Два года в свете роста

В эти дни исполняется два года, ровно половина положенного законодательством срока, как у власти в Приморском крае находятся губернатор Сергей Дарькин и его команда. Можно также сказать, что, собственно, два года исполнилось и Дарькину как политику, как бы он от этого статуса ни открещивался.

8 июль 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1387 от 8 июль 2003

В эти дни исполняется два года, ровно половина положенного законодательством срока, как у власти в Приморском крае находятся губернатор Сергей Дарькин и его команда. Можно также сказать, что, собственно, два года исполнилось и Дарькину как политику, как бы он от этого статуса ни открещивался.

ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ ДЕБЮТА

«Приморью нужны не популистские обещания, а конкретные меры, которые в ближайшем будущем принесут результаты».

Яркие желтые футболки, незамысловатый слоган «Нам здесь жить» и основанное на мощной программе обещание уничтожить политический фактор в угоду экономическому сделали малоизвестного широкому кругу приморцев бизнесмена Сергея Дарькина первым лицом Приморья. Мало кто тогда, весной-летом 2001 года, верил сначала в Дарькина-кандидата, а затем в Дарькина-губернатора. Может быть, потому, что слишком революционными на первый взгляд выглядели его планы превратить Приморский край в одно большое, прибыльное и при этом открытое для всех предприятие.

Да и на самом деле все было не так просто. Определенное время к новичку привыкали, да и он потратил немало сил, чтобы освоиться. Новый губернатор, несмотря на интригующие идеи, многие из которых были призваны опередить свое время, сначала не показался самым лучшим оратором. Иногда вообще был скрытным (чего стоит одно выражение, ставшее крылатым, - «деньги любят тишину») и на недопустимо резких тонах строил свои отношения со СМИ.

В 2001 году складывалось впечатление, что Дарькин заготовил бизнес-планы не только для чиновников и предпринимателей, но и готов внедрять самый настоящий капитализм в социальной сфере – школах, больницах, учреждениях культуры. Сейчас-то ясно, что это была своеобразная ревизия существующего в бюджетной сфере положения дел – иначе как объяснить факт появления не менее эффективных и нужных, чем в прошлые годы, социальных целевых программ модернизации приморской образовательной системы и здравоохранения...…

И та самая первая зима, «которой не было», ох как не просто проходила. Руководителю штаба по подготовке к зиме Владимиру Ведерникову пришлось в буквальном смысле расшевеливать глав муниципальных образований, чтобы те подключали к теплу дома и объекты соцкультбыта. В районах с такими жесткими требованиями, какие предъявила команда Дарькина, еще ни разу не сталкивались. Вот и получалось, что «на Хасане еще август, а в Артеме – прошлая зима».

Краевая администрация произвела маленькую революцию, создав предприятие «Примтеплоэнерго»: через эту структуру проходят все финансовые потоки. И сделала это для того, чтобы не тридцать девять глав администраций занимались закупкой топлива на зиму для муниципальных котельных, а единая структура по одной цене. Это структурное нововведение и было одним из бизнес-секретов двух «теплых» зим. А еще, конечно, переориентировка топливно-энергетического комплекса на местные угли. 

Много позже Дарькин признается: «Когда я начал работать, мы с коллегами полгода разбирались. Сначала стабилизировали ситуацию, и только потом у нас все процессы пошли по нарастающей. Сначала мы создали комиссию для контроля над расходами, провели монополизацию всех финансовых потоков, я убрал в муниципалитетах все финансовые департаменты...…». В угоду экономической эффективности Дарькин не побоялся идти на административный конфликт с некоторыми муниципалитетами и до сих пор убежден, что «руководители не могут или не хотят эффективно распределять те небольшие ресурсы, которые у них есть».

Первый год руководства краем выявил губернатора как довольно рискового и азартного, альтернативного существующим представлениям о региональной власти игрока. Но, как показало время, данный риск был оправдан, хотя именно в первый год деятельность его команды была закрыта, принципы и правила работы ясны далеко не всем. Но, к счастью, теперь это в прошлом.

ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ - ЭКОНОМИКЕ

«Раньше в крае и стране все вопросы решались политически, теперь же мы занимаемся реальной экономикой».

Для многих наблюдателей определенным риском, если не скрытой политической сделкой, показалась и губернаторская концепция «открытых дверей». Быстрыми темпами в закрытое прежде Приморье двинулся российский и иностранный капитал – с каждым годом регион становится все более привлекательным. Эскалация «чужого» капитала заставила мобилизоваться капитал местный, а предприниматели почувствовали больше свободы. Кстати, первый зарубежный визит в качестве губернатора Дарькин нанес японцам, и сейчас наши морские соседи, словно почувствовав особое к ним расположение, активно позиционируют свое и приморское участие как в «ангарском проекте», так и в сахалинских. То же самое можно сказать и о других странах АТР.

В свою очередь, бюджетная и структурная консолидация АПК и муниципальных образований привела к тому, что теперь «политическая жизнь» ограничивается городом Владивостоком. Чиновники переключились на экономику, глазам своим не верят. Рост ВВП за 2002 год превысил пять процентов, что выше, чем в среднем по России. Валовой внутренний продукт составил 45 тысяч рублей на душу населения против 26,1 тысячи рублей. Если по итогам 2001 года было зафиксировано падение производства более чем на 15 процентов, то уже через год наметилась тенденция к росту. В отдельных отраслях она весьма ощутима. Так, в топливно-энергетической отрасли рост производства составил 14,3 процента, в машиностроении – 15,6 процента, в химической и нефтехимической промышленности – 64,9. Всего производство выросло в 10 базовых отраслях из 13. Инвестиции в ЖКХ выросли в 20 раз. В последующие четыре года в эту отрасль планируется вложить еще 2 миллиарда рублей.

Закрепленные «прозрачные» правила игры стали той платформой, благодаря которой у Приморья и заработала экономика. «У меня в крае тридцать девять районов, но я ими не управляю...… Контролировать можно, а управлять – нет. Я руковожу семью сотрудниками, а они, каждый в свою очередь, еще семью, и так далее…». Собственно, именно выстраивание вертикали власти теперь – главная проблема команды и губернатора. Среди всех стратегических задач эта оказалась самой серьезной и пока до конца не реализованной. Впрочем, для середины выборного срока это скорее не промах, а приобретение качества.

Постепенно Сергей Дарькин шлифует свою  предвыборную программу, делает более функциональной структуру административного аппарата (далеко не все его соратники выдержали испытание властью) и, что нельзя не отметить, сам повзрослел как политический деятель.

Очевидно его желание не уходить от острых вопросов. Теперь, по прошествии двух лет, губернатор не отмалчивается, когда ему задают каверзные вопросы. Эта уверенность – плод конкретных результатов в экономике и «взросления» в политике. Определенно, что прошедшее двухлетие для Приморья и прагматика-губернатора не прошло даром. Время покажет, что мы еще приобретем за два года, оставшиеся до даты новых выборов.

Автор: Александр СЫРЦОВ, «Владивосток»