С чего начинается Родина?

Обнаружено захоронение деятеля истории; найдена двустволка первого жителя города Артема; собрана кипа пожелтевших от времени фотографий; исписаны сотни листов бумаги… Думаете, это рутинный отчет ученых-историков ДВО РАН? Ошибаетесь! С таким результатом подошли к финишной прямой два десятка семиклассниц, отдыхавших этим летом в профильном лагере «Этношка».

1 авг. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1402 от 1 авг. 2003

Обнаружено захоронение деятеля истории; найдена двустволка первого жителя города Артема; собрана кипа пожелтевших от времени фотографий; исписаны сотни листов бумаги… Думаете, это рутинный отчет ученых-историков ДВО РАН? Ошибаетесь! С таким результатом подошли к финишной прямой два десятка семиклассниц, отдыхавших этим летом в профильном лагере «Этношка».

Школа № 7 имени К. С. Матусевича, расположенная в поселке Артемовском, давно не вписывается в рамки среднего образования. Виной тому специализированный класс, созданный учителями и директором Светланой Парыгиной около года назад. Его ученики факультативно изучают историю и литературу Приморского края, обретают навыки работы с музейными документами и готовятся получить за свои старания сертификат и профессию младшего экскурсовода. Должно быть, поэтому идее создать на базе школы этнографический лагерь не удивились ни дети, ни администрация края, позаботившаяся о том, чтобы стол юных исследователей был всегда накрыт. Странное название тоже вполне объяснимо, хотя этнография - наука донельзя серьезная, дети есть дети – они не терпят табельных наименований. Так родился «Этношка».

Внешне – лагерь как лагерь. Те же лица, те же стены. Чем не обычный пришкольный? Однако к отдыху здесь подходят не совсем традиционно. От серьезной организации – Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН – двадцать четырнадцатилетних девчушек, отдыхающих в лагере, получили нешуточное задание – написать историю соседнего с ними поселка Оленьего.

Работа продолжалась 21 день, из которых две недели ушли на практическое исследование поселка, еще семь дней – на документальное оформление и составление отчетов. С бумажной волокитой умело справлялись сами девочки.

В Оленьем «Этношку» встретили радушно. «Мы даже не ожидали такой теплой встречи. Уже через несколько дней люди сами подходили к девочкам, приглашали их к себе на беседу за чашечкой чая», - поведала руководитель лагеря, заведующая школьным музеем и учитель истории Надежда Сусоева. Внимание к исследователям, пусть даже не обладающим ученой степенью, более чем объяснимо. В некогда богатом поселке просто оголодали от отсутствия внимания и отрешенности цивилизованного мира. Замер звероводческий завод «Майхэ» - в прошлом гордость поселка. На улицах почти не слышен детский смех. «По результатам исследований составили социологический портрет и ужаснулись: рождаемость низкая, многодетных семей нет. Одни старики…», - с горечью говорит Надежда Сусоева.

Однако не все результаты проделанной школьницами работы столь печальны. Дружелюбная обстановка и багаж теоретических знаний за спиной позволили детям совершить настоящее открытие. На территории поселкового кладбища девочки обнаружили могилу Дмитрия Семеновича Силина, человека в тех краях известного. Именно под его руководством хозяйство поселкового звероводческого завода стало одним из крупнейших в регионе. Умерло хозяйство – забыли Силина. В справочнике главных исторических и памятных мест Приморья, изданном с легкой руки ДВО РАН, было указано, что Силин захоронен на территории городского кладбища Артема. Семиклассницы не остановились на достигнутом. Напротив, у них добавилось работы – памятник на давно заброшенной могиле нуждался в реставрации. Да и сама территория захоронения требовала заботы. Девочки сами подправили памятное место.

Теперь результативность и плодотворность проведенных исследований будут определять научные сотрудники института. Пока же в ожидании оценки проделанной работы девочки могут довольствоваться собственными недетскими достижениями, перебирая огромную стопку фотокарточек и обмениваясь впечатлениями и переживаниями. И все-таки самое главное, что подарили детям исследования, – это чувство уважения к истории родного края. Разве не с этого начинается патриотизм?

Автор: Татьяна КОЛОМАСОВА, специально для «В»