ЕГЭ не выдержал экзамен

В минувший четверг губернатор Приморского края Сергей Дарькин принял участие в заседании совета ректоров приморских вузов. Рассматривались два принципиально важных вопроса: об участии края в эксперименте по проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2004 году и об организации университетских комплексов.

7 авг. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1405 от 7 авг. 2003

В минувший четверг губернатор Приморского края Сергей Дарькин принял участие в заседании совета ректоров приморских вузов. Рассматривались два принципиально важных вопроса: об участии края в эксперименте по проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2004 году и об организации университетских комплексов.

Открывая заседание, Сергей Дарькин сказал, что Приморье нужно превратить в территорию инновационного развития. Экономика края должна делать ставку на новейшие технологии, и в основе этой политики должен быть квалифицированный специалист. Только так удастся «встроить» край в Азиатско-Тихоокеанский регион и в мировую экономику. Главная роль в этом процессе отводится учреждениям образования.

Большинство ректоров приморских вузов оказались против проведения единого государственного экзамена по целому ряду причин. С одной стороны, реформа образования дает некоторые плюсы: вузам не нужно содержать приемные комиссии и проводить вступительные экзамены, что отметает все обвинения в коррупции и поборах с абитуриентов, нередко звучащие в их адрес. С другой стороны, введение ЕГЭ влечет за собой следующий этап реформы – государственные именные финансовые обязательства (ГИФО), их некоторые ректоры уже окрестили «очередными ваучерами». По мнению специалистов, система ГИФО приведет к серьезному сокращению финансирования вузов.

Ректоры многих вузов - таких, как ТОВМИ, ВГМУ, УВВАКУ, УГПИ, против ЕГЭ еще и потому, что эта система не позволяет проверить личностные качества будущего студента. Для многих творческих специальностей недостаточно иметь хорошие знания по предмету – нужны еще талант и призвание. А в военных вузах, где курсантам доверяют оружие, важно выяснить психическое и эмоциональное состояние абитуриента.

Как сказал ректор ДВГАЭУ Виктор Белкин, введение ЕГЭ и ГИФО – не что иное, как попытка государства уменьшить финансирование вузов. Эта система хороша в условиях стопроцентно платного образования. Недаром ректоры крупнейших столичных вузов наотрез отказались участвовать в эксперименте.

Аналогичное решение приняли и приморские ректоры – отказаться от участия в эксперименте в 2004 году. Сергей Дарькин поддержал их решение. Ректор Морского государственного университета Вячеслав Седых считает, что введение ЕГЭ возможно при соблюдении двух условий: только вуз вправе принимать окончательное решение о зачислении претендента, а объем наполнения ГИФО должен быть пересмотрен в сторону увеличения.

Второй вопрос – создание университетских комплексов - вызвал меньше дискуссий. Эта форма обучения, когда на базе вуза создается среднее учебное заведение, давно и успешно существует в Приморском крае. Свои колледжи и лицеи есть на базе ДВГУ, ДВГТУ, ВГУЭС, МГУ и других вузов. Лучшие выпускники этих колледжей зачисляются сразу на третий курс соответствующего вуза.

Как сказал Сергей Дарькин, все среднеспециальные учебные заведения со следующего года передаются в ведение бюджетов субъектов федерации. В ближайшее время в Приморье будет проведен мониторинг, по результатам которого будут финансироваться только те профтехучилища, которые готовят действительно нужных для края специалистов. Остальным предложат интегрироваться с высшими учебными заведениями.