Революция грядет, или Чего не знают в школе?
Летние каникулы, хоть и 90 в них дней, завершатся – не успеешь оглянуться. Снова заголосят школьные звонки, собирая на уроки, и с новой силой – можно не сомневаться – вспыхнет ставшая уже привычной дискуссия: нужна или нет школьная форма? Этот, казалось бы, простой вопрос на самом деле многогранен.
Летние каникулы, хоть и 90 в них дней, завершатся – не успеешь оглянуться. Снова заголосят школьные звонки, собирая на уроки, и с новой силой – можно не сомневаться – вспыхнет ставшая уже привычной дискуссия: нужна или нет школьная форма? Этот, казалось бы, простой вопрос на самом деле многогранен.
Сторонники введения единообразной верхней одежды частенько в качестве основного мотива выдвигают такое соображение: форма нивелирует проявления социального неравенства в школе. Но так ли это на самом деле? Действительно ли наши дети перестанут замечать разницу в материальном положении, если оденутся во все одинаковое? И что вообще школьники думают по поводу социального неравенства, бедных и богатых (причем не те, которые заученно тараторят в камеру: «Форма – это здорово, это интересно!»)?
Корреспондент «В» совместно с социальным педагогом одной из школ Владивостока провел анонимный опрос учащихся – пятых, девятых, десятых и одиннадцатых классов (в общей сложности более 120 человек от 11 до 18 лет). Пища для размышлений, как нам кажется, налицо…
1. Знаешь ли ты, кто из твоих одноклассников живет в богатой семье, а кто – в бедной?
Ответ затруднений не вызвал, скорее - недоумение. «Конечно да», - ответили все.
2. Откуда ты это знаешь (видно по тому, как человек одевается; сколько у него денег на карманные расходы; какие у него рюкзак, ручка, ботинки, плейер, сотовый; был у него дома; он сам хвастает).
Ответы на этот вопрос также не вызвали затруднений. И пятиклашки, и выпускники умеют по внешним признакам определять материальное положение ровесников. Основные ответы – «был дома», «видно по тому, сколько у него денег». «Мы же учимся в одном классе, что тут можно скрыть?!» - ответил один десятиклассник. Интересно, что пятиклассники очень точно подмечают, у кого дорогие пенал и рюкзак, а у кого – нет.
3. Имеет ли для тебя значение, беден или богат твой одноклассник? Интереснее ли общаться с богатым, чем с бедным?
Трогательное единодушие проявили практически все респонденты, отвечая на эти вопросы решительным «нет» и «мне без разницы, все дело в человеке». Можно сделать скидку на юношеский идеализм, но в целом тенденция радует. Было лишь два ответа, выбивающихся из общей колеи: «Я на бабки не ведусь, богатый человек очень жадный, и чем больше денег, тем жаднее он становится, а я не люблю жадных» и «С богатыми интереснее, потому что они многое могут себе позволить и многое видели».
4. Завидуешь ли ты более обеспеченным друзьям?
Из более чем сотни опрошенных честно ответили: «Да, завидую» по ОДНОМУ респонденту в классе.
5. Хвастаешься ли ты перед менее обеспеченными друзьями своими вещами или играми?
Единодушное «нет» на фоне робких «иногда».
Конечно, предыдущие два вопроса можно было назвать показателем «Л» (уровнем лжи), и единодушные на них ответы могли насторожить, если бы не одна мысль: дети просто выдавали желаемое за действительное.
6. Быть богатым – хорошо, опасно, нормально?
Учитывая, что большинство ребят выбирали не по одному ответу, картина складывается следующая: считают, что богатым быть опасно – 93 процента; нормально – 85 процентов; хорошо – 90 процентов. Несколько интересных ответов дали девятиклассники: «Когда как, многие люди используют богатых», «Это зависит от человека, от его отношения к людям и от того, как он стал богатым».
7. Быть бедным – стыдно, нормально, честно?
Большинство – около 80 процентов считают, что быть бедным – нормально. Примерно по 50 процентов ответили так: «стыдно, но можно» и «честно, но немного стыдно». Как пояснила свой ответ одна из респондентов, «если человек зарабатывает свои небольшие деньги честным трудом, этого не нужно стыдиться».
8. Если в школе введут форму и все будут носить одинаковую одежду, никто не узнает, кто богатый, а кто бедный?
Формулируя этот вопрос, мы с школьным психологом совершенно не предполагали, что он вызовет бурю эмоций. Со свойственным детям простодушием они решили: скоро в школе введут форму, и потому примерно половина анкет исписана горестными криками: «Не надо вводить форму!», «Я против!». Интересно, что большая часть 11-классников высказалась в пользу школьной формы – при этом хорошо понимая: им-то носить ее не придется. Те же ребята, которые поняли суть вопроса (около 60 процентов), ответили: «Все будет ясно по тем признакам, что названы в вопросе № 2».
9. Чтобы стать богатым, надо: уметь воровать; много учиться и работать; жениться на богатой (выйти замуж); уехать за границу; другое…
Ответы на этот вопрос ясно показывают: пути приобретения начального капитала еще не до конца сформировались в головах «поколения «Пепси». Так, рассуждая о возможности разбогатеть, школьники выбирали (практически в равных пропорциях) варианты «много работать и учиться» и «уметь воровать». Третьим по популярности был ответ: «жениться/выйти замуж за богатого» (умилила одна оговорка: «за любимого и хорошего богатого»), четвертым - «все сразу». С другой стороны, отрадно то, что заграница перестала видеться молодым мозгам России как большая кормушка: вариант «уехать за границу» не выбрал никто.
10. Если отнять деньги у богатых и поделить их среди бедных – это правильно?
А этот ответ заставляет поежиться. Практически 100 процентов пятиклассников и выпускников ответили «да, правильно». Некоторые делали оговорку «если эти деньги заработаны нечестно».
Потенциальных «экспроприаторов экспроприаторов» меньше среди 14-15-летних. Девятый и десятый классы отвечали «правильно» и «неправильно» примерно одинаково. Девятиклассники чаще поясняли свой выбор: «так ничего хорошего не получится», «нужно учиться самим зарабатывать», «так станет еще больше бедных».
Социологи говорят, что поколение, родившееся после 1991 года, склонно идеализировать идеи русского социализма и революции, так как на собственном опыте убедиться в их прелести не успело. Как нам кажется, результаты анкеты подтверждают это: растут потенциальные революционеры… И вряд ли школьная форма скроет от этих любопытных глаз существующее положение вещей.
P.S. Мы предлагаем заинтересованным читателям «Детской площадки» - любого возраста – высказываться на темы, затронутые этой анкетой. Наиболее любопытные и аргументированные письма найдут свое отражение на страницах «ДП». Пишите по адресу: 690600, Владивосток, ГСП, Народный проспект, 13, с пометкой «Детская площадка» или по электронной почте berchan@vladnews.ru
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, «Владивосток»