Водовод в никуда
Проблема водоснабжения во Владивостоке возникла одновременно с городом. В летние месяцы Седанкинское и Богатинское водохранилища с пугающей регулярностью не справлялись (не справляются и сейчас) с городскими нуждами. И вот, казалось бы, дождались! 1986 год – постановление Совета министров СССР «Об обеспечении устойчивого водоснабжения г. Владивостока и прилегающих к нему населенных пунктов».
ДА, БЫЛИ СТРОЙКИ В НАШЕ ВРЕМЯ…
Проблема водоснабжения во Владивостоке возникла одновременно с городом. В летние месяцы Седанкинское и Богатинское водохранилища с пугающей регулярностью не справлялись (не справляются и сейчас) с городскими нуждами. И вот, казалось бы, дождались! 1986 год – постановление Совета министров СССР «Об обеспечении устойчивого водоснабжения г. Владивостока и прилегающих к нему населенных пунктов». Решили обратиться к источникам подземных вод, а именно – к Пушкинскому месторождению, что в Надеждинском районе. Строительство масштабного комплекса вспомогательных сооружений, предназначенных для добычи воды и транспортировки ее в краевой центр, стартовало уже в 1987-м – под патронажем небезызвестного муниципального предприятия «Владстройзаказчик». Однако уже в 1993-м всеобщие разруха и безразличие приговорили важнейший для города проект. Федеральному финансированию пришел конец, а о краевом тогда никто и не помышлял. Таким образом, пусковой комплекс готовностью 35 процентов – а это 24 скважины, 17 км дорог, 15 км сборного и 46 км магистрального водовода, два резервуара для воды, здание подстанции и насосной станции, 11 км ЛЭП – был брошен на произвол судьбы.
Судьба, в обличье дельцов-мародеров, не заставила себя ждать. Дальше, само собой, возникла бесконечная и безрезультатная переписка «мэру-губернатору», и продолжалась бы она ни шатко ни валко, с периодичностью раз в два-три года, и по сей день, если бы не одно «но». Расхищение стройдобра, а именно труб, некий предприимчивый «капиталист» поставил на поток. Ситуацией заинтересовались опера из приморского УБОПа. И тут-то начинается самое интересное, оно же вопиющее.
КРУГОВОРОТ ТРУБЫ В ПРИМОРЬЕ
Дело, возбужденное сотрудниками следственного управления следственного комитета при МВД РФ по ДВФО, охватывает конкретный промежуток времени: лето 2000-го – январь 2003-го. Корреспонденту «В» о нем рассказал начальник отдела СУ СК полковник юстиции Михаил Гнутов. В деле один обвиняемый – Гиви Руставели, 1966 года рождения, по национальности грузин. Зато не счесть свидетелей, поскольку ворованными трубами Гиви по дешевке снабдил чуть ли не полкрая. Ущерб – 42 миллиона рублей; разрезано, увезено и распродано – 1200 тонн, или 6 с половиной километров (!!!) 15-километрового сборного водовода.
Но давайте по порядку. Сборный водовод, расположенный в окрестностях села Раздольного, состоит из труб диаметром от полуметра до метра и в отличие от магистрального водовода в землю закопан едва-едва, что значительно облегчает «добычу». Добыча, кстати сказать, более чем рентабельна – тонна трубы на рынке по стоимости чуть-чуть не дотягивает до $1000. (Столь высокая цена обусловлена наличием внутреннего пищевого цементно-песчаного покрытия; причем данные трубы в Приморье были уложены исключительно на упомянутом водоводе.)
Короче говоря, овчинка выделки однозначно стоила, и Гиви, до этого не судимый, за дело взялся. Нанимал рабочих из окрестных деревень и из числа своих городских знакомых, которые трубы, если приходилось, выкапывали, резали их на куски длиной 10-12 метров, используя сварочный аппарат, и с помощью автокрана грузили на «КамАЗы». Автокраны и «КамАЗы» Гиви арендовал в ООО «Акстрим-ТМ», когда-то именовавшемся Раздольненским заводом стройматериалов, где ему выписывали настоящие путевые листы. Директор ООО документы, конечно, потребовал – и «какие-то» бумаги, санкционирующие вывоз, ему показали. На том и порешили, потому что дензнаки (2000 рублей за одну ездку «КамАЗа») выглядели вполне настоящими. Быстро нашелся и перепродавец – легальное предприятие ООО МТК «Лидер-Сервис». Здесь – тоже как в песне «У матросов нет вопросов». Там трубы и складировались, и «обрабатывались»: сглаживали неровности непрофессиональной резки, красили; с некоторых даже сбивали цементно-песчаное покрытие, чтобы потом использовать в канализационных целях.
А когда товар в свободной продаже – тут уже начинается рынок, и происхождение товара не волнует никого: урвать бы подешевле. Работники УБОП где только потом не обнаруживали кусочки бывшего водовода, опознавая их лишь по тому самому покрытию или его остаткам! Владивосток, Артем, Уссурийск, Лесозаводск, Лучегорск, Новоникольск…... Ситуация абсурдна тем, что среди десятков покупателей труб упоминаются, например, ОАО «Дальмостстрой Уссурийский мостоотряд», ведущее строительство Некрасовского путепровода, Лучегорский угольный разрез, Тепловые сети ОАО «Дальэнерго». То есть украденное у государства потом государству же и перепродается!
Остается добавить, что деньги от заключенных сделок по стандартной схеме перечислялись на счета фиктивных фирм, а затем вкладывались в движимое и недвижимое имущество, оформленное на подставных лиц. Вовремя бы остановиться Гиви, но безнаказанность, видимо, подстегивала.
СПРОСИТЬ НЕ С КОГО
Получается, что во всей этой эпопее-распродаже… виновных нет, только пострадавшие. Свернули финансирование – спишем на развал Союза. Утащили трубы – не было средств на охрану. Но ведь объект-то не совсем «бездомный»: как-никак находится на балансе у МП «Владстройзаказчик». Беседую с гендиректором Сергеем Криворотовым. По его словам, выходит так: о положении дел мы знали, краевой и городской администрации неоднократно докладывали, поделать ничего не могли, правда, пару раз перекапывали подъезды к водоводу, но это расхитителей не останавливало (еще бы – такие «бабки» на кону!). Ладно, а как насчет обращений в правоохранительные органы? Заявление появилось лишь 2,5 года спустя.
Причем, как поведали «В» в УБОПе, появилось оно чуть ли не под нажимом со стороны самих оперативников. Выглядит странным, если не сказать больше. Типа, языком анекдота, приходят опера к директору и говорят: «Слышь, чувак, у тебя трубы три года воруют!» - «О, и в самом деле! Но, может, как-нибудь без заявления обойдемся, а?».
Едем к главе Надеждинского района Александру Прохорову. Он рассказывает, что милиционеры Надеждинского РОВД несколько раз ставили «КамАЗы» на арестплощадки, но затем (дословно) «приезжали ребята с «Владстройзаказчика» и показывали оперативникам документы, что трубы разрешены к демонтажу и вывозятся на складирование». В итоге – приходилось отпускать. В РОВД подтвердили, что в общих чертах было так, но от конкретных объяснений – какие именно документы, подлинные ли – уклонились, сославшись на давность происшедшего.
Ситуацию прояснили в следственном управлении. Оказывается, речь идет о вывозе труб, еще в начале 90-х привезенных на место строительства, но так и не уложенных в землю из-за остановки работ. Тут все законно: по всей видимости, трубы везли в более безопасное место. То есть хочется в это верить...… Между тем «КамАЗы», груженные действительно ворованными трубами и объездившие Приморье вдоль и поперек, никто не тормозил.
ДЕЛО - ТРУБА
9 июля дело отдано в прокуратуру Приморского края. Руставели инкриминируются две статьи УК: хищение имущества (срок – 5-10 лет) и легализация (отмывание) денежных средств (до 5 лет). Сам обвиняемый в своих показаниях на следствии заявляет, что да, трубы вывозил и продавал, однако не вырезал их лично, а приобретал у «неизвестных лиц» по цене металлолома (1500-2000 руб./т) и в гораздо меньшем количестве, чем утверждает следствие.
Суд судом, но будет ли достроен незаслуженно забытый и жизненно значимый объект федерального значения? На данный момент это очень маловероятно. Начать с того, что приблизительная стоимость работ приближается к миллиарду рублей. К тому же краевые власти уже пошли «другим путем»: как сообщили «В» в комитете природных ресурсов и экологии администрации Приморского края, принята краевая целевая программа по наращиванию мощностей Богатинского водохранилища. Ясно, что оно и дешевле, и проще. Однако достоинства воды из-под земли тоже говорят сами за себя: во-первых, она намного чище, во-вторых, подземный источник практически невозможно заразить. Последний довод представляется особенно актуальным в свете склонности соседей из Поднебесной добывать лягушек с помощью химикатов.
А ведь помимо наполовину растащенного сборного водовода существует еще и магистральный, с которого тоже «втихушку» крадут 1220-миллиметровые трубы. Там детальные проверки не проводились – небось начнут осматривать и тоже ахнут. И никому нет дела, заявлений в органы не поступает, ибо «государственное» в России всегда значило – ничье. В смысле общее – кто первый найдет применение, тому и флаг в руки.
А чистой и безлимитной воды владивостокцам, похоже, век не видать…...
Имя и фамилия обвиняемого изменены в интересах следствия.
Редакция выражает благодарность СУ СК при МВД РФ по ДВФО за содействие при подготовке материала.
Автор: Юрий ГОВОРУШКО, специально для «В»