Три страны связались у Хасана

В начале прошлого века на второй день пути показался бы в окнах нашего вагона красавец Харбин. А через пару дней написали бы газеты что-то вроде: «Дитя Китайско-Восточной железной дороги нормально развивается и прибавляет в весе. Мать растет вместе с сыном». Или «В одном из бараков – православная церковь. Жители не бедствуют – рядовой конторщик и счетовод в силах содержать семью». А может быть, так? - «1913. В городе 43 тысячи русских, это две трети горожан. Украинцы, армяне, грузины, латыши, поляки, евреи - нет даже бледного намека на национальное угнетение». Однако КВЖД отпраздновала свой сотый день рождения, в Харбине преобладают китайцы, а машинист юбилейного спецпоезда даже при желании не увез бы нас, журналистов-дальневосточников, дальше пограничных станций. Поэтому Харбин заменим Хасаном…

22 июль 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1395 от 22 июль 2003

В начале прошлого века на второй день пути показался бы в окнах нашего вагона красавец Харбин. А через пару дней написали бы газеты что-то вроде: «Дитя Китайско-Восточной железной дороги нормально развивается и прибавляет в весе. Мать растет вместе с сыном». Или «В одном из бараков – православная церковь. Жители не бедствуют – рядовой конторщик и счетовод в силах содержать семью». А может быть, так? - «1913. В городе 43 тысячи русских, это две трети горожан. Украинцы, армяне, грузины, латыши, поляки, евреи - нет даже бледного намека на национальное угнетение». Однако КВЖД отпраздновала свой сотый день рождения, в Харбине преобладают китайцы, а машинист юбилейного спецпоезда даже при желании не увез бы нас, журналистов-дальневосточников, дальше пограничных станций. Поэтому Харбин заменим Хасаном…

ДРУЖБА ДОМАМИ

На карте неплохо бы выделить ее пожирнее. Ведь действительно уникальная географическая точка. В ней встретились три государства – Россия, Китай и Северная Корея. В ста метрах от   вокзала, у озера - отечественные буренки. На сопке – горстка китайских домиков, а в голове - стоп-сигнал: не ходи! Там другие люди, чужие коровы и незнакомая речь. Там – ГРАНИЦА...… Причем реальная. Без переходов. Еще ближе, на своей земле, символ теплых российско-корейских отношений – «домик дружбы» с мирно-зеленой крышей, построенный в  честь визита великого вождя Ким Ир Сена. Прошлым летом похожая постройка появилась и в стране Чучхе. Так северные корейцы выразили свое уважение к президенту России Владимиру Путину...…

НАБИРАЙТЕ ОБОРОТЫ!

Прошло то время, когда вокзал вместимостью 500 человек был переполнен. Закрылись госпромхозы – и северные корейцы стали приезжать не по 600-700 человек за раз, а по 20-30. Большинство из них – строители и лесозаготовители. Тем не менее каждое утро у переводчиков напряженное – пограничные станции Хасан РФ и Туманган КНДР ведут переговоры. Расстояние между ними 1,7 километра, 10-15 минут езды на поезде. Что их связывает? А что разнит?

- Четыре года я на этой должности, - рассказывает начальник станции Хасан Александр Комков, - и до сих пор удивляюсь, насколько северные корейцы чистые люди. Имеется в виду не только экологическая чистота, (хотя строительство Тумангана проходило стерильно: ни бумажки, ни соринки). Главное – их искренность. Вопросы  возникают только рабочие, и решаем мы их легко. Начальник станции Туманган – человек зрелый, мудрый – иногда встречаемся, и мне, как молодому специалисту, его советы помогают. Нас объединяет один очень важный вопрос - о замыкании железнодорожной сети КНДР на российский Транссиб. Это выгодно не только нам и северным корейцам. Но и японцам, например. Мы смогли бы резко увеличить поток транзитных грузов и полностью загрузить работой хасанскую линию. Да и ДВжд в целом.

А пока грузооборот и с натяжкой блестящим не назовешь. Если в 88-м из нашей державы в соседнюю северокорейскую перевезли 4 млн. 70 тысяч тонн, то за 2002 год цифра до слез символическая - 68 тысяч тонн. Хотя возможности станции позволяют выйти на миллионные обороты.

ГЛАС НАРОДНЫЙ

В поселке признаются, что соскучились по работе. По настоящим объемам. Мужики, лениво играющие в карты во дворе, сказали: «Раньше поселок процветал, потому что рост грузооборота наблюдался. А теперь люди уезжают – по последней переписи, 754 человека осталось. Начнет железнодорожное хозяйство развиваться, жизнь слаще станет – работа появится, а значит, деньги. Стабильность. Просвет какой-то - жены пилить не будут, детям больше сможем дать. Ремонтировать Транскорейскую магистраль нужно!».

СПЕЦИАЛИСТЫ ПОСЧИТАЛИ

Известно, что участок на демаркационной линии был разобран после разделения Кореи на Север и Юг и что не так давно руководители обоих государств дали согласие на его восстановление. По данным МПС России, на модернизацию Транскорейской магистрали с выходом на российский Транссиб придется затратить примерно  103 млрд. рублей. Общая железнодорожная магистраль от Южной Кореи до Западной Европы длиной 14 тысяч километров, по оценкам специалистов, ускорит сроки доставки товаров по сравнению с Трансокеанским южным путем в два раза - до 12 суток и наполовину снизит стоимость транспортировки. Для осуществления проекта по реанимации Транскорейской магистрали планируется создать международный консорциум из пяти стран - Россия, Япония, Китай, Северная и Южная Кореи.

НИ БЕГУНОВ, НИ ОТРАВЛЕНИЙ

«Инженерные сооружения не снимать. Панорамную съемку не проводить, ограничьтесь отдельными участками. Колючую проволоку в кадр не брать. Пограничники бдительно следят за беспечными гостями с камерами и фотоаппаратами, чтобы не нарушили правил, не учинили гражданских беспорядков. Дело объяснимое - до оплота социализма рукой подать. Мы на легендарном мосту Дружбы. В прошлом году, кстати, закончилась его реконструкция. И теперь мост готов к увеличению потоков. А российско-корейская граница где-то посередине реки Туманной (Туманган), бурлящей под мостом. Чтобы понять его значимость, коснемся страниц истории. После военного конфликта СССР с Японией в 1938 году у озера Хасан правительство СССР распорядилось: проложить одноколейную железнодорожную ветку длиной 250 км от станции Барановский (пригород Уссурийска) до поселка Хасан для обеспечения стратегических интересов родины. Линия эта сыграла немаловажную роль во второй мировой войне и в корейском конфликте 1950-53 гг. Сближение СССР и КНДР привело к строительству
в 1961 г. капитального железнодорожного моста Дружбы, который помог загрузить упомянутую ветку и дал развитие поселкам в Хасанском районе.

- Мы четко организуем отношения с корейской стороной, - рассказывает временный исполняющий обязанности коменданта пограничного пункта Хасан Игорь Паньков. – Переходов и прочих нарушений со стороны жителей соседней страны не было. Поговаривают, что китайцы используют определенные химикаты в выращивании сельскохозяйственных культур, которые попадают в реку. Думаю, если бы это угрожало флоре и фауне – специалисты уже насторожились бы. Рыба в Туманной водится. Об отравлениях информация не поступала…...

В общем, на границе все спокойно.

Автор: Анастасия КРЕСТЬЕВА, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»