Доверчиво уткнувшись в плечо…

Летом Кавалеровская школа-интернат для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, почти полным составом отдыхает на берегу моря. Побережье в районе, не в пример южным бухтам края, чистое, экологически привлекательное. И то, что у интерната есть свой собственный лагерь, дает возможность детворе на каникулах хорошенько набраться сил на природе и свежем воздухе.

19 авг. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1411 от 19 авг. 2003

Летом Кавалеровская школа-интернат для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, почти полным составом отдыхает на берегу моря. Побережье в районе, не в пример южным бухтам края, чистое, экологически привлекательное. И то, что у интерната есть свой собственный лагерь, дает возможность детворе на каникулах хорошенько набраться сил на природе и свежем воздухе.

Школа-интернат имеет краевой статус, здесь живут и учатся ребята чуть ли не из половины районов Приморья, Фокино, Владивостока и других городов. Расходы на питание и мягкий инвентарь покрывает бюджет края, причем в последнее время финансирование значительно увеличено, и это позволяет, кроме традиционных завтрака, обеда, ужина, организовывать еще два полдника. Так что проголодаться ребята не успевают. Но в остальном школа-интернат - это забота районных властей, и они ее не забывают. Сейчас, пока детвора загорает и купается, здесь полным ходом идет ремонт.

Директор интерната Владимир Эчко пришел из обычной школы, где точно так же директорствовал. Но он тут же понял, что работа на новом месте требует гораздо большей отдачи, прежде всего - душевной. В общеобразовательной школе между учениками и учителями все-таки остается официальная дистанция, а тут отношения практически родственные. Ребята могут подойти, обнять, уткнуться в плечо, посекретничать. И педагоги, как бы ни сопротивлялись своим чувствам, очень сильно привязываются к воспитанникам, переживают за них не меньше, чем за собственных детей.

Владимир Сергеевич тревожится за плохое здоровье ребят:

- Половина имеют серьезные хронические заболевания. Хоть лечебное учреждение прямо в интернате открывай... Обнадеживает только то, что с наркоманией у нас теперь покончено.

Директор суеверно стучит по дереву. И его страх понятен. Слишком болезненная эта проблема даже для благополучных и обихоженных детей, не говоря о лишенных родительского внимания и поддержки.

Под крышу школы-интерната попадают пасынки судьбы - тяжелой, горькой, недетской. Большинство пережили отсутствие элементарных бытовых условий, сидели без куска хлеба. Поэтому здесь они больше всего ценят то, что сыты, обуты, одеты, а вот учебу, увы, воспринимают как дополнительную нагрузку. Рвутся побыстрее хоть как-то встать на ноги, обрести свободу и самостоятельность. Чаще всего после девятого класса выбирают профтехучилище, ориентируясь на специальность, которая может прокормить, в вузы никто не поступает. Владимир Сергеевич считает, что это несправедливо, хотя сами ребята до конца не осознают упущенных возможностей в жизни. Он стремится к тому, чтобы изменить их отношение к учебе, поднять ее престиж, разбудить желание не просто учиться, а учиться творчески. Теперь в интернатском коллективе появился хороший пример - Юля Шумская, которая воспитывается здесь с раннего детства, окончила девять классов без единой четверки. В коллективе на нее смотрят с надеждой и очень верят, что она первой поступит в вуз.

Хорошо, конечно, что лето ребята проводят все вместе, не расстаются с друзьями, подругами, своими воспитателями. Но дружный выезд на море наводит также на безрадостную мысль: даже на каникулах их не ждут ни родители, ни родственники, и море остается единственной отдушиной в череде школьных будней. Отдыхая в лагере, многие уже заскучали по Кавалерово, по интернату и рвутся назад не меньше, чем в родной дом.

Автор: Надежда БРАЖИНА, «Владивосток»