Лошадиный сюрприз, или Когда «Королла» мощнее «Крауна»

Сюрприз ждет при прохождении техосмотра многих хозяев подержанных японских автомашин. Теперь ГИБДД в обязательном порядке требует указывать мощность двигателя. Без заполнения графы «мощность двигателя» техосмотр не проводится согласно приказу МВД от 1995 года. В МРЭО г. Владивостока даже открылось специальное окно для внесения мощности в документы.

4 июль 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1386 от 4 июль 2003

Сюрприз ждет при прохождении техосмотра многих хозяев подержанных японских автомашин. Теперь ГИБДД в обязательном порядке требует указывать мощность двигателя. Без заполнения графы

«мощность двигателя» техосмотр не проводится согласно приказу МВД от 1995 года. В МРЭО г. Владивостока даже открылось специальное окно для внесения мощности в документы.

Как известно, один и тот же двигатель может стоять на разных моделях японских машин, а также на одной и той же модели один и тот же двигатель может быть разной мощности. В зависимости от навесного оборудования: турбины, твинкама, числа клапанов на цилиндр, прочих

«примочек». А в документах (убедитесь сами) указана только модель двигателя, без уточнения модификации.

По-хорошему, ее надо брать из компьютерных баз данных заводов-изготовителей. Хотя данные ГИБДД почему-то отличаются от заводских. Например, некоторые инспектора дают

«Жигулям» самой первой модели 75 «лошадей», тогда как завод ВАЗ оценивает их в 59 л. с. Бывает и так, что заводские данные корректируются со временем в соответствии с изменившимися нормативными ГОСТами. Так, раньше завод ГАЗ указывал мощность «брутто». С 2001 года он указывает мощность «нетто», дополнительно учитывающую потери в системах двигателя - выпускной, питания, в устройствах снижения токсичности, системе охлаждения на привод вентилятора, привод водяного насоса и т. п.

Для определения мощности японских машин ГИБДД пользуется таможенным каталогом. Мою

«Короллу» 1988 года выпуска с двигателем «2Е» в 1300 куб. см первоначально оценили в 115 лошадиных сил! А это универсал в простейшей, «деревянной», комплектации. Нет ни турбины, ни твинкама, даже впрыска. Мое недоумение возросло, когда более новой «Королле» 1995 года с более кубатурным движком «5Е» определили мощность 97 л. с. Как двигатель 1500 куб. см может быть слабее двигателя 1300 при равной комплектации, инспектор МРЭО отвечать не стал: мол, каталог есть каталог. Интересно, что до сих пор при расчетах транспортного налога ГИБДД применяло приблизительную схему, суть которой в делении кубатуры двигателя на определенный коэффициент: он брался равным 20 для бензинового двигателя и равным 30 для дизельного. В результате получалось количество лошадиных сил, за которое и надлежало платить налоги. Схема, понятно, не учитывала наличия «наворотов», и владельцы спортивных моделей получали преимущество. Так ведь и нынешняя схема «по каталогу» тоже не учитывает всех нюансов! Двигателю без наворотов, стоящему на «деревянном» (то есть в самой примитивной комплектации) универсале, автоматически присвоили столько же, сколько и «спортивке». Поразительно, но двухлитровому двигателю «Крауна» «1G» МРЭО определяет 110 л. с., то есть меньше, чем у «Короллы»!

В результате получается завышение паспортной мощности в документах на автомобиль. Это ведет к увеличению налогооблагаемой базы. Причем шкала транспортного налога нелинейная, более того, ступенчатая. За 100 л. с. надо платить по 5 рублей за каждую

«лошадь», а за 101 л. с. - уже по 7 рублей, для машин старше 10 лет. То есть одна бумажная, не существующая реально лошадиная сила увеличивает ежегодный платеж на 207 рублей, или на 40 процентов! В моем случае налог увеличился даже больше - в два раза, с 365 до 805 рублей. Во-вторых, значительно возрастает и сумма платы за обязательный полис «автогражданки». Здесь в качестве основания для расчета также берется паспортная мощность двигателя. При мощности в 95 л. с. полис обойдется примерно в 3 тысячи рублей, а при 96 л. с. - уже в 4 тысячи. Получается, что из-за отсутствия четкой и ясной системы определения «лошадок» мне теперь каждый год раскошеливаться на лишние полторы тысячи. Обидно платить «за воздух», за мнимые данные. Поэтому я обратился к начальнику МРЭО В. Горбунову. Недоразумение разрешилось. Несмотря на то, что его подчиненные определили моей «Королле» 115 л. с., в документах все же записали 73 л. с. - более реальную цифру.

Понятно, что заводских японских данных на все импортные машины в ГИБДД нет. Как писала газета

«Владивосток», гаишники либо используют уже внесенные в ПТС при таможенном оформлении данные мощности, либо пользуются имеющимися у таможни теми же каталогами. Если же кто не согласен, то ему предлагается за почти 400 рублей провести экспертизу в Приморской промышленной палате. Я думаю, следует ожидать шквала жалоб граждан, которые после прохождения очередного техосмотра окажутся перед финансовой коллизией, продолжать ли эксплуатацию 15-летнего автомобиля, оплачивая завышенные налоги и сборы за счет уменьшения расходов на техобслуживание, либо вовсе отказаться от эксплуатации, избавившись от ставшего роскошью средства передвижения. Понятно, возрастет и плата за покупку нелегального талона техосмотра: если сейчас на него тратится тысяча рублей, следует ожидать возрастания этой суммы минимум раза в два. Обычные владельцы недорогих автомобилей типа малолитражных «Королл» - не самые богатые люди. Много среди них пенсионеров, считающих каждую копейку. Значит, кому-то придется отказаться и от огородных участков, в качестве средства передвижения на которые часто используются универсалы - «Короллы».

На какие цифры паспортной мощности следует ориентироваться грамотному автовладельцу? Карбюраторный двигатель с двумя клапанами на цилиндр, без турбонаддува, может быть оценен по приведенной в начале статьи приближенной формуле. То же самое касается и атмосферных (то есть без наддува) дизелей. Хотя справочная литература дает для полуторалитровых двигателей

«Toyota 3A», «Nissan E15», «Mazda E1» цифры 83 - 85 л. с., но измерены они по японскому стандарту JIS. Бывает еще и стандарт SAE - американский. Оба они отличаются от европейских и от нашего ГОСТа примерно на 15 процентов. В переводе на отечественный ГОСТ это будет как раз 73 - 75 л. с. - равно как у такого же объема двигателя «ВАЗ - 2106». Впрыск прибавляет примерно 10 «лошадей». Турбина повышает мощность в полтора - два раза. Большее, чем два, количество клапанов в расчете на каждый цилиндр даст еще процентов 10 прибавки. В таблице приведены ориентировочные цифры мощности, которые взяты из таможенной документации.

Владельцы отечественных машин должны знать мощность не примерно, а совершенно точно.

Особенно внимательно к внесению паспортных данных о мощности двигателя следует отнестись льготным категориям автовладельцев, которые освобождены от уплаты налога. Это участники Великой Отечественной войны, инвалиды 1-й и 2-й групп, Герои и кавалеры ордена Славы трех степеней. При мощности двигателя, указанной в документах, до 150 л. с. включительно они ничего не платят за одну машину. Также не взимается налог и за любое количество автомобилей, полученных инвалидом через органы соцзащиты, если мощность каждого не превышает 100 л. с. Кроме того, не взимается налог и с автомобилей, специально оборудованных ручным управлением для использования инвалидами, без ограничения по мощности и по количеству. Однако полис автогражданского страхования им предстоит покупать на общих основаниях.

От редакции. В

«лошадином» вопросе с иномарками действительно у нас большая путаница, потому что к нему как следует никто не готовился. Не так давно таможенники стали вписывать при оформлении и досмотре мощность двигателя в лошадиных силах, а не только объем в куб. см. Пользуются они, как уверяют, таблицами, разработанными на основе японских каталогов. Но достаточно открыть любой раскрученный автомобильный сайт в Интернете и посмотреть там теххарактеристики различных модификаций одной и той же модели, «Тойота» это или «Субару», и без труда можно найти разночтения с таможенными данными. Нам известны уже несколько случаев, когда таможня завышала или занижала по каким-то причинам число л. с.

С другой стороны, существует простая система определения количества сил японских автомобилей. Ею как раз пользуются эксперты Торгово-промышленной палаты. Под капотом есть специальная табличка, где дублируется номер кузова и прочее. Вот там-то производитель кодом заложил все точные сведения о модели и модификации. Почему у экспертов есть спецкаталоги по расшифровке этих данных, а у таможни и ГАИ нет? И не надо создавать себе и автомобилистам дополнительные проблемы.

Автор: Игорь КРОТЕНОК, специально для «В»