Государство берет свое
В настоящее время в Приморском крае, как и в других субъектах Российской Федерации, идет процесс разграничения государственной собственности на землю. Вызванный к жизни экономическими реформами 90-х годов, он призван привести в порядок сложившиеся в России земельные отношения. О тонкостях и трудностях процесса рассказывает начальник отдела по разграничению государственного имущества комитета по управлению государственным имуществом Приморского края Николай Виговский:
В настоящее время в Приморском крае, как и в других субъектах Российской Федерации, идет процесс разграничения государственной собственности на землю. Вызванный к жизни экономическими реформами 90-х годов, он призван привести в порядок сложившиеся в России земельные отношения. О тонкостях и трудностях процесса рассказывает начальник отдела по разграничению государственного имущества комитета по управлению государственным имуществом Приморского края Николай Виговский:
- В 1992 году началась приватизация недвижимости. Предприятия переходили в частную либо акционерную собственность, тогда как земля, на которой они находились, по-прежнему оставалась государственной, что откровенно сдерживало развитие производства: банки неохотно давали ссуды и кредиты под недвижимость, не подкрепленную «фундаментом» - правом собственности на землю. Вопрос об оформлении собственности на земельные участки разрешился в 1996 году, когда земли, занятые приватизированными предприятиями, стали выкупаться их владельцами. Фактически в стране началась купля-продажа земли. Это, в свою очередь, вызвало необходимость разграничить государственную собственность на землю.
Соответствующий закон был принят в июне 2001 года. Он определил порядок, по которому все земли Российской Федерации, находящиеся в государственной собственности, подлежат отнесению к трем уровням: собственно федеральные земли, земли субъектов федерации (краев и областей) и земли муниципальных образований. Теперь соответствующим органам предстоит провести настоящую инвентаризацию государственных земель, отнеся тот или иной участок к своему уровню на основании постановления правительства № 140 от 4 марта 2002 года.
Критерии, определяющие принадлежность земель, регулируются целым рядом нормативных актов. Это земельный, лесной, водный кодексы, законы «Об обороне», «О государственной безопасности», «О статусе столицы», «О железнодорожных войсках», «О метеослужбе», «О Федеральном агентстве правительственной связи и информации», «О закрытых административно-территориальных образованиях», «О государственном резерве», «Об особо охраняемых природных территориях» и многое другое. Все они относят в федеральную собственность земельные участки, на которых функционируют федеральные министерства и ведомства. Земли также попадают в разряд федеральных, если на них расположены федеральные предприятия, организации и учреждения, объекты недвижимого имущества, относящиеся к федеральной собственности, или объекты недвижимости, приватизированные из федеральной собственности. Аналогичные принципы действуют и при отнесении земельных участков в собственность субъекта федерации или муниципального образования.
- Как на практике выглядит процесс разграничения? Это землемер с аршином, обходящий по периметру участки?
- Нет, все обстоит несколько иначе. Конечно, мы прибегаем к услугам специализированных землеустроительных организаций, отбирающихся на конкурсной основе. Параллельно с этим формируются землеустроительные дела по каждому участку. Фактически конечная цель разграничения - это регистрация каждого участка, отнесенного к конкретному уровню собственности.
В КУГИ от предприятий приходят сведения обо всех земельных участках, подлежащих к отнесению к федеральной или краевой собственности. Земли, на которые претендуют муниципальные образования, оформляются в администрациях городов и районов Приморья. После этого дела передаются для оформления на утверждение в КУГИ, откуда направляются в Министерство имущественных отношений РФ.
Предприятие должно представить в комитет по управлению государственным имуществом Приморского края две группы документов: позволяющих однозначно говорить о праве собственности на объект недвижимости и определяющих правила пользования земельным участком. После оформления в КУГИ все документы на бумажных и электронных носителях отправляются на рассмотрение в Министерство имущественных отношений РФ, чиновники которого формируют перечни земельных участков и направляют их на согласование с муниципальными образованиями и субъектами федерации.
- Николай Николаевич, там, где делят (в нашем случае разграничивают) собственность, возникают споры…
- Случается, что на один и тот же земельный участок претендуют и муниципальная, и федеральная власти. Такая ситуация сейчас сложилась в Анучинском районе, где администрация муниципального образования выделила под строительство коммерческой структуре участок земли, находящийся в пользовании Дальневосточного отделения Российской академии наук, однозначно относящийся к федеральному уровню госсобственности. Этот спор будет решаться в арбитражном суде, но, как правило, до этой инстанции дело доходит нечасто. Обычно все претензии рассматриваются коллегиально на уровне КУГИ и руководителей муниципальных образований.
- Разграничение государственной собственности идет уже год. Что за это время сделано в Приморском крае?
- Всего комитет получил заявки на оформление 3200 участков земли, из них 1200 – в этом году. 750 участков уже прошли согласование в муниципальных образованиях, еще полторы тысячи находятся на согласовании, после которого правительством будут утверждаться перечни земельных участков, относящие их к соответствующему уровню государственной собственности. Остальные землеустроительные дела пока находятся в работе.
- Помимо наведения порядка в земельных отношениях что даст стране разграничение собственности?
- За использование государственных земель предприятия платят налоги и аренду. Пока от неразграниченных земель 50 процентов платы идет в бюджет муниципального образования, а 50 – субъекту федерации, на территории которых находится земельный участок. После разграничения вся сумма будет перечисляться собственнику – либо в федеральный, либо в муниципальный, либо в краевой (областной) бюджет. Облегчится процесс купли-продажи земли. Продавцом теперь будет выступать собственник.
Автор: Юлия ИГНАТЕНКО, «Владивосток»