Глюкоза ностра
Записанный год назад и выпущенный только сейчас альбом анонимного коллектива «Глюк’оzа» - это лучшая русская пластинка этого года, ни больше ни меньше. Такова оценка весьма взыскательных музыкальных критиков газеты «Известия». Более того, не исключено, что этот титул за ней продержится и до года следующего. По нынешней моде «Глюк’оzа» - это рисованная девочка и рисованные же музыканты; скрывается за ней какая-то молодая провинциальная барышня из Поволжья, записавшая дома на компьютере демо-пластинку, каковая без особенных добавлений или улучшений и выпущена сейчас фирмой «Монолит».
Записанный год назад и выпущенный только сейчас альбом анонимного коллектива «Глюк’оzа» - это лучшая русская пластинка этого года, ни больше ни меньше. Такова оценка весьма взыскательных музыкальных критиков газеты «Известия». Более того, не исключено, что этот титул за ней продержится и до года следующего. По нынешней моде «Глюк’оzа» - это рисованная девочка и рисованные же музыканты; скрывается за ней какая-то молодая провинциальная барышня из Поволжья, записавшая дома на компьютере демо-пластинку, каковая без особенных добавлений или улучшений и выпущена сейчас фирмой «Монолит». Однако и вправду кажется, что девочка виртуальная и изготовлена после долгих расчетов и выверения пропорций, по принципу «брать самое лучшее»: к голосу и интонациям молодой Агузаровой прибавлены некоторые стихотворные находки Земфиры и игривость ранней Ветлицкой (последнее ощущается не сразу, а ближе к концу диска). Важно, что это не просто удачное подражание Жанне Хасановне, как сперва казалось (ведь голос снят ноль в ноль - не отличить): отчетливо слышно, что это и есть то самое новое поколение, которое выросло, слушая хулиганку из Уфы и франта из Владивостока. И припев «Убегай» из главного хита «Глюк’оzы» - это, конечно, чуть переиначенное лагутенковское «Утекай», не говоря о том, что на альбоме есть еще песни «Невеста» и «Малыш». Саму же героиню хит-парадов пока мало кто видел…
Интрига
История этого удивительного проекта началась в канун Рождества 2001-2002 года, когда в недрах продюсерского центра «Эльф», занимающегося административными делами Максима Фадеева, появился CD-R, на котором маркером было написано: «ГЛЮК’ОZА» - «Шуга». Ни на кого не похожий девчоночий голос грустно и пронзительно пел: «Я ненавижу тебя!».
Песенка попала на несколько столичных радиостанций, но в предновогодней суете ее не заметили. Один из программных директоров, узнав, что к этому шлягеру какое-то отношение имеет Фадеев, сказал: «Ну и зачем нам еще один Total?». Другими словами, ни песня, ни сама «Глюк’оzа» в Москве поначалу резонанса не имели. Между тем в то же время «Шуга» вошла в «топ-10» киевского «Нашего радио», где никто не знал даже название проекта.
Вопреки логике «раскрутки», песня «Шуга» начала жить по своим законам. У нее появились сотни «внебрачных детей», которые стали звучать из торговых палаток.
К концу зимы-2002 ажиотаж вокруг «Шуги» достиг промышленных размеров. Сразу в нескольких городах России вышли пиратские сборники, которые открывала группа «Глюк’оza». Сборники расходились нереальными, по местным меркам, тиражами - словно альбомы «Троллей» или Земфиры.
Торговцы пиратской продукцией потирали руки: прибыль сама плыла к ним в лапы. Представители местных филармоний стали названивать в Москву – с целью пригласить «Глюк’оzу» на гастроли. Каково же было их удивление, когда выяснилось, что и в Москве о «Глюк’оzе» никто толком ничего не знает. Как бы то ни было, группа-невидимка продолжала звучать из каждого кассетного киоска, поражая народные массы незамутненностью посыла.
Следствие ведут знатоки
С некоторым опозданием в московском шоу-бизнесе началась паника – эксперты и представители крупнейших звукозаписывающих компаний бросились-таки на поиски «Глюк’оzы». Понять их мотивацию несложно – что может быть привлекательнее «сигналов из провинции», благодаря которым в периферийных хит-парадах появилась группа, у которой не было ни одного клипа, ни одного концерта, ни даже места конкретной прописки?! О них никто ничего не знал!
Наиболее проворным из столичных лейблов оказался «Монолит», агенты которого выяснили, что к Фадееву проект имеет довольно косвенное отношение: слова и музыку всех песен написала неизвестная барышня под кликом «Глюк’оzа». Будущая звезда, в ту пору эпизодически выходившая в Интернет, словно радистка Кэт на связь с Москвой, внезапно нарвалась во всемирной паутине на вездесущего Макса. Найдя на одном из сайтов пару песен «Глюк’оzы» в формате МР3, Фадеев, впечатленный услышанным, вступил в электронную переписку с таинственной девицей.
Глюкоза и Фадеев поистине нашли друг друга. После того, как маститый продюсер описал девушке свою концепцию саундпродюсирования: «берем исходный материал и отсекаем все лишнее» - кредит доверия между новоявленными партнерами стал безлимитным. Как понял Максим, даже первичных знаний о нюансах аранжировок, саунде и прочих премудростях Глюкозе и музыкантам ее группы явно не хватало. Но именно пресловутый минимализм и очарование наивности их песен покорили Фадеева, несколько утомленного собственным профессионализмом и академизмом.
Судя по суровым и лаконичным ответным мейлам девушки, характер у нее оказался отнюдь не сахар. Вскоре выяснилось, что музыка для Глюкозы всего лишь хобби, а на тему грядущих контрактов она, что называется, не «парится». Хотя сам процесс сетевого общения с Фадеевым склонную к экспериментам девушку, естественно, воодушевил. Но! «На гастроли ездить не собираюсь, мелькать на обложках глянцевых журналов – на фиг надо? Все эти интервью, эфиры, поклонники – мишура! Я живу в Сети!» - объявила Глюкоза.
Ничего лучшего, чем поселить 3D-версию девушки в виртуальном пространстве, Максиму не оставалось. Только вот какая она? Как донести до зрителей то, как выглядит эта самоуверенная кибер-приколистка?
Решение подсказала сама Глюкоза. «Я очень люблю Масяню. Мы с ней даже чем-то похожи, но в целом я не такая. А Gorillaz – уже проехали», - категорично выдала продюсеру барышня. И нарисовала себя сама. Профессиональные дизайнеры и художники лишь доредактировали образ. «Можно снимать клип!» - решил Фадеев.
Клип «Ненавижу»
«Ненавижу» - дебютное видео «Глюк’оzы», за которым последует целый мультипликационный сериал. Полгода над роликом корпели 16 компьютерных аниматоров под руководством известного клипмейкера Марата Черкасова. Появление «Ненавижу» на экранах стало подлинным бенефисом передовых 3D-технологий. У этой видеоработы, как ни странно, нет реальных аналогов - ни у нас, ни за рубежом. Клип делался буквально вручную, «на коленке», так как опыта в серьезной 3D-анимации у его создателей не было: как известно, данная технология до сих пор пребывает на примитивном, почти зачаточном уровне. Все движения персонажей также создавались вручную, а не считывались с актеров при помощи проводов. Эта работа стоила аниматорам титанических усилий. Теперь кибер-девочка по имени Глюк’оzа имеет все шансы превратиться в символ нового виртуального поколения, которое живет в Интернете, дружит чатами и не встречает людей по одежке.
Сценарий клипа «Ненавижу» придумал сам Макс Фадеев, открыв дорогу на экран кибер-девочке со здоровенным доберманом, которая разгуливает по ночному городу и взлетает над мерцающими небоскребами. Многие эпизоды клипа родились от текста песни «Ненавижу» в процессе работы. Например, внезапно нарисовавшийся «Боинг». Когда Глюк’оzа поет: «Я взлетаю» и действительно взлетает, то в свободном полете натыкается на этот самый самолет. Изменения претерпел и первоначальный наряд девочки. Вместо высоких ботинок, которые вместе с кадрами из отбракованной версии клипа успели просочиться на страницы глянцевых журналов, на ногах девочки теперь красуются ультрастильные сандалии - которые в обозримом будущем неизбежно появятся на прилавках магазинов модной молодежной одежды.
Откуда взялась «Глюк’оzа»?
Все домыслы хитрой журналистской братии по поводу происхождения и родственных связей Глюк’оzы быстро оказывались несостоятельными. Внебрачная дочь Агузаровой? Ну-ну. Лена Зосимова снова решила запеть? Голос не похож. Впрочем, Фадеев – компьютерный гений и мог его просто грамотно обработать. Или вообще искусственно синтезировать...… За отсутствием информации сплетни плодились с неимоверной скоростью, а все было гораздо проще. Увидеть девочку воочию удавалось немногим. В частности, небезызвестная Капитолина Деловая, сумевшая получить аудиенцию, охарактеризовала таинственный объект так: «смешливая блондинка с торчащими хвостиками и вечной жвачкой (точно как в клипе), с большущими голубыми глазами…».
О реальной биографии Глюк’оzы известно не очень много. В свое время родители отдали девочку в музыкальную школу. Свою музыку она стала писать достаточно давно, потом был период «непрухи», и лишь после этого песенки посыпались, как орешки. Одна лучше другой: прикольная «Невеста», пронзительная «Малыш», заводная «Шуга». Глюкоза их пела как-то по-своему - не по правилам, но с душой.
В ожидании «хеппи- энда»
В числе первых, услышавших «Глюк’оzу», оказался Илья Лагутенко. «Это стопроцентный коммерческий проект, - сказал он, - но мне бы очень хотелось увидеть эту девочку живьем».
Что касается остальных участников группы, то известны лишь их имена – точнее, клички. Помимо самой Глюкозы в группу входят гитарист Хэвик, барабанщик Градусник, ди-джей и клавишник Японец, а также бэк-вокалистка Мальвина. На данный момент вся группа активно репетирует в танцзале с хореографом – по словам Фадеева, этим летом группа будет во всеоружии и сможет появиться фактически на любой российской площадке.
После того, как «Шуга» зазвучала сразу на нескольких крупнейших отечественных радиостанциях, русская служба Би-Би-Си анонсировала проект как «шедевр, который вскоре будет звучать из каждого утюга». Похоже, ждать осталось недолго.
Автор: Агентство «Артефакт» - специально для «В»