Если завтра война

Здесь китайцев ждут следующие неприятности. Во-первых, на этом направлении особенно будет заметно преимущество русских в качестве бронетанковых войск. А за неимением такового глубина продвижения НОАК будет весьма ограниченна, и скорее всего русским удастся остановить противника на обозначенных рубежах. Вред от просочившихся китайских пехотных формирований будет, но из-за трудностей в их снабжении будет быстро сведен на нет.

6 авг. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1404 от 6 авг. 2003

Продолжение.
Начало в номере за 5 августа

Здесь китайцев ждут следующие неприятности. Во-первых, на этом направлении особенно будет заметно преимущество русских  в качестве бронетанковых войск. А за неимением такового глубина продвижения НОАК будет весьма ограниченна, и скорее всего русским удастся остановить противника  на обозначенных рубежах. Вред от просочившихся китайских пехотных формирований будет, но из-за трудностей в их снабжении будет быстро сведен на нет.

Во-вторых, быстро выиграв сражение за господство в воздухе (как отмечалось выше, это абсолютно реально), российская авиация начнет наносить методичные бомбо-штурмовые удары по наступающим и выдвигающимся из глубины китайским войскам. Это приведет к ужасающим потерям среди личного состава и техники наземных войск. Попытки действовать в ночное время (дабы хоть как-то уберечься от авиации) также не увенчаются успехом - к ним НОАК готова еще хуже, а приборов ночного видения собственной разработки нет вовсе.

Некоторые неприятности ждут  Россию на северохинганском направлении - на участке Амазар - Сковородино - Магдагачи. Скорее всего китайцам удастся быстро выдвинуться вперед и перерезать Транссиб - главную и по сути единственную железнодорожную магистраль, соединяющую Дальний Восток с остальной частью России. Она проходит всего в 50-70 км от границы и на значительном ее протяжении. После этого китайские войска, видимо, попробуют наступать в трех расходящихся направлениях: на север, запад и восток. На север, а значит, на знаменитую Тынду, будут направлены основные усилия - надо перерезать плохо работающий, но все же действующий БАМ! Серьезным препятствием станет для них хребет Тукурингра, имеющий здесь ширину 90 км. Там очень удобно обеспечить себе оборонительные позиции и получать снабжение через тот же БАМ. Однако и здесь китайцев ждут неприятности со снабжением. В этот регион из глубины Китая ведут только одна железная дорога и одно шоссе. Оба они из-за большой протяженности и особенностей местности будут подвержены ударам диверсионных групп русских (особенно железная дорога) и, что еще страшнее, авиации. Плюс ко всему крайне трудно обеспечить не менее 2-3 постоянных переправ через Амур при воздействии вражеских штурмовиков и отсутствии своих истребителей.

Тем не менее стоит признать - направление это будет русскими сдано до Тукурингры однозначно! Сил прикрыть участок в более чем 300 км нет. Раньше его прикрывали две мотострелковые дивизии и две специализированные десантно-штурмовые бригады со штатными вертолетами. Выставить такие силы теперь скорее всего не удастся. Таким образом, следует важный вывод - в связи с обязательным прекращением сухопутной транспортной связи Дальний Восток (Дальневосточный военный округ и ТОФ) будет сражаться с высокой степенью автономности без возможности широкого пополнения запасов с «большой земли». Но в этом регионе накоплены и заскладированы такие запасы, что их должно хватить для свободного неэкономного расстрела на протяжении многих месяцев.

Амурское ОСН делится на несколько участков. Первый из них - это район Благовещенска. Вообще-то говоря, этот город обладает, наверно, самым опасным расположением среди всех городов. Его безопасность целиком зависит от надежности обороны по Амуру. Если китайским войскам удастся переправить через него сколь-нибудь значительные силы, Благовещенск будет взят ими безусловно (военная наука не оперирует явлениями типа «оборона Севастополя» или «оборона Сталинграда», она только учитывает возможность их возникновения).

Однако как таковой захват Благовещенска китайским войскам ничего не дает (кроме десятков тысяч убитых, утопленных  и покалеченных  на переправе и штурме сильно укрепленных позиций местного укрепрайона).   Оба моста через Зею будут разрушены, а переправляться через еще одну быструю и широкую реку - большая проблема. Наступать же на Свободный удобнее с плацдарма севернее Благовещенска. Иными словами, Благовещенск обладает  оригинальным свойством - сам он дорогу никуда не открывает, но захватывать его надо обязательно.

Следующий участок лежит южнее Благовещенска - от реки Зеи до реки Буреи. С одной стороны, это наиболее пригодная для наступления ровная степная открытая местность, а с другой - наиболее пригодная для реализации российского преимущества в бронетанковом отношении. Другая трудность, с которой придется столкнуться здесь китайцам, это необходимость на левом фланге наступать с форсированием множества рек - притоков Зеи. Глубина продвижения в этом межречье может достигнуть от 50-60 до 100-120 км на разных участках. После этого фронт должен стабилизироваться, чему также должны способствовать  трудности в снабжении китайских войск через Амур.

Участок от Буреи до Облучья в целом аналогичен предыдущему, за исключением того, что НОАК придется везти снабжение по единственной шоссейной дороге, а русским придется либо вести более жесткую оборону в приграничье,  либо дать перерезать магистральную рокадную железную дорогу.

Южнее находится труднопроходимый горно-таежный участок, перетекающий в низменную болотистую равнинную местность с большим количеством рек и речек - притоков Амура. Сам же Амур разливается на многокилометровую по ширине реку с многочисленными рукавами. Здесь вести наступление возможно только пехотой (в лесах) и специально оснащенными амфибийной и болотоходной техникой войсками (таковой у НОАК нет, за исключением устаревших слабовооруженных плавающих танков «Тип 63»).

Наконец, последний участок, совпадающий с границами Еврейской АО, имеет единственное доступное для наступления направление Нижне-Ленинское - Биробиджан (дальше, до Хабаровска, снова сплошная зона болот и тайги). Трудно, однако, ожидать, что китайцам удастся здесь обеспечить форсирование Амура с развертыванием последующего наступления.

Здесь стоит заметить, что на всем протяжении амурского ОСН большие неприятности будет создавать китайская пехота. Многочисленная, достаточно хорошо вооруженная и оснащенная, она будет просачиваться сквозь промежутки в боевых порядках российских войск, особенно на закрытых лесных участках. Это будет создавать неудобства, но создать опасность оперативного уровня не сможет.

Несмотря на то, что главным направлением является байкальское, собственно целью китайского вторжения будет являться захват Приморского, Хабаровского краев и Амурской области. Природно-климатические и ландшафтные условия этих направлений способствуют реализации главного и по сути единственного преимущества НОАК - многочисленной пехоты.

Если посмотреть на карту, то может показаться, что Хабаровск  взять очень просто. На самом-то деле, не только не просто, но очень даже трудно. Прямой штурм с выходом китайских войск на полуостров, образуемый реками Уссури и Амуром, с последующей высадкой на городскую набережную просто невозможен. Расставленные на побережье танки и артиллерия еще на том полуострове (заминированном, кстати) смогут остановить любую переправу. Охватывать Хабаровск с западного фланга - глупость. Придется два раза форсировать о-о-очень широкий и быстрый Амур, вязнуть в болотах, продираться сквозь тайгу - и все под заботливым вниманием мин, русской авиации и дальнобойной артиллерии. Остается обход с юго-востока, т. е. участок Новотроицкое - Казакевичево - Грязный Кривин (южнее – снова  труднопроходимая болотно-таежная зона). Однако этот участок укреплен весьма солидно и очень удачен в оборонительном отношении. От Казакевичево до поселка Корфовского тянется перпендикулярная фронту командная возвышенность, с которой контролируются близлежащие пространства на многие десятки километров. Короче - взять должным образом обороняемый Хабаровск можно, только завалив трупами квадрат 100х100 кв. км, а это и китайцам не под силу.

После легкого расслабления «при Хабаровске» придется несколько огорчиться, так как на приморском оперативно-стратегическом направлении нас ожидают определенные трудности.

Собственно приморское направление можно условно разделить на два участка:
первый простирается от устья реки Хор,  впадающей в Уссури, и до района озера Ханка;
другой, который можно с некоторой условностью назвать владивостокским, занимает территорию от Ханки до границы с КНДР.

Надо приложить все усилия, что-бы на первом участке канализировать усилия НОАК в его северной части. Китайским войскам следует «предложить» наступать по обеим сторонам реки Бикин на фронте в 120-130 км по расходящимся направлениям. Увы, но удержать тянущиеся вдоль самой границы российские города и поселки нет никакой возможности. Китайцам удастся не только перерезать в этом месте Транссиб, но и продвинуться глубоко вперед. Русские войска будут вынуждены зеркально отходить, образовывая линии фронтов, параллельные предыдущему, и имея большой разрыв на участке, возможно, даже от Хора до реки Большой Уссурки. Заняв эту территорию, китайцам... больше некуда наступать. Наступать к морю? Через гористую тайгу без дорог? А если и пойдут - что это даст кроме десятка покинутых рыбачьих деревушек типа Великая  Кема? Остается только действовать в северном и южном направлениях в условиях более узкого и более плотного фронта русских. Особых перспектив для китайцев здесь не видно.

Южную часть этого участка (Дальнереченск — Лесозаводск - озеро Ханка) надо удержать в пределах госграницы обязательно. Для чего здесь (в том числе и за счет северного участка) сконцентрировать большое количество сил и средств и в первую очередь огневых - артиллерии и РСЗО. Природно-ландшафтные условия здесь больше на нашей стороне, чем противника.

Серьезным подспорьем для российских войск могла бы стать Амурская речная флотилия. На столь развитом в речном отношении пространстве многочисленные бронекатера, мониторы и т.п. стали бы очень эффективной силой. Но, увы, чего нет, того нет.

Наконец, последний участок русско-китайского фронта - владивостокский. О том, чтобы удерживать узкий (130 км по длине и 25-30 км по ширине) аппендикс в сторону границы с КНДР, речи идти, разумеется, не может. Его можно безболезненно отдать после непродолжительного сопротивления - все равно китайцам это ничего не даст, а русские сэкономят на длине фронта.

На этом участке русским войскам необходимо вести очень жесткую оборону. НОАК не должна продвинуться более чем на 50-70 км  в глубь российской территории. Для этого следует организовать сплошное огневое поражение вдоль границы, используя в первую очередь РСЗО типа «Смерч» и «Ураган»  и дальнобойную артиллерию. Максимальная насыщенность ударов штурмовой авиацией. При таком раскладе выдвигающиеся пехотные и мотопехотные части НОАК будут лишаться до 50-60% своего боевого состава еще до подхода к передовой. А это уже относится к заведомо неприемлемым потерям. Главное - не зевать авиаразведке и заряжающим артсистем.

Подводя итог наземной составляющей войны, следует пару слов сказать о характере стратегического контрнаступлении русских. Остановив и измотав противника на означенных рубежах (7-10-й день) и стабилизировав фронт (9-14-й день), они начнут подготовку к крупномасштабным частным контрнаступательным операциям с целью выдавить китайские войска с российской территории. Учитывая советскую специфику при планировании операций, можно ожидать также и более высоких целей - таких, как разгром и уничтожение некоторых группировок НОАК. В целом же последующий ход военных действий всецело зависит от действий авиации, то есть каких именно успехов она добьется.

Кратко остановимся на войне в воздухе. Как мы уже поняли выше, господство в воздухе однозначно перейдет к российским ВВС. А как следует из опыта войн - при господстве противника в воздухе и при активном проведении им авиаударов по наземным войскам никакие наступательные действия невозможны. Сторона, не имеющая постоянной воздушной поддержки, может добиться некоторого частного тактического успеха, используя неблагоприятные погодные условия. Но, повторяю, только частного, т. е. непринципиального. Долго совсем уж плохая погода продержаться не может, да и самолеты нынешние от нее зависят не так сильно, как 50 лет назад.

Абсолютное преимущество русских в стратегической и дальней авиации даст им возможность практически безнаказанно наносить удары по военным, экономическим и инфраструктурным объектам внутри Китая.

Удары по ГЭС и плотинам на крупнейших реках Хуанхэ и Янцзы вызовут затопление первостепенно важных в военно-промышленном отношении, наиболее экономически развитых районов Китая. Промышленность снизит производство на 50-70% точно.

Сокрушительные удары по железнодорожным станциям сильно затруднят переброски войск и предметов снабжения или вообще сделают их невозможными на некоторых участках. Если же на этих станциях окажутся эшелоны с войсками, боеприпасами и ГСМ, то ремонтно-восстановительные бригады, пришедшие туда через 5-7 дней (раньше нельзя будет подойти), встретят закрученные спиралью и смотрящие вверх рельсы - что будет в этом случае с остальным, несложно догадаться.

Многих пугает все возрастающее число китайских эмигрантов, заполоняющих Дальний Восток. Не надо пугаться их в военном отношении. В 1941-м в Америке с началом войны японское население было поголовно интернировано в концлагеря. Те же, кто шпионы и диверсанты, вряд ли смогут сделать слишком много, так как в России сейчас наблюдается переразвитость полицейского аппарата (что вообще свойственно демократиям), и переориентирование его на противодиверсионные цели без необходимости придерживаться либеральных прав  позволит быстро этих диверсантов нейтрализовать.

Кроме того, следует учитывать специфические черты национального характера китайцев, реализовав особенности которого можно обойтись и без крайне жестких и кровавых мер, во всяком случае, в некоторых местах.

Окончание в следующем номере.