Комбинатор из Суйфэньхэ, или Империя поднебесной хитрости

С недавних пор в лексиконе жителей приграничных территорий, причем не только приморских, прочно укоренилось слово «помогайка». Так называют туристов, выезжающих за границу специально для того, чтобы за небольшую плату перевезти через границу некоторое количество товара и уже в России отдать его настоящему владельцу – обычно китайскому «дяде». Помогаечный бизнес достиг таких масштабов, что стал реальной угрозой для экономической безопасности России – бюджет недополучает огромные суммы, которые коммерсантам пришлось бы выкладывать в виде таможенных платежей, провози они товар по-честному.

13 авг. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1408 от 13 авг. 2003

Уклонение китайскими коммерсантами от уплаты пошлин на российской таможне неискоренимо?

Товар-сумки-навар

С недавних пор в лексиконе жителей приграничных территорий, причем не только приморских, прочно укоренилось слово «помогайка». Так называют туристов, выезжающих за границу специально для того, чтобы за небольшую плату перевезти через границу некоторое количество товара и уже в России отдать его настоящему владельцу – обычно китайскому «дяде». Помогаечный бизнес достиг таких масштабов, что стал реальной угрозой для экономической безопасности России – бюджет недополучает огромные суммы, которые коммерсантам пришлось бы выкладывать в виде таможенных платежей, провози они товар по-честному.

В двух словах – о работе «помогаек». Эта, с позволения сказать, профессия появилась специально для того, чтобы обходить закон и уклоняться от таможенных платежей. Дело в том, что физическому лицу разрешено в льготном порядке (то есть совершенно беспошлинно) провозить через границу товары весом до 50 килограммов и стоимостью не выше тысячи долларов. Коммерсантам, переправляющим в Россию тонны китайского ширпотреба, приходится «делиться» с государством: ставка пошлины за превышение весовой квоты – 140-150 рублей за каждый килограмм. Механизм прост: «помогайке», на себе переправившему эти самые 50 кг, платят всего 300-350 рублей, а то и меньше. Вот и считайте чистую прибыль.

Сегодня место китайских «помогаек» прочно заняли наши русские челноки, в основном жители приграничных районов. Об этом свидетельствует и молниеносное появление десятков турфирм, бизнес которых составлен не на осмотре достопримечательностей, а именно на краткосрочных шоп-турах (раньше группы могли вообще проводить в КНР каких-нибудь полчаса, однако позже при вмешательстве комитета по туризму администрации Приморья был введен нижний порог длительности турпоездки – одни сутки). На обратном пути у каждого из экспресс-туристов на руках оказывается по 50 кг китайского ширпотреба плюс энная сумма в кармане. Государство, естественно, «в пролете», а китайские комбинаторы – в немалом плюсе. Попытки контролирующих органов бороться со сложившейся практикой зачастую кончаются ничем. Причем не только из-за «дырявого» российского законодательства. История, которую мы излагаем ниже, - лучшее тому подтверждение.

Бизнес с неприличным названием

Инспектор пункта пропуска «Пограничный» при таможенном досмотре автомобиля, принадлежавшего правительству города Суйфэньхэ, обнаружил триста ксерокопий загранпаспортов российских граждан и соответствующий список. Перевозивший эти бумаги в Китай человек, представившийся сотрудником мэрии Суйфэньхэ по имени Се Лей, объяснил, что они ему нужны для оформления на русских туристов особых пропусков, дающих право внеочередной посадки на поезд из Суйфэньхэ. Никаких нарушений в этом усмотрено не было.

Почти год спустя турфирма «Каро Ко ЛТД» по договору с гендиректором китайской фирмы «Хуи Да Компани Лимитед» и одновременно сотрудником мэрии Суйфэньхэ гражданином Се Лей, а также с его представителем в Приморье Тан Хуанем направила в провинцию Хэйлунцзян девять туристических групп общей численностью 229 человек. По ту сторону границы сотрудники упомянутой фирмы с несколько смелым для русского уха названием расфасовали партию товара стоимостью 3177800 рублей в 458 одинаковых по цвету и объему сумок общим весом 12650 кг. В Суйфэньхэ каждый турист получил по две такие сумки; для расчета с «помогайками» представитель фирмы «Хуи Да» выделил 93 тысячи рублей – получается, рублей по четыреста на брата. Сумки направлялись на китайский рынок в Уссурийске.

Но тут в отлаженную схему вмешались внешние силы. По факту уклонения от уплаты таможенных платежей в особо крупном размере (на общую сумму 1601533 рубля 95 копеек) Гродековская таможня возбудила уголовное дело. В отношении Се Лея как одного из организаторов таможенники выделили дело в отдельное производство по пункту «г» второй части ст. 194 (предусматривает лишение свободы на срок до пяти лет).

Однако справедливость так и не восторжествовала. Хотя два грузовика с добром были конфискованы, самому Се Лею удалось ускользнуть от российского правосудия. Он был объявлен в розыск, тем не менее привлечь хитрого бизнесмена к уголовной ответственности не представляется возможным до сих пор. Несмотря на договор между Россией и Китаем о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (начальник Гродековской таможни направил специальное ходатайство в компетентные органы КНР), воз, а вернее – гражданин Се Лей, и ныне там, то есть в Поднебесной. И, судя по всему, «сдавать» обвиняемого нашим органам правопорядка китайцы на намерены.

Поможем соседям?

А российско-китайскую границу по-прежнему пересекают в обоих направлениях все новые и новые группы «помогаек». Как говорят специалисты, только одна группа численностью 30-40 человек в день может ввезти 1,5-2 тонны товара, не облагаемого пошлинами (бюджет недополучает 200-250 тысяч рублей). А сколько всего таких групп снаряжают многочисленные приморские турфирмы? По произведенным еще в 2002 году подсчетам сотрудников Дальневосточной оперативной таможни, совокупный ущерб, наносимый «помогайками» государству, составляет ежедневно 20 млн. рублей.

«Помогайки» помогают прежде всего китайской экономике. За последние годы Суйфэньхэ преобразился – вырос, похорошел. Во многом, естественно, за наш счет. То есть мир и дружба – это для официальных документов, а фактически можно говорить, что правонарушения (в данном случае уклонение от уплаты таможенных платежей) стали системой.

Китай работает на свои интересы. Не пора ли и нам подумать о собственных?

Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»