Отбойным молотком... по старинному интерьеру
В этот трехэтажный деревянный дом на ул. Бестужева я попала случайно. Шла мимо и вдруг увидела парадное окно - высокое, узкое, с полукруглым проемом. Была в нем какая-то особая прелесть и тайна. Это она заставила меня войти в подъезд и замереть от очарования.
В этот трехэтажный деревянный дом на ул. Бестужева я попала случайно. Шла мимо и вдруг увидела парадное окно - высокое, узкое, с полукруглым проемом. Была в нем какая-то особая прелесть и тайна. Это она заставила меня войти в подъезд и замереть от очарования.
Старинные двери, забранные изящной решеткой, смотровые оконца из рифленого сверхпрочного стекла, звонки, которые надо завести как будильник, чтобы они подали голос, фасонистые бронзовые ручки, защелки, крючки - романтический модерн начала века во всем своем блеске и великолепии.
Как оказалось, этот дом построил для себя в 1907 году талантливый немецкий архитектор Георг Юнгхендель, который в 22 года, после успешного завершения архитектурных работ в Берлинском соборе, приехал во Владивосток по приглашению главы фирмы Густава Кунста.
Это он, проживший во Владивостоке около 30 лет, подарил городу такие великолепные сооружения, которые сегодня считаются одним из лучших его украшений: здание фирмы "Кунст и Альберс" (ныне корпус физиотерапевтической больницы), магазин одноименного торгового дома (современный ГУМ), лютеранскую кирху, особняк Ю. Бринера (ныне одно из зданий Дальневосточного пароходства), дом братьев Синкевичей, несколько прекрасных зданий на ул. Пушкинской.
Все строительные и отделочные материалы для этих домов везлись во Владивосток из просвещенной Европы, а вместе с ними и сам дух западноевропейского модерна.
В последние годы архитектурной стариной все больше и больше стали интересоваться новые русские. Жить в таких домах считается модным и престижным. Квартиры здесь покупаются за баснословные цены - 100 тысяч долларов не предел. Вмиг расселяются коммуналки.
А дальше в большинстве случаев происходят невероятные с точки зрения здравого архитектурного смысла вещи. Весь внутренний интерьер, который составляет главную прелесть и колорит апартаментов (это, как правило, 4-5-6 просторных комнат с высокими потолками), уничтожается: разламываются ...стены, сковыривается лепнина, снимаются великолепные деревянные двери, которым нет цены и износа, идут на свалку старинные ручки, задвижки, светильники и взамен всего родного и потому особенно ценного завозятся импортные пластиковые панели..., жалюзи, навесные потолки, помпезные "позолоченные" штучки-дрючки и прочее. Это все равно что на даму преклонных лет наложить современный грим.
- Мне всегда хочется объяснить таким людям, что существует патина времени, которая, как муар, украшает - ее нельзя убирать, она нуждается в бережной, щадящей реставрации, - говорит заведующая кафедрой дизайна ДВГТУ, доцент, кандидат технических наук Ольга Обертас. - Продолжая работу по старинным решеткам Владивостока, мы со студентами сейчас занимаемся также городским интерьером конца XIX - начала XX века. Делаем обмеры, зарисовываем фрагменты, спешим запечатлеть на пленку то, что еще уцелело. В будущем собираемся создать музей владивостокского дизайна.
Горько и больно видеть, как утрачивается былая красота. В том же доме Синкевичей, к примеру, еще уцелели камины, но в каком жалком виде. Все растаскивается, разворовывается.
Обращаемся к тем, кто уже стал или еще станет владельцем старинных интерьеров. Специалисты нашей кафедры помогут сохранить первозданный облик, пластику, стиль ваших апартаментов, дадут консультацию по всем интересующим вопросам. Если вы все же решите избавиться от ненужной вам старины: ручек, дверей, светильников - не спешите все это выбрасывать. Позвоните нам по тел. 253-545. Эти предметы пригодятся для будущего музея.
Недавно в старом доме на ул. Светланской, 61 расселилась еще одна квартира "из бывших". Прекрасный эркер, вид на бухту Золотой Рог, раздвижные двери, люстра начала века в стиле модерн, кафель в палец толщиной. Сюда уже заходят строители. Какая судьба ее ждет?
Может быть, прежде чем приступить к ремонту, новому владельцу интересно будет узнать, что дом этот до революции принадлежал наследникам провизора Вальдена. В. Марков, автор серии книг о Владивостоке, считает, что он подробно описан в романе А. Фадеева "Последний из удэге" как дом Гиммеров, в семье которых жила главная героиня романа Лена Костенецкая.
Помните, у Блока: "Старый дом глянет в сердце мое". Только для этого он должен оставаться самим собой - этот дом...
Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, "Владивосток",Ольга Обертас (фото)