Летающие над морем
Это был первый бой истребителей конструкции Игоря Сикорского. Они были созданы выдающимся авиаконструктором как самолеты прикрытия «летающих крепостей» того времени - тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец». Но в тот день им пришлось защищать от налета немецких бомбовозов и истребителей русскую военно-морскую базу на острове Сааремаа. Это был первый воздушный бой летающих лодок.
Это был первый бой истребителей конструкции Игоря Сикорского. Они были созданы выдающимся авиаконструктором как самолеты прикрытия «летающих крепостей» того времени - тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец». Но в тот день им пришлось защищать от налета немецких бомбовозов и истребителей русскую военно-морскую базу на острове Сааремаа. Это был первый воздушный бой летающих лодок.
Но это было не первым участием русской морской авиации в первой мировой войне.
Несмотря на то, что первый самолет создал морской офицер Александр Можайский, первые авиаторы над водой летать не любили. Лишь после перелета Луи Блерио в 1909 году из Франции в Англию через Ла-Манш самолеты появились над морем. И на авиационном празднике 1910 года жители Кронштадта восторженно встретили первых авиапассажиров из Петербурга, а жители Владивостока любовались самолетами Спасского авиаотряда, кружащими над Золотым Рогом.
21 августа 1914 года начались первые полеты русских летчиков в небе Арктики. В поисках пропавшей экспедиции старшего лейтенанта Георгия Седова военный летчик Яков Нагурский совершил несколько полетов над Ледовитым океаном.
Но слишком незначительная для применения в морском бою дальность полета заставила моряков искать способ доставки самолетов к месту боя. Этим занялись черноморцы. В 1908 году в состав военно-морских сил Черного моря был включен крейсер 2-го ранга «Алмаз». Это был единственный крупный корабль 2-й Тихоокеанской эскадры, прорвавшийся через «Цусиму» во Владивосток. Его и решил командующий Эбергардт использовать для транспортировки гидросамолетов к месту боя. Легкие самолеты, конечно, закованным в броню кораблям большего вреда принести не могли, но прекрасно вели дальнюю разведку и корректировку артиллерийского огня главного калибра русских дредноутов.
17 ноября 1914 года линкоры «Святой Евстафий», «Иоанн Златоуст» и «Святитель Пантелеймон» (бывший «Князь Потемкин-Таврический») вышли из Севастополя и взяли курс на турецкий порт Трапезунд. Порт скрывал густой туман. Корректировка артиллерийского огня руских кораблей самолетами с «Алмаза» сделала его достаточно эффективным.
Положительно оценив первый опыт, командование Черноморского флота решило создать авианосный отряд. Для этой цели были переоборудованы пароходы Добровольного флота «Николай I» и «Александр I». Каждый смог принять на борт по 7 самолетов (или, как говорили тогда, аппаратов) и летно-техническую команду.
6 ноября 1916 года эскадра русских кораблей, в состав которой были включены и авиатранспорты, подошла к турецкой военно-морской базе Зонгулдак. Артиллерийским огнем и бомбами с гидросамолетов портовые и оборонительные сооружения были настолько разрушены, что турецкий флот не смог до конца войны базой пользоваться.
А на Балтике русские самолеты были полными хозяевами неба. И если в начале войны легкие гидросамолеты могли брать не более двух бомб и вели в основном авиаразведку, то в 1916 году конструктор Дмитрий Павлович Григорович смог установить бомбардировщик «Илья Муромец» на поплавки. И на немецкие корабли в Моонзунде обрушились сотни бомб. А летающая лодка Григоровича «М-5» долго держала первенство в скорости и успешно отгоняла от русских кораблей германские гидропланы. Корабельная зенитная артиллерия в то время еще не была создана.
Немецкие авиаконструкторы вооружили свои бомбардировщики пулеметами. Бороться с ними стало ничем не защищенным русским истребителям намного труднее. Дмитрий Павлович вновь сел за расчеты.
21 августа 1916 года впервые в мире в небо поднялся бронированный самолет - морской истребитель «М-11» конструкции Григоровича.
В небе Балтики прославился морской летчик Александр Николаевич Прокофьев. Из-за преждевременного взрыва легкой бомбы он потерял ногу. Офицеру изготовили протез, и он продолжал вести воздушные бои, выходя из них победителем. Принимал Прокофьев (уже на протезе) участие и в знаменитом бою 17 июля – именно в честь этой даты приказом главкома ВМФ России в 1996 году и установлен сегодняшний праздник. Александр Николаевич один германский самолет сбил лично и один в паре с лейтенантом Дитериксом. Вернувшись на базу, пилот, легко раненный в руку, пересчитал пробоины в самолете. Их оказалось около тридцати. За этот бой мичман Прокофьев получил чин лейтенанта и золотое Георгиевское оружие.
В 1918 году Александр Николаевич из Петрограда переехал в Спасск. Здесь он недолго прослужил в авиаотряде, занимаясь ремонтом самолетов. В двадцатые годы старший лейтенант Прокофьев, ставший не нужным новой России, как многие авиаконструкторы и авиаторы, перебрался во Владивосток, а затем в Америку. Там он получил признание как конструктор легкомоторных спортивных гидропланов.
Его и приводил в пример (в романе Бориса Полевого) оставшемуся без ног летчику Мересьеву комиссар Воробьев.
Дальнейшее развитие морской авиации пошло и по пути строительства громадных кораблей - авианосцев, самолетов, способных взлетать с их палуб, создания могучих летающих лодок, перелетающих океан, и стремительных истребителей, способных встретить бомбардировщики врага на морских границах. Все это носит название - морская авиация.
Автор: Юрий ФИЛАТОВ, специально для «В»