Кто имеет – не хранит

К воротам Кучелиновского водохранилища бригада журналистов “В” подъезжала не то чтобы с опаской, но с некоторым сомнением – точно. Пустят ли? Однако дошедшая до нас информация, что в режимную, по идее, зону можно запросто проникнуть, заплатив скромную сумму денег, немедленно подтвердилась.

15 авг. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1410 от 15 авг. 2003

К воротам Кучелиновского водохранилища бригада журналистов “В” подъезжала не то чтобы с опаской, но с некоторым сомнением – точно. Пустят ли? Однако дошедшая до нас информация, что в режимную, по идее, зону можно запросто проникнуть, заплатив скромную сумму денег, немедленно подтвердилась.
- Чего изволите? - спросил нас радушный вахтер.
- Искупаться, - отвечаем.
- Тогда платите по 15 рублей с человека и 30 – за машину.
Получив требуемую сумму, он выписал квитанцию, которую у него даже не просили. Мол, порядок есть порядок. Мы призадумались, порядок ли?

Интерес у нас возник отнюдь не праздный. Совсем недавно, исследуя проблему снабжения водой населения Владивостока в свете ее режимной подачи, корреспонденты газеты изъявили желание побывать на пригородных водохранилищах, дабы лично засвидетельствовать, что влага действительно в дефиците. Но от руководства «ВКХ юга Приморья» получили мягкий отказ. Нам было предложено поверить на слово, что воды крайне мало, а потому введенное режимное водоснабжение вполне обоснованно. А тут на тебе: плати и купайся! Правда, как выяснилось, у Кучелиновского водохранилища статус особый.

Водохранилище “Кучелиново” находится около одноименного села, расположенного почти сразу за Штыково. Изначально оно создавалось как энергетическое. То есть вода из этого резервуара должна была использоваться исключительно на хозяйственные нужды Артемовской ТЭЦ. Так оно долгое время и происходило. А коль вода не применялась для питья, то и необходимости в особом режиме охраны и содержания водохранилища не было. Хотя постановление правительства России № 1404 от 1996 года “О водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах” и предусматривает ряд ограничений даже для промышленных водохранилищ (здесь запрещены мойка и стоянка транспортных средств, движение автомашин, проведение рубок, установка стационарных палаточных городков), но отдыхать и купаться не запрещалось. 

Однако после очень засушливого лета 1998 года, когда на юге края с водой случилась жуткая напряженка, было принято решение часть воды Кучелиновского использовать и на питьевые нужды, в частности, на обеспечение поселка Артемовского. На следующий год комитет природных ресурсов по Приморскому краю выдал Артемовской ТЭЦ лицензию на водопользование, которая разрешала производить забор воды не только на производственные, но и хозяйственно-бытовые нужды. Статус водохранилища формально изменился. Изменения должны были последовать и в системе его охраны.

Когда же на днях журналисты “В” побывали на Кучелиновском водохранилище, то их взору предстал не охраняемый объект, а типичный городской пляж со всеми вытекающими отсюда неприглядными приметами. Автомобили отдыхающих стояли в непосредственной близости от воды, у многочисленных палаток горели костры, “в лесу раздавался топор дровосека”, об обилии купающихся и говорить не имеет смысла. Грешны, искупались и мы. Сознаемся, не без удовольствия. Место это действительно необыкновенно красиво: густой лес по берегам, прозрачная гладь воды. Оно создано для отдыха… если не брать здесь питьевую воду.

Чтобы все-таки уточнить статус водохранилища, на обратном пути заехали в администрацию Артемовской ТЭЦ, которой “Кучелиново” принадлежит на правах пользования. Водопользователь, кстати, и призван поддерживать в надлежащем состоянии водоохранную зону.

Директор АТЭЦ Сергей Субчев был категоричен: водохранилище производственное, а потому проблем с состоянием его сбережения просто не существует.

Как позже выяснилось, проблемы есть. В Главном управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды по Приморскому краю нам сообщили, что выданная в 1999 году лицензия на право забора воды на хозяйственно-бытовые нужды у Артемовской ТЭЦ уже закончилась. При этом часть воды Кучелиновского по-прежнему используется как питьевая, несмотря на то, что водохранилище числится хозяйственным. Добро на это дали органы СЭС. Но так длиться долго не может. Нужна лицензия, во-первых. А во-вторых, чтобы использовать водохранилище как питьевое должны быть разработаны новые правила его эксплуатации, определены зоны санитарной охраны (ЗСО). Кстати, проект ЗСО Кучелиновского водохранилища уже существует. По словам специалиста отдела водопользования ГУПР Людмилы Широковой, он даже прошел экологическую экспертизу. Загвоздка в том, что проект ЗСО должен быть утвержден постановлением главы администрации Шкотовского района. И тогда, в соответствии с новыми правилами эксплуатации водного резервуара, зону отдыха оттуда придется убрать. Прежде всего, заняться этим придется именно Артемовской ТЭЦ. Первый пояс зоны санитарной охраны (100 метров от водозабора) обязан контролировать собственник водохранилища. Второй и третий пояса – лесхоз. Надзор за их действиями осуществляют органы СЭС. Подчеркнем, если водохранилище все-таки будет признано питьевым, то в первом поясе всякая деятельность, в том числе и отдых, вообще будет запрещена. Конечно, жаль людей, которым полюбился отдых на Кучелиновском, но нужно выбирать, что для нас сегодня важнее: экзотика или питьевая вода.

Приятно отметить, что на самом деле руководство Артемовской ТЭЦ для себя этот выбор уже сделало. Непонятно только, почему не захотело сообщить об этом журналистам. Иначе бы не появился акт проверки, которую провела комиссия АТЭЦ. Отметив массу нарушений, среди которых мойка машин, мазутные пятна, отсутствие ограждения и охраны, мусор в воде, купание людей и животных, члены комиссии строго попеняли на беспорядок ФГУ опытному лесоохотничьему хозяйству “Орлиное”, с которым у ТЭЦ договор об оказании услуг по охране объекта.

Впрочем, после составления в июне сего года упомянутого акта - и журналисты “В” тому свидетели - на Кучелиновском водохранилище мало что изменилось. При этом юмор ситуации состоит в том, что основными потребителями потенциально опасной воды являются сами жители поселка энергетиков.

Автор: Виталий МОГИЛЬ, Вячеслав Воякин (фото), «Владивосток»