Для лидера руки – не главное

«Я сдавал экзамены как все, - насупился 17-летний Роман. - И набрал проходной балл. Мне не нужны послабления». Значит, к инвалидам следует относиться без поблажек? Он секунду помолчал: «По крайней мере не надо этого афишировать, достаточно иногда незаметно и совсем немного помочь».

1 авг. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1402 от 1 авг. 2003

«Я сдавал экзамены как все, - насупился 17-летний Роман.
- И набрал проходной балл. Мне не нужны послабления». Значит, к инвалидам следует относиться без поблажек? Он секунду помолчал: «По крайней мере не надо этого афишировать, достаточно иногда незаметно и совсем немного помочь».

Роман Литвиненко уже зачислен в политехнический техникум, будет изучать бухучет. Из каких соображений именно эта специальность – интерес, престижность, дальнейшее материальное благополучие? Парень, похоже, взвешивает, что можно ответить корреспонденту, но, решившись, говорит искренне: «Конечно, я думал о будущем – с такой профессией в материальном плане не пропаду». Он правдив, порой прямолинеен и ощущает себя вполне взрослым, сложившимся и самостоятельным человеком. Несмотря на то, что… Но обо всем по порядку.

Иногда природа виновата – вдруг происходит обидный сбой, а иногда неумеренные возлияния родителей приводят к тому, что дети рождаются с физическими недостатками. В дружных любящих семьях обычно все силы бросают для исправления или хотя бы компенсации недуга. Однако не секрет, что есть и такие, в которых от малыша стремятся побыстрее избавиться или попросту не обращают на него внимания. Не знаю уж, как повели себя родители Романа, но мальчик очень рано попал в детский дом, а потом и в специальную общеобразовательную школу-интернат шестого вида. Случилось это потому, что на каждой руке у него всего лишь по одному пальцу. Даже представить страшно, каково ему пришлось, пока учился одеваться, чистить зубы, пользоваться ложкой, писать… «У вашего ребенка плохо развита моторика, он не сможет успешно учиться в школе», - нередко слышат молодые родители. А если нет пальчиков и нечего развивать? Поставить на таком малыше крест? Роман всей своей жизнью доказывает – и без полноценных рук можно многого добиться.

Мы разговаривали в одном из школьных кабинетов, юноша демонстрировал мне деревянную ложку собственного «производства» и скалку, выточенную на станке. Только в этот момент я вспомнила, что дверь в класс он очень быстро открыл маленьким ключом. Как умудрился, имея по существу лишь ладони? Не знаю. Но у Романа все получается на удивление ловко. Школу он окончил без троек, любит английский, музыку и физкультуру. Сделал во дворе сектор для прыжков, до 20 раз подтягивается на турнике, играет в настольный теннис, не раз становился чемпионом края по легкой атлетике. Не курит и равнодушен к алкоголю, даже на выпускном вечере не пригубил. Говорит, что он за здоровый образ жизни. Рождаются же такими, вздохнет чья-то любящая мамочка, тесно знакомая с сотрудниками детской комнаты милиции. Нет, такими не рождаются, такими становятся – благодаря ежедневной и ежеминутной работе педагогов.

Директор интерната Алексей Чижиков рассказал, что до сих пор в личном деле Романа хранится великое множество докладных от воспитателей – они чуть ли заявления об увольнении не писали из-за своенравного мальчишки, сладу с которым не было. «Да его в психушку надо отправить!» - рыдали некоторые в кабинете. Был поначалу Роман действительно неуправляем. Убежденный в своей непогрешимости, мог делать замечания педагогам отнюдь не в корректной форме. Изначально проявляя себя лидером, настаивал на беспрекословном подчинении своим словам. Бывало и своевольничал: ограждая свои интересы, переставлял в комнате мебель так, чтобы оказаться хотя бы во временной изоляции от досаждавших соседей. Неизвестно, как бы повел себя любой из нас, будучи ограничен в своих физических возможностях, ведь подобные недостатки нередко накладывают неизгладимый отпечаток на психику. Но взрослые люди справились – сумели превратить недостатки в достоинства. Теперь Роман признанный лидер в коллективе, малышня ему буквально в рот заглядывает и лов
ит каждое слово. Хоть он и остался достаточно самоуверенным, но приобрел критическое отношение к своим поступкам. Только вот стремление к самостоятельности пока понимает превратно. Говорит: «Я полюбил интернат, здесь остаются люди, которые мне очень дороги, но я не буду приезжать на каникулы и обращаться за помощью – мне нужно всего в жизни добиться самому». С одной стороны, хочется поклониться сотрудникам интерната, сумевшим из неуправляемого пацана воспитать такую сильную личность, с другой – посочувствовать им, ведь душу в парня вложили, беспокоятся о нем. Но, думается, со временем у Романа произойдет переоценка ценностей, и он станет мягче. Возможно, случится это и под влиянием некой юной особы, не столь категоричной в суждениях.

Некоторое время назад в интернате появилась хорошенькая девчонка, у которой дефект рук был точно такой же, как у моего собеседника. Мало того, ребята были удивительно похожи. Тогда Роман и узнал, что у него есть сестра, тоже оказавшаяся не нужной родителям. Они быстро подружились, а сейчас, когда девочка уехала, пишут друг другу добрые письма. Вот только о родителях никогда не вспоминают. «Я на них не за свой недостаток обижен, - говорит Роман, - такое в любой семье может произойти. Меня возмущает их поступок. Раз они сумели нас бросить, значит, интересоваться их жизнью я тоже никогда не буду. А родным домом для меня навсегда останется интернат».

При съемке я попросила парня встать за столярный станок или взять в руки изготовленную им вещь: «Пойми, ты такой накачанный, что читатели могут не поверить в правдивость моего рассказа». Он демонстративно засунул руки в карманы: «Только так буду фотографироваться». Наверное, Роман прав, ведь в жизни часто главное – не руки, а «на что шляпа надета».

Автор: Галина КУШНАРЕВА, «Владивосток», совместно с представительством Всемирной ассоциации детей и родителей