Коммунальный треугольник
Вот уже два года, как за обеспечение теплом жителей края отвечает КГУП «Примтеплоэнерго». Его справедливо называют энергетическим монстром, усматривают в нем родство с чубайсовским ведомством, имея в виду монопольность предприятия и все вытекающие из этого последствия, главное из которых - стремление поднимать тарифы на самые верхние планки. К числу достоинств можно отнести достаточно быструю способность мобилизовать силы и средства для инвестирования какой-либо внутренней программы, легко залатать любые дыры в виде замерзающих городов, поселков, микрорайонов. Отрасль стала управляема и предсказуема.
Вот уже два года, как за обеспечение теплом жителей края отвечает КГУП «Примтеплоэнерго». Его справедливо называют энергетическим монстром, усматривают в нем родство с чубайсовским ведомством, имея в виду монопольность предприятия и все вытекающие из этого последствия, главное из которых - стремление поднимать тарифы на самые верхние планки. К числу достоинств можно отнести достаточно быструю способность мобилизовать силы и средства для инвестирования какой-либо внутренней программы, легко залатать любые дыры в виде замерзающих городов, поселков, микрорайонов. Отрасль стала управляема и предсказуема.
Тем не менее, сняв ряд болезненных для края проблем, отцы-основатели, наверное, не подозревали, что вместе с рождением гиганта родились и новые противоречия. Одно из них возникло между производителями тепла, коммунальщиками, обслуживающими жилищный фонд, и самими жильцами.
Автору этих строк тема близка тем, что он, как потребитель и большой любитель тепла, минувшей зимой оказался на стыке этих противоречий. Ситуация была типичной: не грели батареи, потому что стояки, как объясняли коммунальщики, были забиты грязью и ржавчиной. Стоит заметить, что вода в Дальнереченске с большим содержанием железа, отчего при остывании выбрасывает в осадок много окиси этого металла. Частично избежать последствий этого нежелательного явления можно с помощью замены традиционных труб на метаполовые (алюминий плюс пластмасса), чем и стала заниматься с осени прошлого года коммунальная служба. Появились они и в нашем доме. До нового года батареи грели исправно, а в январе произошла авария: в подвале лопнула труба большого диаметра. Три дня горячая вода заливала подвал. Что испытали жильцы первого этажа - отдельная тема, но когда порыв был устранен, тепло исчезло даже в новых метаполовых трубах, притом до конца отопительного сезона. Специалисты ссылались на изношенность этих самых розливов. И никакие припарки в виде писем и заявок в МУП «Жилищно-эксплуатационное предприятие» не могли оживить остывшие батареи.
Пришлось вызывать комиссию из филиала Дальнереченский «Примтеплоэнерго», чтобы сделали перерасчет оплаты. Из трех стояков два были абсолютно холодными. По логике плата должна быть снижена на две трети. Но представители «Примтеплоэнерго» руководствовались собственными инструкциями. Они замеряли температуру в комнате и в зависимости от ее величины снижали плату. При плюс 17 градусах скидка составила около 150 рублей. Это от тарифа за 2-комнатную квартиру в 2141 рубль практически ничего. Никакие объяснения, что плюс 17 - это температура, поднятая собственными электронагревательными приборами, во внимание не принимались. Когда же в отделе сбыта я гипотетически предложил отключить мою квартиру от столь прохладных услуг, те всерьез обиделись и предложили мне переселиться в отдельный дом с печным отоплением.
А теперь от частного к общему. При полном неприятии методики перерасчета платежей за неоказанную услугу я все же двумя руками проголосую за «Примтеплоэнерго». Не их вина в том, что в метаполовых жилах нашего дома не течет их горячая водица. Они-то исправно качают ее по микрорайонам города. Но там, где начинаются владения дальнереченского МУП «ЖЭП», происходит та самая закупорка водных артерий, отчего случаются инфаркты в виде холодных батарей и инсульты в виде разрывов трубопроводов.
В образовавшемся треугольнике отношений, одной из сторон которого является потребитель, две другие не очень-то заинтересованы в том, ради чего они вообще созданы. И та и другая конторы взимают плату за свои услуги практически в полном объеме тарифа - по 90 процентов. Не каждый потребитель останется доволен таким сотрудничеством. И мой пример - отнюдь не частный случай. В зимний период в ЖЭП ежемесячно поступало до пятисот жалоб на неудовлетворительное отопление квартир. Значительная часть из них - заявления на перерасчет за тепло.
Только по этой причине филиал Дальнереченский понес убытки в размере 1333 тысячи рублей. И это при том, что снижение платы за стужу в квартирах производилось, по мнению горожан, несправедливо, технически неверно. В противном случае цифра убытков была бы на несколько порядков больше. А виновником этих потерь является жилищно-эксплуатационное предприятие. Компенсировать их по суду представляется для «Примтеплоэнерго» весьма проблематичным, так как коммунальщики практически банкроты. Это и становится причиной того, что энергетики за холод в квартирах снимают с оплаты сущие копейки.
За одну теплую батарею из трех с января до конца отопительного сезона моей семье пришлось выплатить «Примтеплоэнерго» около семи тысяч рублей. Если перевести эту сумму на величину электрического теплового эквивалента, то цифра получится в семь тысяч киловатт. Это же сумасшедшее количество энергии, которую мы не потребляем, но платим за нее.
Кризис в коммунальном хозяйстве Дальнереченска случился не вдруг. Год назад эту сферу стали сотрясать реорганизации и ликвидации. Пришедший к власти в конце 2001 года глава администрации Василий Баранов энергично принялся перекраивать муниципальную собственность. Много было издано постановлений, часть из них были отменены надзорными инстанциями. В итоге реальных изменений к лучшему ноль, зато без работы в городе остались многие специалисты. Долг по заработной плате, выходным пособиям и прочим выплатам составил миллионы рублей. Остались невыплаченными огромные суммы налогов, дебиторская задолженность администрации города и других потребителей, тоже исчисляемая миллионами рублей.
Но на этом, похоже, административные сотрясения не закончились. Работники пишут письма губернатору, представителю президента, депутатам Госдумы, обращаются в суды. Зимой коммунальщики бастовали, требуя справедливого распределения денег на зарплату. Оказалось, что прежние руководители не стеснялись выплачивать ее себе, по три-четыре месяца забывая о своих подчиненных. Нынешний директор МУП «ЖЭП» К. А. Левченко смотрит в перспективу с изрядной долей пессимизма. По его подсчетам, чтобы выполнить ремонт тепловых внутридомовых систем, необходимо 12 миллионов рублей. Где их взять, кто их даст, он не знает. Компенсации по субсидиям поступают из края нерегулярно. Из 1107 тысяч рублей получено чуть больше половины. А 468 тысяч из них - зачетами. В месяц предприятие собирает около 400 тысяч рублей квартплаты. И ее едва хватает на заработную плату. За год своего существования новое предприятие уже накопило двухмесячный долг перед своими работниками и 800 тысяч рублей по налогам. К этому следует приплюсовать многомиллионные долги предшественников, правопреемственность по которым осталась за ЖЭП.
Так что пессимизм Кирилла Александровича абсолютно оправдан. И хотя к зиме коммунальщики намерены заменить 30 километров металлических стояков на метаполовые, от проблем с холодом избавиться не удастся. Потому что менять надо и розливы, и запорную аппаратуру. А на них-то как раз денег нет. И когда будут, неизвестно. Частые аварии в подвалах домов выливаются в прямом и переносном смысле в большие затраты. Минувшей зимой в ливневку таким образом ушло почти 65 тысяч кубометров кипятка. Эта энергия обогрела не квартиры дальнереченцев, а воды Большой Уссурки.
А у теплоэнергетиков дела с ремонтом обстоят гораздо лучше. Общий объем работ, в размере 6,6 миллиона рублей, уже освоен на треть. Зато их волнует другая традиционная для монополистов проблема - плата за предоставленную энергию. У них уже подготовлено исков в суд на 1,8 миллиона рублей. Из них третья часть - к физическим лицам. Уверен, к тем, кто отказался платить за холодные батареи. Интересно, чем закончатся судебные разбирательства, ведь договоров стороны не заключали. Да и как их заключать, если поставки тепла в квартиры зависят еще и от третьей стороны. Нужен какой-то тройственный договор, защищающий интересы потребителя. Иначе взаимоотношения коммунального треугольника смахивают на нечестный секс: и удовлетворения нет, и деньги содрали немалые.
Автор: Владимир ГОРБАЧЕВ, специально для «В»