Зеленое море Лаптева

Третий год Минприроды проводит конкурс “Директор года”. Из числа руководителей 100 заповедников и 35 национальных парков России выбираются лучшие, добившиеся наибольших положительных результатов в деятельности заповедников и парков, их интеграции в социально-экономическую жизнь регионов. По итогам за 2002 г. победителями конкурса стали директора Кавказского биосферного заповедника - Сергей Шевелев, заповедника “Хакасский” - Геннадий Киселев, национального парка “Паанаярви” (Карелия) - Александр Бижон и Лазовского заповедника им. Л. Г. Капланова (Приморье) - Александр Лаптев. Все они получат дипломы и солидные денежные премии.

6 авг. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1404 от 6 авг. 2003

Третий год Минприроды  проводит конкурс “Директор года”. Из числа руководителей 100 заповедников и 35 национальных парков России выбираются лучшие, добившиеся наибольших положительных результатов в деятельности заповедников и парков, их интеграции в социально-экономическую жизнь регионов. По итогам за 2002 г. победителями конкурса стали директора Кавказского биосферного заповедника - Сергей Шевелев, заповедника “Хакасский” - Геннадий Киселев, национального парка “Паанаярви” (Карелия) - Александр Бижон и Лазовского заповедника им. Л. Г. Капланова (Приморье) - Александр Лаптев. Все они получат дипломы и солидные денежные премии.

52-летний директор Лазовского заповедника Александр Лаптев с детства мечтал стать зоологом. С этой целью он и поступил на биологический факультет Харьковского университета. Ровно 33 года назад Александр приехал на практику в Лазовский заповедник, где пришел в такой восторг от природы, что учебу заканчивал  уже в Дальневосточном государственном университете. Однако молодому коммунисту, энергичному научному  сотруднику заповедника родная партия недолго дала изучать местную фауну птиц, забрав его на работу в Лазовский райком КПСС. Лаптев считает, что ничего не потерял за годы деятельности партийным функционером. Наоборот, он окончил еще и Уссурийский сельхозинститут, так требовалось по роду работы. В  свободное время Лаптев  по-прежнему отдавал себя  наблюдениям за жизнью птиц. По этому поводу даже анекдот сохранился. Лаптева как-то высшее партийное начальство спросило, где он проводит отпуска, на что тот коротко ответил, что чаще всего в Америке. Партийные боссы были буквально ошарашены такой информацией, пока им не объяснили, что в Лазовском районе есть урочище с таким странным  для тайги  названием, и Лаптев в нем во время отпусков изучает  своих птичек.

Но пришло время, и Лаптев снова вернулся в заповедник, правда, уже в должности  заместителя директора по научной работе. И все же еще не насовсем:  на волне перестройки Лаптева избрали в 1989 председателем Лазовского районного комитета охраны природы. Здесь он активно включился в борьбу с промышленным загрязнением, вырубкой леса, свалками, но вскоре, оказавшись едва ли не белой вороной в новом районном руководстве, ушел по собственному желанию, причем на малозаметную нейтральную должность начальника Лазовской контрольно-наблюдательной станции Приморрыбвода.

Вскоре снова к Лаптеву благоволит судьба - освободилось место зама по науке в любимом заповеднике, и в третий раз он возвращается сюда. Начались самые  бурные годы перестройки,  сократилось бюджетное финансирование природоохранных учреждений, причем настолько, что впору их было закрывать. Ударились в браконьерство и отдельные члены природоохранного коллектива. Попытки Лаптева и единомышленников спасти заповедник от саморазвала ни к чему не привели, разве только лишь увеличив число недоброжелателей, и зам по науке решился окончательно расстаться с заповедной природой. Однако обстоятельствам было угодно распорядиться судьбой Лаптева в пользу заповедника - главк назначает его директором. И вот тут-то Александр приводит в действие свою мини-реформу заповедного дела, которая помогла не только сохранить заповедник, что называется, в его первозданном виде, но и добиться поступательного развития. Коротко можно сказать, что первый же 5-летний менеджмент-план, за исключением мелочей, успешно претворен в жизнь. Только на поддержку и развитие заповедника удалось привлечь грантов иностранных фондов и организаций на сумму около 700 тысяч долларов. Заповедник из самых, казалось бы, запущенных природоохранных учреждений вышел на передовые позиции в охране и экологическом просвещении среди природоохранных учреждений  страны, что постоянно отмечает последние годы Госкомэкология, а затем и  Минприроды РФ. В прошлом году Александр Лаптев, к примеру, одним из первых работников природоохранных учреждений России был награжден знаком МПР  “За заслуги в заповедном деле” .

Автор: Евгений СУВОРОВ, специально для «В»