Путешествие в бесконечность
Японец Питер Миллер (в беседе он вспомнил момент, когда Япония признала его своим) оказался на Востоке в общем-то случайно. Нельзя сказать, что ориенталистика, модная в Европе еще со времен Байрона, явилась осознанным увлечением. Питер занимался изучением социологии, защитил диссертацию в Беркли, работал в Стендфордском исследовательском институте в Калифорнии. Компания Honda Motor обратилась за оценкой перспектив строительства своего первого в США подразделения. После этого сотрудничества Питера пригласили в Японию выступить с докладом на совете директоров.
Японец Питер Миллер (в беседе он вспомнил момент, когда Япония признала его своим) оказался на Востоке в общем-то случайно.
Нельзя сказать, что ориенталистика, модная в Европе еще со времен Байрона, явилась осознанным увлечением. Питер занимался изучением социологии, защитил диссертацию в Беркли, работал в Стендфордском исследовательском институте в Калифорнии. Компания Honda Motor обратилась за оценкой перспектив строительства своего первого в США подразделения. После этого сотрудничества
Питера пригласили в Японию выступить с докладом на совете директоров.
Так в его жизни началась Япония. Старые храмы, строения, перспектива города, уходящая в бесконечность. Питер впитывал все это, выходя утром на работу в свою компанию. Искусство терпеливо ждало своей очереди, чтобы потом заявить свои права в полный голос. Так вызревающая капля однажды звонко срывается с крыши. Питеру был близок даже не окружающий пейзаж, а нечто, что связывало реальность дня с прошлым. Трепетное отношение японцев ко всему, что являет хоть какую-то историческую ценность, общеизвестно.
Но страна стала своей как-то вдруг. Питер ходил на работу, каждые утро и вечер минуя уличного торговца рисом. Торговец вежливо здоровался и прощался каждый день. И лишь пять лет спустя он спросил, не хочет ли Питер покупать у него рис для дома. Собственно, здесь в этой житейской истории можно поставить точку. Потому что дальше начинается другая жизнь – искусство Питера.
Однажды к удивлению и некоторой досаде жены-японки Питер Миллер, финансовый консультант, занялся фотоофортом. Эта довольно редкая форма печатной графики привлекла художника возможностью совместить обычное фото со старинной техникой гравюры. Реальность с прошлым.
- Потрогайте, - предлагает Питер, - бумага, на которой напечатан оттиск, дает особое ощущение, энергию.
Я прикасаюсь к шершавой поверхности. Тепло. Собственно фотографией Питер увлекался с детства. На одной из его гравюр можно увидеть старый трамвай. Она сделана с фотографии 1959 года. Уже переехав в Японию, Миллер вступил в ассоциацию горных фотографов и является в ней единственным иностранцем. Однажды в Нью-Йорке он увидел несколько гравюр, сделанных Питером Генри Эмерсоном. Работы обладали глубиной и тонкостью нюансов, качествами офорта, достигнутыми благодаря впитанной в бумагу краске. Это было именно то, что подсознательно искал Питер. Технику фотогравюры, печати оттисков пришлось осваивать самостоятельно. Питер прочел массу книг. Много времени ушло на многочисленные эксперименты. Питеру пришлось купить дорогое оборудование. Одновременно оставить работу консультанта, то есть потерять источник дохода, навлечь на себя недовольство прагматичной жены. И работать, работать, совершенствовать технику фотоофорта.
История искусства оказалась длиннее, чем житейская. Здесь рано ставить точку.
– Зачем вам это?
Питер задумывается, формулирует медленно:
- Знаете, как-то я вернулся из поездки, и через некоторое время стали приходить счета. Я должен был оплатить этот ворох счетов. Я подумал, когда меня не станет, ничего кроме чеков не останется. Мне стало как-то не по себе…
Сегодня Питер Миллер - успешный художник, работы которого продаются, и это позволяет ему вполне достойно жить. Его офорты хорошо вживаются в разные дома. Покупателей мало интересует, кто художник по национальности, к какой школе он относится и чем живет. Их привлекают сами работы. Что означает для Питера бесконечность.
- Вы же знаете, художники не выходят на пенсию…
Питер Миллер. Родился в 1945 году в Филадельфии, США.
Образование: учеба в Колумбийском университете и Университете Беркли.
Выставки: с 1992 года более 10 персональных выставок в Токио, Иокогаме, Камакуре, Осаке, Вашингтоне, Сиэтле, Кельне, Лондоне.
Последние 20 лет живет в Японии.
Автор: Ольга ЗОТОВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»