пока государство не создаст условий, сельское хозяйство будет разрушаться и может погибнуть. А с ним прекратят свое существование деревни и села глубинки.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, Надежда БРАЖИНА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"