«День рождения» Законодательного собрания
Очередная сессия Законодательного собрания Приморского края (ЗС ПК), состоявшаяся 25 июня, выдалась не совсем обычной: заседание открылось поздравлениями по случаю «дня рождения» действующего депутатского корпуса, полномочия которого отсчитываются от даты первого заседания третьего созыва краевого парламента - 21 июня 2002 года.
Очередная сессия Законодательного собрания Приморского края (ЗС ПК), состоявшаяся 25 июня, выдалась не совсем обычной: заседание открылось поздравлениями по случаю «дня рождения» действующего депутатского корпуса, полномочия которого отсчитываются от даты первого заседания третьего созыва краевого парламента - 21 июня 2002 года.
Но и без этого небольшого, но вполне достойного (учитывая объем проделанной за год работы) события июньская сессия ЗС ПК ознаменовалась целым рядом основополагающих или, как раньше было принято говорить, судьбоносных решений. Прежде всего это принятие в окончательном, третьем чтении Избирательного кодекса, обобщившего десятилетний опыт выборов по-приморски со всем их буйным расцветом «грязных» политтехнологий. Особенно примечательна законодательная отмена досрочного голосования: если на майской сессии председатель крайизбиркома Сергей Князев настаивал на сохранении «досрочки» ради обеспечения прав избирателей, то состоявшиеся в июне выборы городской думы краевого центра и особенно довыборы в Находке, где процент досрочно проголосовавших достиг семидесяти, заставили крайизбирком поддержать точку зрения депутатов. Также принципиально важно, что на июньской сессии удалось преодолеть противоречие Избирательного кодекса и Устава ПК, возникшее при установлении срока полномочий губернатора и самих депутатов.
Представляется знаковым событием принятие в третьем чтении закона «О наказах избирателей», о котором говорил в своей «тронной речи» при избрании председателем ЗС ПК Сергей Сопчук. Ровно через год это обещание было выполнено: депутаты создали необходимый им инструмент непосредственного и действенного решения проблем избирательных округов в тех случаях, когда действительно необходима «скорая помощь», превышающая компетенцию органов муниципальной власти.
Очень характерно, что возобновлена работа над законопроектом “Об Уставном суде Приморского края”, принятом во втором чтении депутатами предыдущего созыва еще в 2000 году. Проект предусматривал создание в крае независимого суда, призванного следить за соответствием Уставу ПК законов и нормативных актов, принимаемых приморскими властями, а также международных соглашений Приморского края и договоров между органами государственной власти и местного самоуправления. Реализация закона потребовала дополнительных затрат из краевого бюджета, поэтому вопрос о введении его в силу был отложен. Но нынешний депутатский корпус принял решение о доработке законопроекта «Об Уставном суде», первым шагом к этому стало возвращение законопроекта во второе чтение. И в данном случае преемственность, о которой говорилось в ходе «юбилейного» заседания, подразумевает ответственность за все сделанное и не сделанное предшественниками.
Точно так же преемственность, возведенная в принцип, проявилась при внесении дополнений и изменений в краевой закон «Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства», принятый полтора года назад прежним депутатским созывом. Конкретизация и корректировка нынешними депутатами механизма наказаний за действия, приводящие к ухудшению условий проживания жителей края (а чистота на улицах – это непременное условие), позволит «нам здесь жить» лучше и достойнее.
Помимо этих и других законопроектов июньская сессия ознаменовалась представлением бюджетного послания губернатора, с которого начинается процесс работы над бюджетом-2004. Здесь не обошлось без дискуссии депутатов, имеющих вместе с контрольно-счетной палатой ЗС ПК свою точку зрения на темпы роста экономических показателей Приморья, с первым вице-губернатором Александром Костенко, курирующим финансовую политику краевой администрации. В итоге ЗС проголосовало за принятие к сведению информации Александра Костенко о бюджетном послании и публикации его текста в СМИ для более полного информирования жителей Приморья.
Сергей Сопчук, председатель ЗС ПК:
- 21 июня прошлого года состоялось первое заседание ЗС ПК, с которого ведется отсчет полномочий депутатов третьего созыва. Прошедший год, при всей малости срока, это тот период, который позволяет подводить некоторые промежуточные итоги, говорить о достижениях либо промахах. Если рассматривать основную нашу задачу – законотворческую, то надо сказать, что мы стараемся придерживаться плана законодательной деятельности, принятого нами в начале пути. С точки зрения тех вызовов, которые учитывались при создании плана, процент его выполнения очень высок. Наш годовой показатель – 74 процента. Для сравнения: в 2001 году он составил всего 15 процентов, а в 1999-2000 годах – 36 и 37 процентов соответственно. То есть мы с полным правом можем говорить о системности и плановости в работе Законодательного собрания. Мы можем также говорить, что законодатели, избравшись год назад как состоявшиеся личности, стали теперь состоявшимися депутатами. Получен опыт парламентской деятельности, установились понятия депутатской этики, п
риобретен профессионализм: мы научились избегать популистских решений, принимаются только те законы, которые действительно сегодня необходимы краю и которые будут реально работать.
Если говорить о законодательных актах, принятых за этот год непосредственно в интересах большинства жителей края, то это прежде всего достаточно гибкие законы о транспортном налоге и едином налоге на вмененный доход. Это и самый главный документ – закон о краевом бюджете-2003, который в прошлом месяце был дополнен значительными поправками в связи с увеличением доходной части. Только что был принят Избирательный кодекс – масштабный всеобъемлющий документ, позволяющий говорить о появлении в крае нового выборного правового поля, свободного от недостатков прошедшего десятилетия. Наконец, мы приняли в трех чтениях закон Приморского края «О наказах избирателей», который позволит депутатам решать проблемы избирательных округов путем точечного направления средств краевого бюджета. Здесь мы пошли практически непроторенными путями, преследуя основную цель каждого из депутатов: защиту интересов своих избирателей и решение их проблем. Предварительное изучение полученных депутатами наказов в соответствии с принятым законо
м будет проходить в комитетах Законодательного собрания, которые обязаны согласовать с муниципалитетами необходимость принятия наказов избирателей к исполнению. Затем предложения профильных комитетов будут обобщаться комитетом по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам и направляться губернатору, находя в итоге отражение в краевом бюджете.
Год назад, когда при избрании председателем я с трибуны первой сессии формулировал свои первостепенные задачи, помимо закона о наказах избирателей было упомянуто укрепление связей, с одной стороны, с федеральными структурами, с другой стороны – с муниципальными органами власти. Обе задачи, я считаю, успешно решаются. К примеру, на прошлой сессии с отчетом выступил начальник краевого УВД генерал Вачаев, были у нас также руководители ФСФО и других федеральных служб, в планах – аналогичные мероприятия по линии федерального казначейства и министерства по налогам и сборам. Депутаты должны иметь полную информацию о тех работающих в Приморье структурах, которые напрямую не подчиняются краю.
Что касается выстраивания отношений с муниципальными образованиями, то мы нашли вполне адекватную форму. С одной стороны, это поездки депутатов по краю для предметного изучения бюджетных и иных нужд конкретных муниципальных образований. За год наши делегации объездили практически весь край, за исключением Ольгинского и Хасанского районов. Полученная на местах информация нашла отражение и в бюджетном законопроекте, и в налоговых законах, и в только что принятых изменениях и дополнениях к закону об административной ответственности в сфере благоустройства. Все примеры этого рода не перечесть, но обязательно нужно упомянуть хотя бы возобновление действия закона «О статусе учителя», о чем просили работники образования буквально на каждой встрече. С другой стороны, нами сохранен совет по местному самоуправлению, куда вошли представители всех муниципальных комитетов. Все получаемые с мест предложения систематизируются и используются в законотворческой деятельности, позволяя всем нам не отрываться от земли и быть ближе к реальной жизни людей.
Сергей Сидоренко, председатель комитета Законодательного собрания по продовольственной политике и природопользованию:
- Работая над принятым 25 июня законопроектом «О внесении изменений и дополнений в закон Приморского края «Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства», мы получили от муниципальных образований края около 120 поправок. Половина из них, не противоречащих федеральному законодательству, была учтена в законопроекте. В наличии большого интереса представительных органов власти к действенности закона мы убедились также в ходе недавних поездок депутатов ЗС по Приморью: на встречах с представителями местных властей по этому поводу задавали множество вопросов, предлагали ужесточить наказания тем юридическим и должностным лицам, которые мусорят и загрязняют территорию населенных пунктов. Столь устойчивый интерес говорит о том, что закон, призванный улучшить состояние улиц наших городов и сел, действительно востребован. Особенно много поправок поступило от муниципальных образований Владивостока, Артема и Уссурийска. Что сделано для того, чтобы закон стал более эффективным? Единственный вопрос, который остался до конца не урегулированным – это состав межведомственных комиссий, которые разбираются с конкретными фактами нарушения закона о благоустройстве и определяют суммы штрафов. По закону, постановлением главы МО в комиссию вводятся представители федеральных структур, действующих в данном городе или районе. Но парадокс в том, что в межведомственную комиссию не включаются представители муниципальных органов, например, главный архитектор и другие причастные к благоустройству лица. Но этот вопрос мы все же решим, когда дадим соответствующее толкование на основе обращений муниципалитетов: под имеющимся в законе понятием «иные органы» следует понимать в том числе и муниципальные. Тем, кто содержит в порядке свои территории, поддерживает их чистоту и эстетическое состояние зданий и сооружений, магазинов и лотков, такое усиление межведомственных комиссий не страшно. Но остальным юридическим и должностным лицам поправки к принятому полтора года назад закону действительно осложнят жизнь.
Административная ответственность за правонарушения в сфере благоустройства учитывает, например, состояние фасадов, наружного освещения, расклейку в неустановленных местах рекламы и объявлений и даже тот мусор, который вываливается из машин при транспортировке. В конечном счете, закон дает муниципалитетам более эффективный инструмент для борьбы с нарушителями порядка на улицах населенных пунктов посредством штрафов, налагаемых межведомственными комиссиями. Конечно, любой закон создает ограничения, но эти ограничения принимаются для общего блага. Самое важное для нас – это принятие реально работающего закона, способного изменить жизнь в крае к лучшему если не сегодня, то уже завтра.
Владимир Николаев, депутат от избирательного округа № 23:
- Одним из важнейших итогов работы Законодательного собрания за год стали решения, связанные с улучшением жизни бюджетников. Среди многих законотворческих шагов отмечу недавнее выделение из краевого бюджета 57 миллионов рублей на “реанимацию” закона “О социальном статусе учителя”. Эти средства позволят выплатить молодым педагогам при поступлении на работу “подъемные” в размере четырех должностных окладов – 5,4 тысячи рублей, сделать прибавку к жалованью учителям высшей, первой и второй категорий. Считаю, что следующим шагом Законодательного собрания должно стать принятие краевого закона о социальном статусе всех работников сферы образования. Не надо забывать, что сегодня зарплата в дошкольных заведениях в два раза ниже, чем у учителей, а технический персонал вообще получает там 800-1000 рублей. Этой проблемой тоже необходимо заниматься.
Кстати, первый шаг в этом направлении сделан. Принятое нами решение о финансировании санаторно-курортного лечения работников образования охватывает не только учителей средних школ, но и воспитателей детских садов, интернатов, музыкальных школ. Впервые у представителей всех без исключения педагогических коллективов края появилась возможность бесплатно отдохнуть в лучших приморских санаториях. 11,6 миллиона рублей выделено на эти цели из краевого бюджета.
Среди вопросов повестки последнего заседания Законодательного собрания остановлюсь на подведении итогов отопительного сезона в крае 2002-03 годов. Когда перед нами отчитывались представители системы “Примтеплоэнерго”, я, честно говоря, не смог сдержать эмоций. Думаю, мои избиратели меня поймут: то, как прошел эту зиму Партизанск, выходит за рамки допустимого. Более чем в сорока домах люди выживали при 8-9 градусах тепла, а средний температурный режим по городу, как показал проведенный нами мониторинг, составлял 12-13 градусов. Разъяренный народ устраивал стихийные митинги, оставаясь в полном недоумении, решают власти проблему с теплом или нет. Мне тогда приходилось одному выходить к этим людям, объяснять ситуацию, выслушивать жалобы, даже помогать с приобретением печек. Жаль, что на этих встречах не присутствовали представители “Примтеплоэнерго”, хотя вопрос теплоснабжения - их зона ответственности. Обидно было и то, что незадолго до этого мы говорили о проблемах Партизанска на Законодательном собрании. Когда осенью прошлого года край только входил в отопительный сезон, те же самые должностные лица обещали комфортную температуру в квартирах партизанцев.
Конечно же, в системе жилищно-коммунального хозяйства Приморья за этот период сделано многое: мы помним, как несколько лет в том же Партизанске положение вообще было катастрофическим. Однако несмотря на положительные сдвиги, ситуация, пусть отчасти, но повторилась. И если подводить итоги отопительного сезона не по всему краю, а по этому городу, то можно с глубочайшей натяжкой поставить оценку прохождения зимы – “три с минусом”.
Я знаю, что таких вопросов достаточно было и в других территориях края, и во Владивостоке. Хотя здесь зима прошла в принципе достаточно ровно, тем не менее серьезные проблемы имели место. Вообще жилищно-коммунальное хозяйство – это сфера, требующая огромных вложений и усилий, большого внимания со стороны властей всех уровней. Посмотрите, что сегодня делается с подъездами многоквартирных домов. Ремонт в большинстве из них не делается уже десятилетиями, проблемы остаются с ремонтом крыш, горячим водоснабжением. Вот этим, я считаю, мы должны и будем очень серьезно заниматься.
Автор: Отдел политики «В»