«Предъявите сумку к осмотру»
Эксперты от ЖКХ прогнозируют: в скором времени, когда собственники жилья в наших домах составят большинство, всем нам в добровольно-принудительном порядке государство предложит создавать кондоминиумы, то есть взять на себя функцию управления жильем. Уже сегодня идет много разговоров о том, какое это благо – самоуправление жильцов. Мол, и расход средств они будут контролировать сами, и вопросы текущего и капитального ремонта станет решать гораздо легче, и вообще собственники жилья станут относиться к своим владениям крайне трепетно.
Эксперты от ЖКХ прогнозируют: в скором времени, когда собственники жилья в наших домах составят большинство, всем нам в добровольно-принудительном порядке государство предложит создавать кондоминиумы, то есть взять на себя функцию управления жильем. Уже сегодня идет много разговоров о том, какое это благо – самоуправление жильцов. Мол, и расход средств они будут контролировать сами, и вопросы текущего и капитального ремонта станет решать гораздо легче, и вообще собственники жилья станут относиться к своим владениям крайне трепетно.
На самом деле все не так однозначно. Известно, любая благая идея, преломившись в призме нашего бытия, может обрести весьма уродливое отражение. Есть, например, мнение, что основной проблемой при переходе к кондоминиуму станет даже не ужасающее техническое состояние жилья, которое должно достаться в управление новым собственникам, и не слабо разработанная законодательная база, а российский менталитет. Сограждане не готовы к переходу к новой системе хозяйствования, прежде всего - морально.
Чтобы не быть голословным, приведу на этот счет мнение человека, побывавшего в шкуре председателя жилищного кооператива (ЖК - предтеча будущих кондоминиумов) и попытавшегося не абы как, а по уму наладить отношения не только с властями и коммунальщиками, но и между самими членами товарищества.
Поработав несколько лет председателем жилищного кооператива, Елена Петровна убедилась, что конструктивное сотрудничество невыгодно многим государственным структурам, главная задача которых выкачать из собственников жилья максимальное количество денег. Ведь на ЖК смотрят в первую очередь как на юридическое и к тому же платежеспособное лицо, которое проще оштрафовать. Например, дом, которым она заведовала, находится в окружении двух точно таких же, но муниципальных. Пожарные же за различные нарушения выставляют счета только кооперативу, не скрывая, что поступают так, потому что с муниципалов все равно взять нечего. Та же история с санэпиднадзором. Деньги же на штрафы, понятно, берутся из кармана жильцов.
Попытки противостоять чиновничьему произволу тоже не увенчались успехом. Все, к кому обращалась председатель за советом, включая депутатов городской думы, отвечали: вы же юридическое лицо – судитесь. Но жизнь показала, что судебная процедура – тоже не выход. Своего юриста в кооперативе нет. Специалисты со стороны за такие дела браться не хотят. Откровенничают, что из-за каких-то копеек идти против “города” им совсем не с руки. Для адвокатов такие процессы невыгодны. Да и суды, скорее всего, по такому “незначительному” поводу не захотят ссориться с местными властями.
Другая большая проблема кооперативных домов (не избежать ее и будущим кондоминиумам) - это то, что все жильцы находятся на общем счетчике, касается ли это электричества, тепла или воды. Конечно, в каждой квартире присутствует тот же электросчетчик, но расплачиваться с поставщиками услуг кооператив, как юридическое лицо, должен по общему валу. И никого не интересует, выделил ли город причитающиеся малообеспеченным семьям субсидии, спущены ли компенсации по льготам военным и ветеранам, захочет ли рассчитаться за потребленные услуги алкаш, пропивший последнюю рубаху. Означенную сумму, как говорится, вынь да положь. Иначе весь дом будет лишен воды и электричества или по осени не подключен к теплу. (Подобные проблемы, кстати, минувшим ноябрем во Владивостоке возникали.) Как покрыть недоимку? Только за счет платежеспособных членов кооператива, или, если угодно, кондоминиума. Где тем искать справедливость? В суде. Но судиться придется со своими соседями. Поэтому члены кооператива редко ищут правду в суде.
Есть еще один нюанс. При оплате электроэнергии с членов ЖК сверх тарифа берут еще 3 процента. Говорят, это издержки общего счетчика. Насколько законна накрутка, и решила выяснить неугомонная Елена Петровна, но внятного ответа не получила ни у прокурора, ни в антимонопольном комитете. Совершенно точно удалось выяснить только то, что закон о защите прав потребителей на членов жилищного кооператива не распространяется, так как они являются пресловутым юридическим лицом.
Те же коммунальщики с этим “лицом” привыкли общаться по-своему. Так, на любопытство по поводу составляющих тарифа на вывоз мусора спецавтохозяйство отреагировало в том смысле, что, если будете задавать много вопросов, то мы вам повысим коэффициент, так как дороги в вашем Первомайском районе прескверные. И все. Спорить бесполезно. Ведь конкурентная среда в предоставлении подобных услуг в городе не создана.
Но самое обидное, что всех сложностей взаимоотношений с контролирующими органами и поставщиками услуг порой не хотят понять и сами члены кооператива. Став его председателем, Елена Петровна решила, как положено, освидетельствовать состояние лифтов в гостехнадзоре. На время проведения этой процедуры лифты пришлось отключить, а кроме того, собрать с жильцов деньги за услуги контролеров. Сделано это было в соответствии с нормативными документами, но в глазах соседей председатель оказалась, по ее словам, сволочью.
Показателен и случай с установкой придомовой лестницы. Путь к нескольким подъездам вверенного председателю дома вел через никак не оборудованный косогор. Было решено приобрести и установить капитальную лестницу. Но тут же выяснилось, что часть жильцов в ней абсолютно не нуждаются, другим все равно, есть она или нет, а потому деньги сдавать они тоже не намерены. В итоге добротная, что называется, на года лестница была установлена. Но и по прошествии времени уже бывший не в меру активный руководитель ЖК ловит на себе неодобрительные взгляды некоторых соседей.
Отношения с жильцами приобретали иногда вовсе драматический характер, когда речь заходила о деньгах. Елена Петровна считает, что пока неизбежное зло всех кооперативов – “черная касса”. Деньги-то на нужды товарищества собираются “наличкой”, а следовательно, всегда есть почва для злоупотреблений со стороны председателя ЖК, особенно если у него сложились дружеские отношения с бухгалтером. Изучив чужой опыт, женщина пришла к выводу, что повальных злоупотреблений все-таки нет, но случаются. Были прецеденты, когда жильцы подавали в суд на своего председателя и выигрывали процесс. Юмор ситуации в том, что для погашения растраты нерадивый председатель собирал средства с тех же жильцов. Елену Петровну сия чаша миновала, так как вела она себя принципиально и никаких вольностей себе не позволяла, но наветов и ей избежать не удалось. Именно после того, как одна из соседок подошла к председателю и попросила предъявить к осмотру ее хозяйственную сумку (мол, хочу посмотреть, что ты там покупаешь на наши денежки), у Елены Петровны произошел нервный срыв, повлекший целый букет болезней, а впоследствии и отставку с “высокого” поста.
Ей на смену пришел человек, который не стал копаться в нормативных документах и разбираться в нюансах жизнедеятельности ЖК, тем более искать управу на недобросовестных поставщиков коммунальных услуг. Свою деятельность ограничил сбором денег с жильцов да изготовил себе новую печать с двуглавым орлом.
И это тоже, по глубокому убеждению бывшего председателя, проблема большинства товариществ собственников жилья. На руководящую работу в них приходят, как правило, люди, не обладающие необходимой в коммунальном хозяйстве и юриспруденции суммой знаний: учителя, медсестры, бывшие военные. Будущих руководителей кондоминиумов необходимо профессионально готовить.
- Бралась за дело с твердой уверенностью, что мы можем и должны жить лучше, проводила воспитательную работу не только с владельцами квартир, но даже с их детьми, однако сплоченного коллектива единомышленников создать не получилось, - констатирует Елена Петровна. - Видимо, до нормальной жизни мы пока не доросли.
Автор: Виталий МОГИЛЬ, «Владивосток»