Интригующая интеграция
Вице-губернатор Приморья Виктор Горчаков рассказывает, что даст краю вступление России в ВТО.
Вице-губернатор Приморья Виктор Горчаков рассказывает, что даст краю вступление России в ВТО.
- Процесс вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) имеет как сторонников, так и противников. Последние уверяют, что в результате вступления многие отрасли потерпят крах, особенно сельское хозяйство. Насколько обоснованы их опасения?
- Чем больше соответствующие специалисты овладевают тематикой ВТО, тем больше становится сторонников и меньше – противников. Действительно, определенные негативные последствия Россию ожидают, но все же плюсов, на мой взгляд, больше.
Что же касается краха отраслей и предприятий, то здесь опасения преувеличены. Многочисленные исследования в этом вопросе показали, что по большому счету вступление России в ВТО существенных изменений в экономике не принесет, оно выступит скорее как катализатор: «умирающие» предприятия скорее умрут, а развивающиеся – скорее разовьются.
Тем более что это меньше всего присуще Приморью: мы изначально экспортно ориентированы, так что для нас ВТО – это скорее благо.
Определенные негативные тенденции сельское хозяйство конечно затронут. Но это также более ощутимо скажется на центральных районах страны. Приморье и без ВТО - зона рискованного земледелия: у нас то засуха, то наводнение. Наше сельское хозяйство уже давно в тяжелом положении.
Однако рядом находится китайская провинция Хэйлунцзян с такими же природными условиями, но сельское хозяйство там достаточно развито. На днях я провел переговоры с мэром города Цицикар из этой провинции и задал ему вопрос: как же вы теперь работаете в условиях ВТО? На что он ответил, что вступление Китая в КНР ему помогло навести порядок в своей провинции: они пересмотрели ассортимент культур, которые могут успешно произрастать в провинции и которые имеют однозначный спрос на внутреннем и внешнем рынке, проводят работу по внедрению новых технологий и современных сельскохозяйственных механизмов. В общем, его позиция достаточно оптимистична.
- Условиями вступления в ВТО являются приведение цен на энергоносители в соответствие с мировыми и отказ от дотирования сельского хозяйства. Реально ли это в России?
- Действительно, ряд европейских стран выдвинули требование выровнять внутренние российские цены на энергоносители, в частности, на газ. Однако президент России Владимир Путин и российские переговорщики высказываются категорически против этих требований. Как подчеркнул Путин: «Низкие цены на газ - российское преимущество естественного характера». Более того, аналогичные требования другим странам - претендентам на вступление в ВТО не предъявлялись, что, естественно, несправедливо. Требования унификации энерготарифов выходят за рамки стандартного пакета по доступу в ВТО, переговорный процесс продолжается, и будем надеяться, что наши переговорщики окажутся на высоте.
Что же касается дотирования сельского хозяйства, то здесь все гораздо проще. В отличие от промышленности, для сельского хозяйства нет абсолютно запрещенных («красных») субсидий, соглашением предусмотрено лишь сокращение субсидий, отнесенных к разряду «желтых». Соглашение предусматривает установление максимального порога для общего объема поддержки отечественных производителей. В настоящее время идет спор только по размеру этих субсидий. Российская переговорная группа настаивает, чтобы они составили 16 миллиардов долларов в год, а наши партнеры по переговорам недоумевают: зачем так много? Эта цифра не подтверждается нашим текущим бюджетом – в настоящее время субсидирование российского сельского хозяйства не превышает 1 миллиард долларов.
- Как известно, 8-10 июля в Женеве прошел очередной раунд переговоров по присоединению России к ВТО. До чего удалось договориться в этот раз?
- В ходе раунда прошло обсуждение третьего варианта доклада рабочей группы о присоединении России. Данный доклад – это ключевой элемент итогового пакета документов о присоединении. В докладе содержится описание торгового режима присоединяющейся страны и ее законодательства, а также обязательства кандидата, которые он будет выполнять после присоединения.
В ходе июльского раунда доклад разделили на три группы вопросов: работа над которыми завершена, где уже есть основания для завершения согласования и которые требуют существенной доработки. Например, пока не решен вопрос валютного регулирования: соответствующий закон в России принят, однако оно расходится с нормами ВТО.
Но в целом, по мнению российской переговорной группы, в переговорах был достигнут существенный прогресс.
- На днях на заседании правительства России обсуждались результаты последнего раунда переговоров. Прокомментируйте, пожалуйста, для наших читателей результаты заседания.
- На этом заседании было отмечено, что на переговорах по товарам и доступу на рынки услуг был достигнут существенный прогресс. Вместе с тем остаются проблемы, связанные с системным пакетом, в том числе валютное регулирование и нетарифное регулирование по отдельным товарам. Было принято решение активизировать переговорный процесс, ряду министерств и ведомств были даны поручения выработать позицию российской стороны вновь по спорным вопросам.
- Какой положительный эффект ожидается от вступления России в ВТО? Ваше личное отношение к проблеме.
- Положительный эффект - исключение дискриминации наших экспортеров, равноправие на рынке товаров, улучшение условий разрешения противоречий и споров, повышение прозрачности конкурентной среды, снижение цен на импортные товары на потребительском рынке, усиление притока иностранных капиталов, появление благоприятных предпосылок включения России в международную производственную кооперацию и в другие наиболее продвинутые формы делового сотрудничества (учреждение совместных предприятий, заключение соглашений о совместных исследованиях, производстве и сбыте, обмене интеллектуальной собственностью) и т.д.
Мое личное отношение к этой проблеме однозначное. Присоединение к ВТО является не самоцелью, а механизмом создания наиболее благоприятных условий ведения бизнеса на территории России. Здесь очевидна транспарентность надежности торговых отношений, возможность использовать права, которыми обладают члены ВТО, повышение открытости торговых отношений и т.д. Немаловажно и то, что Россия сможет в дальнейшем непосредственно участвовать в формировании правил международной торговли, руководствуясь национальными интересами.
- Приморье – регион особый. Как на нем отразится вступление России в ВТО? Что ждет наши ведущие отрасли хозяйства, отдельные районы и муниципальные образования?
- Для Приморского края как региона, максимально удаленного от федерального центра и вольно или невольно интегрирующегося в Азиатско-Тихоокеанский регион, вопрос, вступать или не вступать в ВТО, не стоит. Степень актуальности проблемы определяется хотя бы тем фактом, что внешнеэкономической деятельности в структуре экономики региона отведено значительное место. А потому регион заинтересован в унификации правил игры на мировом рынке – без этого равноправное сотрудничество с партнерами по рынку невозможно.
Что же касается последствий для наших ведущих отраслей хозяйства, то администрация края сейчас проводит работу по анализу возможных последствий для конкретных отраслей. Это достаточно объемные документы, но попробую сформулировать по возможности кратко.
В горнорудной промышленности существенных изменений не предвидится. Поставляемая краем на экспорт продукция в виде концентратов цветных металлов является в основном продукцией второго передела, и каких-либо ограничений по ее экспорту не предвидится. Даже в настоящее время, когда Россия не является членом ВТО, по отношению к экспортируемой приморскими предприятиями продукции никаких мер, ограничивающих экспорт или претензий на поставляемую продукцию, не предъявляется.
Для рыбного хозяйства ряд факторов в этой сфере благоприятствует вступлению России в ВТО. Россия обладает богатой сырьевой базой. Научный потенциал отрасли и сохраняющиеся промысловые мощности флота также являются факторами, укрепляющими положение России как рыболовной державы среди конкурентно сильных партнеров.
Основная масса товаров, производимых лесным комплексом края, может конкурировать в основном только на сырьевом рынке, потому что качество товаров не отвечает международным стандартам из-за морального и физического износа оборудования, на котором невозможно производить конкурентоспособную продукцию. Каких-либо количественных ограничений по экспорту лесоматериалов не предвидится ввиду емкости рынков стран АТР.
Что же касается транспорта, то после вступления в ВТО положение приморских моряков скорее всего не изменится, а может, станет чуть лучше. Наши моряки давным-давно интегрированы в международный рынок труда, и весь наш флот стал частью мирового флота, пусть даже под удобными флагами. От увеличения внешней торговли, импортных потоков, транзита транспортная сфера Приморского края в целом определенно выиграет. В первую очередь, железнодорожная, поскольку на монополию МПС не сможет покуситься ни один из представителей мирового транспортного бизнеса. Сомнительно, что кто-нибудь возьмется за строительство альтернативного Транссиба. Следовательно, увеличение объемов перевозок российской железной дороге гарантировано. Спокойным за свой статут на внутренних линиях могут быть и авиаперевозчики. Появление иностранных компаний здесь маловероятно, поскольку для российского рынка воздушного транспорта характерен слишком низкий уровень рентабельности.
Существенный ущерб экономике края может нанести появление на рынке экспедиторских услуг компаний с иностранным капиталом. Транспортная инфраструктура региона стоит на пороге еще более тесной интеграции в экономику АТР и создания новых транспортных коридоров. Похоже, что транспортировка грузов в этих коридорах будет полностью монополизирована международными экспедиторскими компаниями. Вступление в ВТО делает такой сценарий более вероятным. Хотя изменения в таможенном законодательстве смогут компенсировать этот негатив. России придется присоединиться к международным торговым стандартам, где однозначно сказано о необходимости обеспечения свободного транзита через свою территорию. В итоге будут наконец-то созданы реальные предпосылки для насыщения транспортной инфраструктуры края транзитными грузами.
Наибольшее опасение вызывает морской транспорт. По словам М. Медведкова, в этой связи Россия намерена не брать на себя никаких обязательств по допуску на отечественный рынок иностранных морских перевозчиков. Однако сейчас на Россию оказывается давление, и, по всей видимости, на какие-то компромиссы стране пойти придется. Уже сегодня на Дальнем Востоке основная часть и импортных, и экспортных перевозок осуществляется иностранными компаниями. И самых незначительных уступок может быть достаточно, чтобы отечественные перевозчики окончательно потеряли рынок.
По отдельным районам и муниципальным образованиям я бы не спешил делать прогнозы, пока не закончится переговорный процесс и мы не будем знать, на каких условиях вступает Россия. Однозначно могу только сказать, что существенно выигрывают приграничные районы и районы, имеющие международные порты.
- Как в Приморском крае идет подготовка к вступлению в ВТО?
- Для подготовки края к вступлению России в ВТО нужно провести значительную организационную, аналитическую и методическую работу: привести в соответствие федеральному и нормам ВТО наше законодательство, обучить специалистов предприятий и организаций всех форм собственности, повысить конкурентоспособность производимых товаров и услуг, содействовать внедрению на предприятиях края международной системы менеджмента качества, организовать перепрофилирование неконкурентоспособных предприятий, продумать субсидирование отраслей и предприятий, имеющих для нас экономическую или продовольственную безопасность, и многое другое.
Определенную работу мы уже провели среди муниципальных образований края. По нашей просьбе они сейчас изучают свою готовность к вступлению России в ВТО и определяют для себя возможные последствия.
Для решения всех этих вопросов при губернаторе края еще в конце прошлого года создана специальная рабочая группа, которая работает достаточно активно и продуктивно. Уже есть некоторые результаты. Без ложной скромности могу сказать, что, по мнению экспертного управления аппарата президента России и Минэкономразвития России, Приморье считается одним из самых продвинутых в стране по подготовительному процессу. К нам уже обратились за обменом опыта администрации Кемеровской и Тульской областей.
В крае уже сформирована группа специалистов, владеющих тематикой ВТО и ищущих варианты эффективной подготовки края к предстоящему вступлению. Особенно хочу отметить наиболее активных сотрудников администрации края: консультанта комитета регионального развития, ответственного секретаря рабочей группы Проскурякову Ольгу Геннадьевну, заведующую сектором аналитики комитета экономического развития Кузьменко Марину Дмитриевну, председателя комитета по труду и демографической политике Решетникова Владимира Михайловича. Кроме этого существенную помощь в этом вопросе оказывает Дальневосточное таможенное управление и, в частности, первый заместитель начальника Терехин Александр Михайлович. Активно работают наши вузы, здесь особо хочется отметить заведующего кафедрой мировой экономики ВГУЭС Хуззиятова Тагира Даутовича, заместителя директора Института менеджмента и бизнеса ДВГУ Кузнецову Наталью Викторовну и многих-многих других.
Автор: Юлия ИГНАТЕНКО, «Владивосток»