Реалии пенсионной реформы
В августе пенсионеры распишутся в ведомости под большей суммой. В среднем она увеличена на 134,7 рубля. Об этом и реальном положении приморских пенсионеров рассказывает управляющий Отделением Пенсионного фонда России по Приморскому краю Николай КРЕЦУ.
В августе пенсионеры распишутся в ведомости под большей суммой. В среднем она увеличена на 134,7 рубля. Об этом и реальном положении приморских пенсионеров рассказывает управляющий Отделением Пенсионного фонда России по Приморскому краю Николай КРЕЦУ.
- Николай Степанович, по этой причине оживятся в крае бюджеты всех уровней, начиная с первичной ячейки – семьи ?
- Несомненно. Из бюджета нашего Отделения ПФР в августе к июльской общей сумме выплат в 835 млн. рублей добавлено на индексацию 68,3 млн. рублей. Итого – 903 млн. рублей. Такова мощь идущего от нас финансового потока. Она особенно ощутима в сельской местности. Скажем, в Анучинский район мы направили 7,6 миллиона рублей, а собственные доходы бюджета составляют 1,8 миллиона рублей.
Позади – Москва
- Итак, передовое и самое крупное среди отделений ПФР в Дальневосточном федеральном округе – Отделение по Приморскому краю. Чувствуете ли вы поддержку со стороны Москвы?
- Пенсионный фонд России направил в Приморский край с 1 января 2002 года значительные финансовые средства. Помимо ежемесячных выплат пенсий, а на это ушло 13,3 млрд. рублей, ПФР передал Приморью 77 млн. рублей – на оказание социальной помощи всем домам-интернатам края, более 20 тысячам малоимущих. При этом на половине территорий из 34 муниципальных образований Приморья адресная помощь со стороны Пенсионного фонда России превышала выплаты из местного бюджета. Кроме того, в край поступили 37,5 млн. рублей на капитальный ремонт зданий, в основном муниципальной собственности, где работают и ведут прием граждан специалисты ПФР. Еще 78 млн. рублей федеральный бюджет выделил на строительство во Владивостоке административного здания Приморского отделения. Оно будет уникальным как по своим функциям, так и по использованию ресурсосберегающих технологий “интеллектуального объекта”. С вводом его в эксплуатацию там будет установлен головной, центральный сервер с уникальной базой данных, к нему будут подведены корпоративные сети, и мы сможем работать в режиме реального времени со всеми городами и районами края и всей России. Тем самым будут еще сокращены сроки назначения пенсий, выдача любой информации застрахованному лицу сократится по времени в десятки раз.
С переходом на медицинское страхование неработающих пенсионеров и детей с нового года нашими клиентами станут все жители Приморского края - 2 млн.145 человек. С этими задачами сможет справиться только головной сервер.
И только в этом случае мы выполним в полном объеме те задачи, в том числе и технологические, которые предписывает нам новое пенсионное законодательство.
Не все то Швеция…
- Николай Степанович, и все же индексирование вряд ли решит все проблемы пенсионеров. В чем ресурсы истинного повышения пенсий?
- Финансирование пенсионеров края и социальных программ со стороны Пенсионного фонда России в самом деле значительно? Да. Тем не менее в целом Приморский край входит в число 54 субъектов РФ, где средний размер пенсии ниже прожиточного минимума. У нас на 1 августа средний размер пенсии, как уже говорилось, - 1783 рубля. То есть 85,7 процента от прожиточного минимума. В трех субъектах федерации средний размер пенсии равен ему. В 32 субъектах – выше названной нормы (Центральный федеральный округ). Размер же пенсии в среднем по России составляет 1750 руб., что ниже прожиточного минимума – 84,1 процента от него.
Во многих субъектах Российской Федерации принято решение о доведении среднего размера пенсий до прожиточного минимума за счет бюджета соответствующего субъекта. Наиболее показательна в этом Москва, которая доплачивает отдельным категориям пенсионеров до 600 рублей ежемесячно. В Кемеровской области – до 500 рублей.
Губернатор Приморского края на коллегии поддержал наше предложение: последовать примеру других субъектов – выйти с законодательной инициативой в ЗС Приморского края о дополнительных выплатах пенсионерам из краевого бюджета с целью довести средний размер пенсии до прожиточного минимума.
Давайте рассмотрим некоторые экономические показатели. И мы увидим перекос, какого в экономике допускать нельзя. В 2002 году по сравнению с 2001 годом валовой региональный продукт вырос на 36,6 процента, фонд оплаты труда почти на столько же – 35,7 процента.
Пенсионное обеспечение превысило эти важнейшие показатели – 37,1 процента. Это произошло впервые за последние годы.
За счет чего выплаты на пенсионное обеспечение опередили рост заработной платы в Приморье? В других регионах страны рост заработной платы произошел в большем объеме. И поэтому Пенсионный фонд Российской Федерации вынужден направлять в край средства в виде пенсии на большую сумму, чем забрал у него в виде страховых взносов. Уровень самообеспечения в Приморье на выплату страховой части трудовой пенсии составляет лишь 81 процент! Это означает, что Приморье для Пенсионного фонда Российской Федерации – дотационный край.
Более того, в Приморье с 1999 года размер ежемесячных расходов на пенсионное обеспечение граждан вырос почти в три раза! В июне 1999 года они составляли (намеренно берем суммы в стабильной валюте) 8,8 млн. долларов, в июне 2003 года – 26,4 млн. долларов. Ни одна отрасль экономики края не обеспечила такой рост и такой объем вложений.
Поистине парадоксальная ситуация складывается. Удельный вес пенсионного обеспечения в региональном валовом продукте составляет 9,4 процента. Это даже больше, чем в развитых европейских странах, где этот показатель составляет 9 процентов. Это больше, чем в среднем по России, где названный удельный вес всего лишь 6,1 процента. Это наглядно видно на диаграмме №1. Житель цивилизованной европейской страны, скажем Швеции, узнав о таком выгодном у нас соотношении размеров пенсионного обеспечения и валового регионального продукта, сильно удивился бы практически нищенскому существованию большинства наших пенсионеров!
Почему это происходит? Об этом знает каждый пенсионер. Каждое увеличение пенсии сопровождается ростом цен, энерготарифов, вынужденных расходов на жилищно-коммунальные услуги. То есть не прекращаются попытки за счет подвижек в пенсионной реформе вытягивать другие проекты социального реформирования – жилищно-коммунального хозяйства, энергетики. От этого пенсионеру не легче. Легко убедиться, какими темпами растет пенсия и какими гипертемпами растут цены на услуги ЖКХ (см. диаграмму 2). Бюджет даже самой богатой страны в мире – США – не выдержит таких перекосов. И эти проблемы необходимо решать исполнительным и законодательным органам всех уровней власти, в первую очередь правительству и Государственной думе Российской Федерации. И как можно скорее.
Автор: Алла ПРОЗОРОВА, специально для «В»