Бизнесу и власти нужно договариваться

Любимая всеми фраза из «Бриллиантовой руки» - «Стамбул - город контрастов» - применима и к сегодняшней России. За последнее десятилетие мы стали «страной контрастов». С одной стороны - 17 долларовых миллиардеров, с другой - треть населения страны, живущая в бедности. Пропасть между сверхбогатством и нищетой создает атмосферу угнетающей несправедливости.

13 авг. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1408 от 13 авг. 2003

Любимая всеми фраза из «Бриллиантовой руки» - «Стамбул - город контрастов» - применима и к сегодняшней России. За последнее десятилетие мы стали «страной контрастов». С одной стороны - 17 долларовых миллиардеров, с другой - треть населения страны, живущая в бедности. Пропасть между сверхбогатством и нищетой создает атмосферу угнетающей несправедливости.

Сложившаяся ситуация не устраивает ни миллионы россиян, ни власть, ни бизнес-элиту России. Люди хотят социальной справедливости. Но мечта о ней зачастую превращается в призыв к очередной революции. В воспаленных умах бродит мысль, что только повторив 17-й - год «великой, октябрьской и социалистической», трудовой народ сможет отобрать у новых буржуев «награбленное». Жаждущие всеобщего равенства почему-то верят, что после раскулачивания бизнеса им что-нибудь достанется. Что касается большого бизнеса, то он живет под страхом изъятия собственности, уголовного преследования и лишения свободы. А власть делает вид, что не замечает ни гнева народа, ни страха бизнесменов.

Добавим сюда коммунальную разруху, плачевное состояние системы здравоохранения, среднего образования и институтов социальной защиты и можем констатировать, что налицо кризис современного российского капитализма.
Можно возразить, что ВВП активно растет, наблюдается рост производства, национальная валюта устойчива. Но кризис все равно есть. Практически все эти макропоказатели связаны с сырьевыми секторами, где занято незначительное число людей, поэтому на реальную жизнь большинства населения влияния не оказывают.
Похоже, в России утвердился второсортный капитализм латиноамериканского типа, характеризующийся сырьевой зависимостью экономики и социальными катаклизмами.

Подобная ситуация категорически не устраивает «Союз правых сил». Для правой партии, которая всерьез задумывается о будущем России, очевидна необходимость трансформации такого капитализма в европейский - с его сильным средним классом, уважением прав личности и частной собственности.

По мнению лидера СПС Бориса Немцова, существуют два возможных сценария выхода из создавшейся ситуации.
Немцов говорит о том, что «можно совершить «левый» переворот, раскулачить весь российский бизнес от олигарха до последнего ларечника, а полученное таким образом «богатство» раздать обнищавшему народу». Вот только, добавляет он, «все это просто, очень популярно и крайне опасно».

Новоявленным робеспьерам нужно понимать, что рядовые граждане от этого станут только беднее, потому что напуганные репрессиями предприниматели свернут бизнес, уедут и увезут с собой капиталы. А на их место придут новые, такие же, только более приближенные к нынешней власти. Они-то и воспользуются новыми обстоятельствами, а обездоленный народ останется ни при чем.

При этом лидер СПС делает вывод, что «левый метод приведет к бегству капиталов, снижению капитализации российской экономики, ухудшению инвестиционного климата и снижению поступлений в бюджет, а значит – уменьшению пенсий, зарплат для военных, врачей и учителей». Такое развитие событий, считает Немцов, на руку только коммунистам - чем больше в стране бедных, тем больше недовольство, а значит, и число отданных за них голосов.

Если левые свой выбор сделали, то власть со своим выбором только определяется. Немцов считает, что Кремль намерен пойти левым курсом.

Это может показаться логичным: страна в основном в своих взглядах левая – значит нужно действовать левыми методами. Чтобы завоевать популярность, требуется наехать на предпринимателей, получить взамен народную любовь, голоса и победить на президентских выборах. А после подумать, что делать дальше и как вернуть доверие деловых людей. Все бы ничего, вот только бизнес является активной частью населения, которая трудится, создает рабочие места и богатство страны. Заслужить его доверие непросто, а после такой предвыборной игры с «левой» - невозможно.

Правые считают, что такое поведение властей ухудшает экономические позиции России и ее положение в мире, снижает уровень доверия людей к государству, а значит - ослабляет страну.

В чем же состоит конфликт между Кремлем и капиталом?

Кремлю не нравятся попытки крупного российского бизнеса активно лоббировать свои интересы в государственных органах власти. Кроме того, Кремль в преддверии выборов хочет проводить популярную политику. А что же может быть более популярным, чем идея «мочить» олигархов? При этом власть намерена использовать и законные, и незаконные методы борьбы с «зарвавшимися» бизнесменами. Главная задача Кремля – сохранение своей монополии на власть.

Правые предлагают свой выход из сложившейся ситуации. Они считают, что необходимо избежать лобового столкновения власти и бизнеса и заняться поиском компромисса.

На первом этапе СПС предлагает обеспечить гарантии прав собственности и свободу предпринимательства, одновременно устранить любую возможность приватизации власти крупным бизнесом.

На втором - найти выход из конфликта, обеспечив трансформацию российского капитализма с целью снижения социальной напряженности и уровня классовой ненависти.

Инструментом такой трансформации мог бы стать налоговый маневр в виде повышения природной ренты для сырьевых компаний при одновременном снижении налогов для несырьевых секторов экономики.

То есть вместо «левых» формул «грабь награбленное» и «мочи олигарха» правые предлагают свою: рента и снижение налогов для малого и среднего бизнеса в обмен на амнистию и ограничение участия бизнеса в политическом процессе.

От такого соглашения, считает Борис Немцов, выиграют все: пенсионеры и бюджетники получат прибавку к пенсиям и зарплатам; несырьевому бизнесу будет легче дышать в связи со снижением налогового бремени, а крупный сырьевой российский бизнес получит гарантии безопасности.

Этот план, по мнению лидера думской фракции СПС, можно осуществить уже осенью. Для этого потребуется внести в Гражданский кодекс поправки, устанавливающие срок давности три года по приватизационным сделкам, и поправки, увеличивающие природную ренту, снижающие социальный налог, НДС и налоги на малый бизнес в Налоговый кодекс.
«Для реализации данной идеи, - заявил Немцов, - необходимы добрая воля президента и бизнеса и их желание защитить стратегические интересы России».

Автор: Лилия ЮРЬЕВА, специально для «В»