Семена районирования разбрасывает Греф

Кому как, а приморцам Никита Хрущев запомнился тем, что он приехал к нам не в то время. В 1959-м, возвращаясь из Сан-Франциско, он попал во Владивосток в сентябре, в бархатный сезон. И надо ж было повести его нашим партийным боссам на набережную. И вот там, увидев, как подставляет свои тела под осеннее солнце пляжный народ, он сильно удивился ласкам приморской природы... и срезал все существовавшие тогда у приморцев северные надбавки.

22 июль 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1395 от 22 июль 2003

Кому как, а приморцам Никита  Хрущев запомнился тем, что он приехал к нам не в то время. В 1959-м, возвращаясь из Сан-Франциско, он попал во Владивосток  в сентябре, в бархатный сезон. И надо ж было повести его нашим партийным боссам на набережную.  И вот там, увидев, как подставляет свои тела под осеннее солнце пляжный народ, он сильно удивился ласкам  приморской природы... и срезал все существовавшие тогда у приморцев северные надбавки.

Понадобился не один десяток лет, чтобы приморцы вновь доказали  очевидное – климат у нас северный, здоровье теряем напрочь.  И вот нате. Московские ребята из ведомства Германа Грефа, сроду не бывавшие в наших краях,  взялись за хрущевские штучки. Они разработали методику определения,  кому и где за пределами Москвы в нашей стране жить комфортно-дискомфортно. Другими словами, готовится документ под названием “О концепции федерального закона “О районировании Крайнего Севера и Арктики”.

Спросите: причем здесь  приморцы?  Вот цифры. Средний районный коэффициент, или надбавки за суровость, на Чукотке  равен двум. В Якутии – 1,6, в Бурятии – 1,25, в Приморье – 1,3. В 2001 году на выплату районного коэффициента государство выплатило приморцам  6339,5 миллиона рублей. Примерно столько же получили хабаровчане и другие. Цифры, конечно, внушительные. Но ведь речь идет о тех, кто действительно оторван от страны и кто действительно живет и работает в менее комфортных условиях, чем москвичи.

Но …траты непозволительные, посчитали спецы Минэкономразвития и предлагают ликвидировать почти все северные надбавки. Приморский край, расположенный южнее столицы, по их географическому  разумению  должен лишиться северных напрочь.

Эту проблему в числе многих  обсуждали на недавнем выездном совете по проблемам Крайнего Севера и Арктики, который проходил под председательством премьер-министра Михаила Касьянова  в Якутске. Заседание  проходило за закрытыми дверями. Вашего корреспондента не пустили на совет. Да и на состоявшейся после него пресс-конференции премьер предпочитал не распространяться по поводу северных коэффициентов. Понятно, что тема невыигрышная, а в преддверии многочисленных выборов и вовсе взрывная.

Судя по некоторым комментариям, которые удалось получить нашей газете, ничего обнадеживающего ждать не приходится. Это должен понимать полпред Константин Пуликовский. О своем резко негативном отношении к таким попыткам  говорил в интервью нашей газете присутствовавший на совете член верхней палаты парламента от Приморского ЗС Олег Кожемяко. Но, к сожалению, пока не слышно других голосов. Тех же наших депутатов думы. Хотя, возможно, в нынешнюю предвыборную кампанию северный коэффициент станет одной из тем кандидатских спекуляций.

Интересно, что на совет по Северам (чиновники любят  при этом делать ударение на последний слог) премьер-министр Михаил Касьянов прилетел на двух правительственных самолетах с надписью “Россия”, привез с собой только 40 человек московских телевизионщиков и операторов. Необходимость таких  расходов правительством под сомнение не ставится.

(Якутск - Владивосток)  

Автор: Виктор СЕРДЮК, «Владивосток»