Пожалеть воришку?

Ребенок стал притаскивать из детского сада чужие игрушки. В портфеле у школьника появились ручки и фишки, которых вы ему явно не покупали. А из вашего кармана то и дело исчезает мелочь. Ужасное открытие бросает в дрожь: ребенок ворует. Взять ремень и устроить головомойку пострашнее или поискать другие пути? Прокомментировать ситуацию мы попросили специалистов факультета клинической психологии ВГМУ: Наталью Кравцову, кандидата медицинских наук, доцента, декана факультета, и Веру Пятанову, клинического психолога.

11 июль 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1390 от 11 июль 2003

Ребенок стал притаскивать из детского сада чужие игрушки. В портфеле у школьника появились ручки и фишки, которых вы ему явно не покупали. А из вашего кармана то и дело исчезает мелочь. Ужасное открытие бросает в дрожь: ребенок ворует. Взять ремень и устроить головомойку пострашнее или поискать другие пути?
Прокомментировать ситуацию мы попросили специалистов факультета клинической психологии ВГМУ: Наталью Кравцову, кандидата медицинских наук, доцента, декана факультета, и Веру Пятанову, клинического психолога.

КТО ВИНОВАТ?

- Жалобы на то, что дети воруют, очень часты. И проблема не связана с достатком семьи – бывает, у ребенка все есть, а тащит у одноклассников что ни попадя. В некотором смысле это даже типично для дошколят и младших школьников. Причины? Во-первых, если ребенок берет деньги у своих родителей дома, он порой не считает это воровством. Во-вторых, в это время бурно формируется желание обрести самостоятельность, в том числе самому распорядиться какой-то суммой денег. Есть и третья причина: ребенок все больше начинает контактировать со сверстниками, и чтобы завоевать симпатию, хочет “шикануть”, угостить всех конфетами, тем самым завести друзей. Поэтому воровать нередко начинают дети с проблемами взаимоотношений со сверстниками.

Когда ребята подрастают, причинами воровства могут стать сложные отношения в подростковой группировке. Бывает, ребят “ставят на счетчик” их же сверстники – вымогают деньги под угрозами. А однажды нам пришлось долго работать со школьником – он никак не хотел раскрываться, но потом выяснилось: взрослые дяди тянули деньги у подростков на “общак” (воровскую кассу), при этом они по-своему опекали мальчишек и оказывали “услуги” по защите.

Изредка приводят на консультации и подростков, у которых попросту не сформированы первичные этические ценности – те самые уже не обсуждаемые законы нравственности, когда знаешь и чувствуешь, что такое хорошо и что такое плохо. Родители у таких детей нередко вполне добропорядочные, но слишком занятые – некогда было с ребенком поговорить…

И все же самая главная причина воровства - отношение родителей к ребенку. Если ребенку хватает любви – вряд ли проблема возникнет. А вот если отношения сплошь жесткие, контролирующие, лишенные теплоты: “Ты должен! Почему не сделал?” - проблема тут как тут. Мама все время занята, ей некогда поговорить, пошутить, прижать к сердцу. И папе некогда взять сынишку или дочку за руку, погулять, пошептаться, построить домик из песка, а заодно и вложить в маленькую голову что-нибудь доброе и важное. Вся любовь заключается в окрике, строгом взгляде и вопросе: “Ты поел? А что в школе получил?”. И тогда, вопреки всякой взрослой логике, ребенок совершает плохой поступок, чтобы привлечь внимание, пусть негативное, но на безрыбье, как говорится… В психологии есть даже термин - “негативное поощрение”.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

- Не бить и не ругать! Во-первых, не поможет, а лишь разрушит контакт с ребенком. Он затаится, найдет изощренные способы воровства. Во-вторых, затравленный, еще больше будет испытывать проблем в отношениях со сверстниками. Есть другие пути, в основе которых – искусство любить и договариваться.

Если ребенок стал приворовывать, самое время срочно подумать, как это ни парадоксально звучит – а хватает ли малышу или школьнику маминой любви? Безусловной, то есть без всяких условий вроде “будешь хорошим – буду любить, а провинишься – не буду”. Важно подчеркнуть: я тебя люблю любого, даже если такие ужасные поступки случаются, ведь мы с тобой все преодолеем. Есть замечательная технология маминого (или папиного!) “гипноза”: даже если вы строго поговорили насчет проступка, перед сном подсядьте к ребенку, прислушайтесь к его дыханию – пусть ваши дыхания совпадут, и, поглаживая, повторяйте: я тебя очень люблю, ты у меня самое драгоценное, что есть в жизни. Мамы почему-то считают, что это само собой разумеется. А ребенку не хватает таких слов как воздуха.

Другой путь – из разряда рациональных: можно и нужно выделять карманные деньги, что многие родители сейчас и делают. Выделил сумму – спроси, на что потратил. Вместе тактично оцените: это хорошо, а это можно было бы не покупать.

Американские родители широко используют, а психологи рекомендуют и такой способ. Сначала дети и родители обсуждают вместе права и обязанности. Соразмерно возрасту ты должен, к примеру, хорошо учиться, мыть посуду, убирать за кошкой. Есть и права: пользование телефоном (да-да, мы по привычке воспринимаем это как само собой разумеющееся, а американцы справедливо причисляют к списку благ), просмотр ТВ-программ, поездка на уик-энд, пользование автомобилем родителей (для старших детей), дискотека, кинотеатр и т.п. Дальше заключается договор: если ты что-то не выполняешь, то лишаешься таких-то благ. Многие заключают письменный контракт с собственными детьми: мытье машины стоит столько-то, а уборка – столько. Наши родители порой осуждают такую жесткую прагматичность отношений, возмущаются – неужели все за деньги? Но жизнь показывает, что в этом есть смысл. Ребенок понимает, что деньги можно заработать, а не стащить. Но и с неба они не падают. А заработав, просто так их не пустит по ветру.

Автор: Марина ИВЛЕВА, «Владивосток»