Все профессии нужны, все професии важны...

Эта фраза из детского стихотворения вряд ли сегодня применима к молодым. Они видят себя менеджерами, экономистами, юристами, словом, стремятся в вузы. Потом, получив образование, долго ищут работу. Трудоустройство выпускников вузов - задача не из самых простых для служб занятости населения г. Владивостока и Приморского края. Гораздо проще трудоустроиться токарю, сварщику, судокорпуснику. Работодатели и платить готовы, да беда в том, что рабочие руки сегодня в большом дефиците.

22 июль 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1395 от 22 июль 2003

Эта фраза из детского стихотворения вряд ли сегодня применима к молодым. Они видят себя менеджерами, экономистами, юристами, словом, стремятся в вузы. Потом, получив образование, долго ищут работу. Трудоустройство выпускников вузов - задача не из самых простых для служб занятости населения г. Владивостока и Приморского края. Гораздо проще трудоустроиться токарю, сварщику, судокорпуснику. Работодатели и платить готовы, да беда в том, что рабочие руки сегодня в большом дефиците.

Это забытое понятие, оставшееся в советской эпохе, вспоминает Владимир Моисеенко, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, начальник управления начального профессионального образования администрации Приморского края:

- Не хватает токарей, фрезеровщиков, отделочников, плотников, сварщиков, станочников широкого профиля, трактористов...… Не буду утомлять перечислением - более 75 важнейших и насущнейших рабочих специальностей сегодня в дефиците. Молодежь в последние годы активно идет в высшие учебные заведения. А между тем в мировой практике есть цифра соотношения работников интеллектуальной и производственной сфер - 0,5 ученого, один инженер, четыре человека со средним профессиональным образованием, семь рабочих. В Приморье же на одного рабочего четыре (!) специалиста с высшим образованием. Сегодняшний перекос чудовищен - через несколько лет, если не принять срочные меры, в цехах приморских заводов и на сельскохозяйственных полях попросту некому будет работать, - рассуждает Владимир Васильевич.

Его тревогу понять легко. Не первый десяток лет Моисеенко занимается начальным профессиональным образованием. Прекрасно помнит советскую (пусть и принято ругать те времена) систему подготовки профессиональных кадров, которая была сродни отлаженному механизму: профессионально-техническое училище - завод (предприятие) - система наставничества. В итоге выпестованный специалист (именно так официально называется профессионально подготовленный рабочий) на долгие годы связывал свою жизнь с конкретным предприятием или сельским хозяйством.

Перестройка, увы, «перестроила» эту систему. С одной стороны, причины объективные - экономическая стагнация, длившаяся в течение почти 10 лет, не освобождала кормильцев семьи от их обязанностей. С другой…...

Анализ, проведенный на основе данных Федеральной службы занятости населения, комитета по труду и демографической политике администрации края, государственного статистического управления края, отдела экономического развития региона, предприятий различных форм собственности, наводит на грустные размышления. Потребность в квалифицированных рабочих кадрах по отраслям экономики края огромна: в 2003 году область монтажных и ремонтно-строительных работ потребует 2685 человек, строительство - 2210, жилищно-коммунальное хозяйство - 1207. В то же время по закону природы, не терпящей пустоты, в Приморье успешно трудятся иностранные рабочие - строители, овощеводы, разнорабочие, чьи услуги сегодня нарасхват. А потому совершенно оправданно в августе 2002 года было принято постановление губернатора края № 438 «О заказе администрации края на подготовку рабочих кадров», где были обозначены конкретные профессии и численность необходимых в них рабочих рук.

Сегодня серьезность этого вопроса уже никем не ставится под сомнение: на одном из последних экономических советов, посвященных развитию предпринимательства в Приморском крае, Владимир Моисеенко решил напомнить о подготовке рабочих. Выслушав, вице-губернатор Александр Костенко выделил тему для отдельного рассмотрения. Особо актуально!

Понятно, что рынок - это прежде всего расклад экономических параметров. И постепенно спрос будет удовлетворен, но как быть в период этого самого «постепенно»? Сегодня возраст среднестатистического рабочего - 58 лет. Как привлечь молодежь?

Мы с Владимиром Васильевичем беседуем о профессиональной ориентации. Этот термин вроде бы тоже из канувшего в Лету прошлого.

- Да нет же, - убеждает Моисеенко. - Именно сегодня профориентационная работа в начальном профессиональном образовании важна как никогда. Вы пойдите в школу, кто из учителей сегодня говорит о престижности рабочей специальности? А ведь отношение к профессии формируется с детских лет. Если мальчишка видит, как его отец возвращается с завода после трудовой смены, разве может он не уважать его труд. К сожалению, сегодня в семьях в основном говорят о том, как найти деньги на обучение в вузе. Платное образование ведь не предполагает конкурса. Учиться может любой, даже очень средних способностей.

Понятно, что регулировать сложившуюся ситуацию силовыми методами - распределением или закреплением за конкретным предприятием выпускников профессионально-технических училищ - невозможно, времена не те. Можно, чутко реагируя на кадровый спрос, вносить коррективы в систему начального и высшего профессионального образования.

К счастью, она продолжала работать все эти годы. К счастью, потому, что если бы развалилось все, что было создано, - учебно-производственная база, общежития и прочие составляющие, некому было бы реализовывать «Концепцию модернизации начального профессионального образования на период до 2010 года», принятую департаментом образования и науки администрации Приморского края в прошлом году. Первый этап рассчитан на три года - с 2002-го по 2005-й.

Листаю увесистую папку документов: характеристика системы и основные проблемы начального профессионального образования, цели и задачи концепции, основные мероприятия...… На этом пункте следует остановиться подробнее. Полный перечень мероприятий включает несколько десятков, среди которых - разработка и экспертиза региональных компонентов государственных образовательных стандартов по наиболее массовым профессиям, освоение новых образовательных программ по профессиям, внедрение в учебный процесс образовательных учреждений информационных технологий, обучающих и контролирующих программ на компьютерной основе, разработка нормативных требований к уровню оснащенности учебно-материальной базы образовательных учреждений НПО по всем профессиям с учетом требований работодателей, решение вопроса обеспечения учащихся-сирот жильем, организация досуга…...

Впрочем, перечислить все пункты в этой заметке невозможно. Достаточно выделить главное - за каждым закреплен конкретный исполнитель. Указаны и конкретные источники финансирования. К примеру, на создание в летний период трудовых бригад, студенческих отрядов для учащихся из малообеспеченных семей выделяются средства из краевого бюджета, на создание жилищного фонда для выпускников-сирот - из бюджета муниципальных образований. Предполагается задействовать и внебюджетные средства. Так, ремонт учебного корпуса профессионального училища № 2 г. Уссурийска финансирует частично само училище.

К слову, «поведение» самих профессиональных учебных заведений в современной ситуации можно оценить на «5». Вернемся к тому, что было сохранено. Ни одно профессиональное училище из 57 в постперестроечный период не закрылось, сохранены (пусть и изношенное на 70 процентов) учебное обрудование и техника. И это тоже следует отнести к разряду главных. Иначе нечем было бы модернизировать.

Между прочим, трудно найти более подходящий термин: именно в модернизации, а не в возрождении того, что было, нуждается сегодня система начального профессионального образования. Это прекрасно понимают и в училищах, и на самих предприятиях. В служебной записке на имя губернатора края Сергея Дарькина Сергей Пикин, руководитель департамента образования и науки, подчеркнул необходимость новых механизмов социального партнерства предприятий и учебных учреждений на взаимовыгодной основе. В числе первоочередных мер Сергей Михайлович назвал решение вопроса о правовом обеспечении участия работодателей в подготовке квалифицированных кадров, подготовку мастеров производственного обучения для системы НПО, поддержку и стимулирование работодателей, представляющих базу своих предприятий для прохождения учащимися производственной практики и стажировки педагогов, закрепление выпускников на предприятиях путем предоставления им социальных льгот.

Владимир Моисеенко расшифровывает официальные формулировки служебной записки:

- Связь работодателя и того, кто к нему придет после училища, очевидна. В постановлении № 438 говорится о создании координационных советов по профессиональной ориентации молодежи. Сегодня они созданы в каждом районе края. В советы вошли представители служб занятости, предприятий, сельских хозяйств и учебных заведений. Сообща быстрее и проще решить, сколько и каких специалистов нужно в той или иной отрасли, а предприятие, нуждающееся в рабочих руках, может оформить конкретный заказ. Идея оказалась верной, поскольку сразу дала результат. К примеру, заводы Славянский судоремонтный, «Звезда» (г. Большой Камень), «Дальзавод» платят стипендию тем, кто придет после училища к ним работать.

Один шаг. Второй - четкое планирование выпусков в соответствии с запросами рынка (в этом помогают службы занятости). Если раньше профессиональные училища готовили 80 процентов специалистов для сферы промышленности и 20 процентов для сферы обслуживания, то сегодня наоборот. Это и понятно - сфера услуг за 10 лет выросла и качественно, и количественно. К слову, изменение баланса в этой области в управлении начального профессионального образования края учли гораздо раньше.

- Мы стали выпускать больше парикмахеров, швей, продавцов сразу после того, как большая экономика «легла на бок», - говорит Владимир Васильевич. - Токари были не нужны стоящим заводам, а те же парикмахерские открывались. Благодаря специальности молодые могли начать свое дело, заполняя ниши в рынке услуг для населения.

…...Если же вернуться к созданию координационных советов - это лишь первые здоровые ростки, которые обязательно дадут свои всходы. Не могут не дать. Яркий тому пример: недавно ассоциация пекарей, куда входят представители больших и малых хлебопекарных предприятий, узнала, что в крае есть бесплатная подготовка пекарей. А они квалифицированные кадры ищут!

Владимир Моисеенко еще раз говорит:

- Все не могут быть учеными. Давайте думать о том, кто будет завтра нам строить, ремонтировать суда, асфальтировать дороги...…

Его слова звучат в унисон с губернаторской программой «Будущее Приморья». Забота о «рабочей косточке», о тех, кто обеспечит завтра реальный подъем экономики, - прямой взгляд в будущее.

Автор: Ольга ЗОТОВА (фото автора), «Владивосток»