ПТР – лидер среди ГТРК Дальнего Востока

На состоявшейся в Москве расширенной коллегии руководителей дочерних предприятий ВГТРК были названы ведущие региональные государственные телерадиокомпании страны. В Дальневосточном федеральном округе лидерами стали Тихоокеанская ГТРК «Владивосток» (торговая марка ПТР), ГТРК «Дальневосточная» (Хабаровск), ГТРК «Магадан», ГТРК «Амур» (Благовещенск) и ГТРК «Камчатка» (Петропавловск-Камчатский).

24 июнь 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1379 от 24 июнь 2003

На состоявшейся в Москве расширенной коллегии руководителей дочерних предприятий ВГТРК были названы ведущие региональные государственные телерадиокомпании страны. В Дальневосточном федеральном округе лидерами стали Тихоокеанская ГТРК «Владивосток» (торговая марка ПТР), ГТРК «Дальневосточная» (Хабаровск), ГТРК «Магадан», ГТРК «Амур» (Благовещенск) и ГТРК «Камчатка» (Петропавловск-Камчатский).

Об итогах коллегии корреспонденту «В» рассказал председатель ТГТРК «Владивосток» Валерий Бакшин:

- Итоги соревнования между дочерними предприятиями холдинга ВГТРК подводились впервые, и, конечно, радует, что наша компания заняла первое место в Дальневосточном федеральном округе. Хотя мы и раньше знали, что в округе два явных лидера – ТГТРК «Владивосток» и ГТРК «Дальневосточная». Что-то лучше получается у нас, что-то у хабаровчан.

- О чем еще говорилось на коллегии?

- Прежде всего о дальнейшей интеграции вещания головного предприятия холдинга – телеканала «Россия» и региональных ГТРК. За последний год в этом направлении сделано многое (к примеру, интеграция коснулась оформления наших телепрограмм), но есть и нерешенные вопросы совместного вещания, которые мы обсуждали с председателем ВГТРК Олегом Добродеевым и генеральным директором телеканала «Россия» Антоном Златопольским.

- На пятом канале появится что-то новое?

- Разумеется, ведь телеканал «Россия» традиционно в августе вводит новую сетку вещания. Но пока новой сетки нет, есть только предложения по ее изменению. Поэтому меня больше волнуют вопросы расширения зоны вещания шестого канала, на котором ПТР работает вместе с телекомпанией «ОТВ-Прим», на всю территорию края. Ведь сейчас шестой ТВК смотрят только жители Владивостока и Находки.

- Вы считаете, что это возможно?

- Если проектом перевода канала на спутник «Ямал-200» заинтересуется руководство края, то проект можно будет осуществить достаточно быстро. На недавней конференции в Хабаровске было подписано соглашение между ФГУП «Российская телерадиосеть» и администрацией Хабаровского края о завершении перевода на спутник вещания трех телеканалов. Уже сейчас большая часть населения Хабаровского края имеет возможность смотреть телепрограммы трех каналов - «Первого канала», «России», ГТРК «Дальневосточная» и телекомпании «Губерния». К разработке аналогичных проектов уже приступили в Магаданской, Амурской областях и Еврейской АО. К сожалению, Приморье отстает. В Хабаровске я встречался с руководством РТРС, и меня заверили, что если губернатор Приморского края проявит заинтересованность в переводе телевещания на спутник, руководство РТРС готово приехать во Владивосток и на месте обсудить с руководством края вопросы сотрудничества – естественно, прежде всего в финансировании проекта. Есть заинтересованность в этом проекте и у руководства ВГТРК. Поэтому сразу же после возвращения из Москвы я участвовал в совещании в администрации края, после которого, надеюсь, будут приняты конструктивные решения.

- Проект дорогой?

- Есть только примерные цифры. Согласно им техническая составляющая потребует около 20 млн. рублей, какую-то часть из них возьмет на себя РТРС, какую-то – ВГТРК, часть оборудования должен профинансировать и край. Но в любом случае проект РТРС значительно дешевле, чем рассматривавшийся раньше проект «Дальинкома».

- В мае совместно с филиалом РТРС вы проводили эксперимент по вещанию радиопрограммы «Тихий океан». Вернется ли эта программа в эфир Приморского радио?

- Очень бы хотелось, чтобы программа вновь стала постоянной. Но вопрос не в программе, а в том, смогут ли ее принимать в море приморские рыбаки и моряки. Я уже неоднократно говорил, что вещание «Тихого океана» на длинных волнах невозможно – у компании просто нет денег для оплаты очень дорогостоящего передатчика (разъясняю читателям «В», что собственное вещание ПТР оплачивается не из бюджета, а из собственных средств компании, которые весьма ограниченны). Поэтому по инициативе директора филиала РТРС Дмитрия Вольфа в начале мая мы провели эксперимент по трансляции радиопрограммы «Тихий океан» на коротковолновом передатчике. К сожалению, эксперимент, видимо, оказался неудачным – откликов от экипажей судов мы не получили. И сейчас в наличии только жалобы председателя Приморского крайкома профсоюза рыбаков г-на Нагорного во всевозможные инстанции по поводу закрытия Бакшиным радиостанции «Тихий океан» - последняя жалоба была направлена в 14 (!) инстанций. Среагировал на нее только депутат Госдумы Гришуков, остальные, насколько я понимаю, уже знакомы с этим жалобщиком и соответственно реагируют.

- Давайте продолжим разговор о радиовещании. Сейчас на частоте 810  кГц вместе с «Приморским радио» работает и «Радио России». Чем это вызвано?

- Опять-таки нехваткой собственных средств. На частоте 810 кГц мы работаем на передатчике мощностью 150 кВт, что позволяет охватить почти всю территорию Приморского края – по крайней мере, даже в Дальнереченске качество вещания хорошее. Все остальные вещатели на средних волнах уже перешли на 25, максимум на 50 кВт, т.е. их не слышно уже в Уссурийске. Но мощный передатчик – это и большие расходы. К сожалению, все наши попытки сохранить в полном объеме краевое вещание на частоте 810 кГц оказались безуспешными: край не откликнулся, а ВГТРК не имеет права финансировать собственное вещание региональных ГТРК. В ситуацию пытался вмешаться только депутат Государственной думы Владимир Гришуков, но и он не смог решить вопрос финансирования. Поэтому было принято решение выделить 10 часов вещания на частоте 810 кГц для «Радио России» - это вещание оплачивается ВГТРК.

- Иными словами, значительную часть времени жители края слушают не «Приморское радио», а «Радио России»?

- Да, утром, с 9 часов, и вечером, с 20 часов, приморцы на краевом радио слушают федеральный радиоканал.

- Вы сказали о депутате Госдумы Гришукове. А краевые депутаты?

- С приходом нового состава Законодательного собрания Приморского края появилась надежда, что депутаты серьезно займутся вопросами обеспечения населения Приморского края качественным телерадиовещанием. К сожалению, депутаты ограничиваются лишь решением вопроса, за кого голосовать за заседании Федеральной конкурсной комиссии при распределении теле- и радиочастот в Приморском крае.

- Насколько известно, 25 июня Федеральная конкурсная комиссия будет рассматривать очередную FM-частоту во Владивостоке. Вы будете участвовать в конкурсе?

- Разумеется, и уже в четвертый раз. К сожалению, не все зависит от региональной части ФКК, она незначительная по численности. Но можно понять, когда против ТГТРК «Владивосток» голосуют члены федеральной части ФКК, но когда члены региональной части – этого понять невозможно. При новом созыве депутатов Федеральная конкурсная комиссия уже третий раз будет рассматривать FM-частоты во Владивостоке. В первый раз представитель ЗС голосовал против ТГТРК «Владивосток», да и сейчас, накануне 25 июня, комитет по региональной политике выступил за компанию «ПАРИ».

- Но ведь ТГТРК «Владивосток» сотрудничает с Законодательным собранием?

- Да, существует договор об освещении деятельности Законодательного собрания, и я считаю: и мы, как государственное предприятие, и Законодательное собрание, как один из элементов государственной власти на уровне субъекта федерации, должны действовать воедино при решении государственных задач. Обеспечение всех жителей Приморского края – и жителей Владивостока, и жителей самых отдаленных сел – необходимым минимумом социально значимой информации – это государственная задача. И мне трудно понять, почему иногда коммерческие интересы определенной части депутатов преобладают над интересами государственными. Ведь если мы сейчас не примем ряд очень конкретных решений, уровень информированности жителей Приморья о жизни края будет только сокращаться. Я надеюсь, что 25 июля на заседании Законодательного собрания по нашему вопросу будет принято взвешенное решение. Если такого решения не будет, то надо подумать: а стоит ли сотрудничать с ЗС?

- Но тогда теле- и радиослушатели края скорее всего останутся без информации о деятельности Законодательного собрания?

- Вы попали в точку. Именно об этом должны думать депутаты, решая, за кого голосовать при решении судьбы радиочастоты. Особенно депутаты, представляющие отдаленные районы и города края.

- Раз мы уж затронули один острый вопрос, то коснусь еще одного – вашего конфликта с РВК.

- Здесь сугубо хозяйственный спор. В свое время мы передали на определенных условиях телекомпании «РВК» в аренду почти все здание бывшего «Дальтелефильма». Со временем эти условия перестали устраивать руководство РВК. Дошло до того, что недавно в здании бывшего «Дальтелефильма» без согласования с ТГТРК «Владивосток» была открыта сауна, которая якобы обслуживает сотрудников РВК. На самом деле это сугубо коммерческий проект: если хотите попариться, позвоните в сауну «Portoria» по телефону 40-20-27.

Мы неоднократно пытались решить конфликтную ситуацию и в конце концов решили обратиться в арбитражный суд. Пусть суд решит, кто из хозяйствующих субъектов прав.

- Ладно, еще один «неудобный» вопрос – о пожаре 9 мая.

- Действительно, ночью 9 мая в журналистском зале дирекции информационного вещания произошло возгорание, которое было потушено сотрудниками компании еще до приезда пожарных машин. Происшествие, конечно, неординарное, поэтому информационное агентство «Восток-Медиа» поспешило сообщить, что сгорела аппаратная. Но это агентство в очередной раз, скажем так, «ошиблось» - к счастью, было небольшое возгорание, что все равно не очень приятно. У нас работали эксперты противопожарной службы, приезжал представитель ВГТРК, работала милиция, но виновник возгорания не был установлен. Сейчас в помещении журналистского зала идет ремонт: это происшествие ускорило создание в компании современной «ньюс-рум» - комнаты новостей. Мы планируем, что уже в августе журналисты информационной службы ПТР полностью перейдут на современную технологию работы. Это позволит выполнить те задачи, которые ставятся сейчас перед ТГТРК «Владивосток» руководством холдинга.

- Теперь вопрос не о работе ТГТРК «Владивосток» - о политике. Как вы оцениваете недавние выборы думы города Владивостока? Кстати, вы-то сами участвовали в них? Помнится, в телеэфире обещали на выборы не ходить.

- И не ходил. Я убежден, что отсутствие барьера явки на муниципальных выборах отталкивает избирателей от участия в местных выборах – так проще избирать нужных людей. И настаивая о такой норме в избирательном кодексе края, кое-кто сознательно рассчитывает таким образом протаскивать через выборы своих людей во властные структуры местного самоуправления.

- Но вы должны помнить историю первого созыва владивостокской думы, когда из-за барьера явки ее просто не могли избрать.

- Во многих странах участие в выборах обязательно, избирателей наказывают за неявку на голосование. У нас же, наоборот, делают все, чтобы оттолкнуть избирателя от участия в голосования. Зачем, скажем, мне или вам идти на избирательный участок, если депутат будет избран при любой явке избирателей? Не пойду я, выборы-то состоятся. И я, повторяю, убежден, что это сознательная политика тех людей, что сейчас пришли во власть. Они-то своих избирателей на выборы выведут – не буду говорить, каким способом, об этом сейчас все знают.

А что мы получили во Владивостоке в результате? За депутатов проголосовало от 3 до 8 (максимум 8,35!) процентов избирателей, внесенных в списки. Одна газета назвала двух депутатов  нынешней думы «народными депутатами». Это что, издевательство или ехидство? Ведь за одного «народного» проголосовали 1417 человек из почти 17 тысяч (8,35%), а за другого столь же «народного» – 1420 из почти 19 тысяч (7,6%). А есть «народные избранники», за которых проголосовало чуть больше 3 процентов избирателей. То, что мы получили во Владивостоке, – это называется профанацией выборов. Реально нынешний состав городской думы представляет только 24,5 тысячи владивостокцев, а в городе-то живет почти 700 тысяч человек.

А возьмите действия городской избирательной комиссии, которая, я убежден, сознательно, под достаточно надуманным предлогом отлучила от участия в предвыборной агитации большинство средств массовой информации Владивостока, в том числе и самые массовые. На мой взгляд, горизбирком сознательно сделал все, чтобы максимально ограничить информирование горожан о сути этих выборов. Ведь свои решения комиссия публиковала в газете «Приморские вести». Вы знаете такую газету? Вы можете ее выписать или хотя бы купить в киоске «Роспечати»? Нет, не можете. И я не могу. Она, видимо, специально выпускается для того, чтобы нужная информация печаталась только для «нужных» людей. Вот вам еще одно доказательство сознательной профанации городских выборов. А после этого кое-кто из политтехнологов «удивляется» тому, как мало избирателей пришло на выборы.

Или тот же избирательный кодекс. Ведь это документ, который, по сути, должен обеспечивать максимальное участие жителей края в решении своей судьбы и судьбы Приморья. Но кто его обсуждал? Кто учитывал мнение приморцев при принятии тех или иных норм? Ведь можно было хотя бы выйти с обсуждением тех или иных принципиальных позиций кодекса на телевидение и радио, в прессу. Но даже такое обсуждение пугает кое-кого из властных структур.

- 7 декабря выборы депутатов Государственной думы. Как в них будет участвовать ТГТРК «Владивосток»?

- Прежде всего в строгом соответствии с действующим законодательством. Если конкретнее, то в федеральной составляющей бюджета компании специально выделены средства, и достаточно большие, для так называемой бесплатной предвыборной агитации кандидатов в депутаты и политических партий. И в сентябре вместе с крайизбиркомом будем заниматься организацией процесса предвыборной агитации – должен сказать, достаточно муторное занятие. Но без этого нельзя: люди должны знать, за кого голосовать 7 декабря.