Виктор ГОРЧАКОВ: Давайте верить в прагматизм
Сказать, что события, происходящие на Корейском полуострове и вокруг него, остаются в течение последних недель главными новостями мировых СМИ – значит не сказать ничего. Крупнейшие агентства и телекомпании начинают информационные сводки с очередных подробностей и перипетий взаимного шантажа между Соединенными Штатами и Корейской Народно-Демократической Республикой. Не остаются в стороне и ведущие политики соседних держав – Южной Кореи, Японии, Китая и, конечно же, России.
Сказать, что события, происходящие на Корейском полуострове и вокруг него, остаются в течение последних недель главными новостями мировых СМИ – значит не сказать ничего. Крупнейшие агентства и телекомпании начинают информационные сводки с очередных подробностей и перипетий взаимного шантажа между Соединенными Штатами и Корейской Народно-Демократической Республикой. Не остаются в стороне и ведущие политики соседних держав – Южной Кореи, Японии, Китая и, конечно же, России. Так, очередной сенсацией стали заявления заместителя министра иностранных дел России Александра Лосюкова, сделанные им в интервью «Интерфаксу» 18 июля. Напомним, что крупный дипломат, курирующий в российском МИД восточно-азиатское направление, подчеркнул тогда, что Россия (читай – в первую очередь Приморье) начинает подготовку к возможному ядерному конфликту на Корейском полуострове. В последующие несколько дней ведущие российские издания («Известия», «Труд», «Независимая газета» и ряд других) вынесли слова замминистра на первые полосы, снабдив их многочисленными комментариями и даже схемой розы ветров, дующих в нашем регионе. Понятно, что оптимизма это местным жителям не добавило, заставив многих серьезно задуматься о том, что живем мы отнюдь не в вакууме, а границы в современном мире носят исключительно условный характер. На минувшей неделе губернатор Приморского края Сергей Дарькин на пресс-конференции, посвященной его встрече с президентом Владимиром Путиным, вынужден был несколько раз обращаться к тому, что происходит у наших самых южных границ, и к тому, в каком состоянии находится сегодня краевая система гражданской обороны. Тем самым губернатор как бы еще раз дал понять аудитории, что все серьезные вопросы находятся в центре внимания и под неусыпным контролем власти. С этого, собственно, и началась беседа корреспондента «В» с вице-губернатором Приморского края Виктором Васильевичем ГОРЧАКОВЫМ:
- Абсолютно понятно, что в силу сложившейся ситуации мы чрезвычайно внимательно отслеживаем все, что происходит южнее Тумангана, фиксируем многочисленные политические заявления. Северная Корея – один из наших ближайших соседей, страна, с которой нас связывают многолетние и прочные узы. Могу напомнить, что в совсем недавние времена провинция Северный Хамген была побратимом Приморского края. Убежден, что связи эти и впредь будут налаживаться и развиваться. Кстати, вы, очевидно, помните, что еще весной Сергей Михайлович Дарькин по приглашению корейской стороны планировал осуществить визит в Пхеньян. Тогда по ряду причин эта поездка не состоялась, однако не далее как несколько дней назад у меня побывал генеральный консул КНДР в Находке. Он вновь передал приглашение приморскому губернатору побывать в Пхеньяне 9 сентября, когда корейский народ будет праздновать 55-ю годовщину провозглашения Корейской Народно-Демократической Республики. Трудно загадывать на полтора месяца вперед, но могу сказать, что приглашение с благодарностью принято.
Другой момент: не далее как две недели назад у нас побывала большая северокорейская делегация во главе с министром легкой промышленности, который привез с собой целую группу директоров заводов своей отрасли. Из разговоров с ними стало понятно, что сегодня в КНДР есть некоторые попытки внедрения рыночных отношений, у предприятий появилось больше экономической, финансовой самостоятельности, чем раньше. Об этом же, кстати, говорит и формирование Раджин-Сонбонской свободной экономической зоны с активным привлечением иностранного капитала на северо-западе полуострова, недалеко от нашей границы. Есть у них и большая кадровая программа подготовки специалистов – часть учится в Китае, а будущие инженеры-путейцы, которые явно будут востребованы, если заработает проект воссоединения Транскорейской магистрали, сейчас проходят подготовку у нас, в Омске. Товарищ министр также сообщил, что после нескольких лет климатических неурядиц в этом году в КНДР – хороший урожай зерновых, в первую очередь риса, с чем мы его, естественно, от души поздравили.
- Картина получается почти идиллическая. Виктор Васильевич, но как это увязывается с новым витком напряженности?…
- Ну, во-первых, картина вовсе не идиллическая. Но для того, чтобы оценивать ситуацию объективно, мы должны знать и учитывать все факторы, помня о том, что в палитре оттенков существует не только черная краска. Во-вторых, о том, что вы называете витком напряженности. Возникает ощущение, что возникшее обострение оказалось для некоторых наблюдателей полной неожиданностью. Но ведь на самом деле это вовсе не так. О том, что в Северной Корее существует как минимум один ядерный объект, знали все – включая инспекторов МАГАТЭ. То, что начиная с декабря руководством КНДР предприняты некоторые, может быть, достаточно резкие шаги, – тоже ни для кого не было секретом. И любой здравомыслящий человек, естественно, постоянно анализирует ситуацию, взвешивает все привходящие элементы и вновь появляющиеся слагаемые. Так поступают, я думаю, во всем мире.
Не далее как пару дней назад у меня была генеральный консул США во Владивостоке госпожа Памела Спратлен. Ее тоже, естественно, интересовало наше видение ситуации. И это нормальные консультации, нормальное обсуждение. Также мы говорили с ней о программе пребывания в нашем крае делегации конгресса США – четверо конгрессменов находятся у нас в эти дни с рабочим визитом; среди них господин Деннис Халпин – признанный специалист, занимающийся вопросами Корейского полуострова около 30 лет. Думаю, что диалог с ним для нас тоже будет небесполезен.
Теперь о том, что касается столь старательно цитируемого интервью Александра Лосюкова «Интерфаксу». Как государственный чиновник я, естественно, не имею права обсуждать и комментировать действия руководителей федеральных министерств и ведомств. Но если мне будет дозволено выразить свою позицию как частному лицу, могу сказать, что я вполне разделяю точку зрения, уже заявленную в пятницу на страницах вашей газеты заведующим кафедрой ДВГУ Игорем Толстокулаковым. Суть ее в том, что слова замминистра иностранных дел РФ предназначались прежде всего представителям Северной Кореи. Дескать, ребята, смотрите, будьте осторожнее, ситуация может зайти слишком далеко.
Заметьте здесь же, что уже через пару дней после этого интервью Александр Лосюков в составе российской делегации во главе с Ильей Клебановым побывал в Сеуле, и там тон его высказываний был куда сдержанней и спокойней. В той же делегации предполагалось и наше – с первым вице-губернатором Игорем Ивановым – участие, но накопившиеся дела не позволили вылететь в Южную Корею.
То есть я хочу сказать о том, что идет нормальный рабочий переговорный процесс, связанный с огромным количеством встреч, консультаций, уточнений различных позиций. Здесь узловой регион, и в спокойном, мирном разрешении проблемы заинтересованы основные «игроки» на этом поле – и Япония, и Южная Корея, и Китай, и, безусловно, Россия. Очень многое, конечно же, зависит и будет зависеть от позиции американцев; хочется верить, однако, что и за океаном на смену жесткой риторике придет конструктивный, даже, можно сказать, прагматичный подход.
- С вами трудно не согласиться, потому что, как и все нормальные люди, мы верим в лучшее, в разумный и трезвый подход всех тех, кто оказался участником завязавшегося узла. И все-таки, вы знаете, буквально на днях нам в редакцию звонили наши коллеги из японской газеты «Хоккайдо симбун», интересовались, как настроение во Владивостоке, нет ли паники… Наверное, это слишком резко поставленный вопрос. Но давайте будем руководствоваться русской поговоркой «На бога надейся, а сам не плошай». В этой связи как вы оцениваете состояние территориальной системы гражданской обороны?
- Ну, прежде всего о том, что касается «паники». Давайте вообще не будем оперировать такими терминами. Я понимаю, что вашим коллегам нужна сенсация. Думаю все же, что имеет смысл проявлять больше взвешенности, если хотите – мудрости. Ситуация не простая, и поэтому тем более здесь непозволительны никакие спекуляции. А то смотрите: в некоторых газетах «прозорливо» пишут: не случайно на август в южном Приморье запланированы большие учения с привлечением огромных сил, ох, дескать, неспроста это все. Да конечно, неспроста! Эти командно-штабные учения, напомню, были запланированы и широко объявлены еще год назад, когда никакого обострения ситуации на соседнем полуострове не было и в помине. Поэтому смешивать сейчас одно с другим – по меньшей мере близоруко.
Хотя не секрет – в ходе масштабных КШУ будут отрабатываться различные эпизоды, в том числе и связанные с попыткой ядерного терроризма. Но повторю еще раз – это плановые мероприятия, а отработка самых разных эпизодов является необходимостью, продиктованной самой жизнью.
Теперь о гражданской обороне. Давайте договоримся о том, что эту ситуацию тоже нельзя выдергивать из контекста, в том числе и исторического. Вспомните, что в начале 90-х руководство страны объявило, что у нас нет врагов. Ну, нет - хорошо…... Нехорошо, однако, то, что в течение последующих 10 лет, исходя из заявленного тезиса, ГО финансировалась, мягко говоря, по остаточному принципу. Между тем я уж не говорю о строительстве – даже нормальное содержание объектов ГО стоит немалых денег и является прерогативой федерального бюджета. В советские времена (и об этом хорошо помнят хозяйственные руководители) любое строительство автоматически предполагало сооружение объектов ГО, что, конечно, вело к удорожанию всякого проекта, но было абсолютно безусловным. Сегодня большую часть застройки ведет частный строитель для частного заказчика. Будет ли он ориентироваться на те, советские нормативы? Вряд ли. И здесь тоже необходимо законодательное регулирование на федеральном уровне.
Сергей Михайлович на пресс-конференции, о которой вы напомнили, уже сказал, что сейчас в крае ведется большая работа по ревизии всего хозяйства ГО в крае. И это тоже, кстати, отнюдь не повод для спекуляций, потому что это тоже плановая работа. Здесь все взаимосвязано. Вы знаете, что нынешнее руководство страны очень точно подкорректировало вчерашний тезис: у нас действительно нет врагов, но у нас есть национальные интересы, которые необходимо защищать.
Ну и опять же – ничего не вырывая из контекста, давайте оценим ситуацию в целом. На обращенном к нам побережье Японии выстроилась целая цепочка мощных атомных электростанций (взять ту же АЭС в Касивадзаки, которая является одной из крупнейших в мире); есть такие же станции и в Южной Корее, есть и в соседнем Китае. Должны ли мы учитывать все это, приводя в порядок нашу систему ГО? Не просто должны – обязаны! Весь мир сегодня учитывает возможность техногенных катаклизмов. Возможно, это слишком дорогая плата за достижения цивилизации, но реализм дня именно таков. И, как нормальные люди, мы вынуждены просчитывать самые разные варианты и быть готовыми к любому повороту событий.
Именно поэтому, оценивая ситуацию, мы должны руководствоваться означенными принципами: поменьше спекуляций, побольше взвешенности и здорового прагматизма. Надеюсь, что большая часть читателей «Владивостока» разделяет со мной эту точку зрения…...
Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»