И помнит Светланская
Владивосток сегодня, пожалуй, занимает первое место в стране по насыщенности автотранспортом. А вот если заглянуть в прошлое, этак лет на 70-80 назад, то пешеходам можно было бы позавидовать.
Владивосток сегодня, пожалуй, занимает первое место в стране по насыщенности автотранспортом. А вот если заглянуть в прошлое, этак лет на 70-80 назад, то пешеходам можно было бы позавидовать.
После окончания гражданской войны во Владивостоке машин осталось совсем мало. Часть автомобилей, особенно заграничного производства, была вывезена интервентами, а остальные дышали на ладан. В то время в городе было открыто автоучреждение на улице Светланской, 67, куда входили чиновники по делам проверки знаний и практики шоферов, а также инспекция уличного движения в составе четырех человек. Конторой руководил технический секретарь А. В. Жаданов.
В 1923-24 годах, когда Владивосток стал богатеть, увеличилось и количество автотранспорта. В это вpeмя численность жителей Владивостока составляла 106689 человек, начали возрождаться морской транспорт, судоремонт, сельское хозяйство. А значит, требовался не только гужевой транспорт. Появилось сразу несколько автопроблем – стало не хватать профессионально подготовленных водителей, школы шоферов в портовом городе не было. Кроме того, остро встал вопрос нехватки запчастей.
В 20-х во Владивостоке запчастями к авто торговали несколько иностранных фирм, но в основном водители ездили на автомобильное кладбище, которое находилось на Второй Речке, и с большим трудом извлекали нужные детали из ржавых и разбитых автомобилей. Кроме того, во Владивостоке наездами бывал американский представитель Винт, который не только занимался добычей золота в Амурской области, но и привозил тракторы и машины. Вместе с ним поставляли автотехнику и лесопромьшленники. Это были Далле и его помощник Бикар, а также английская табачная фирма “Лопато и К0”. Из легковых автомобилей в городе имелось несколько разных марок, в основном американские “Форд-Т”.
В 1926 году во Владивостоке уже насчитывалось 128 автомобилей, но на линию обычно выходило только чуть больше семидесяти. В основном это были машины всевозможных фирм и товариществ. В руках частных владельцев были единицы авто. По мотоциклам называют такие цифры: их в городе было тридцать семь, но ездить можно было лишь на двадцати шести.
Интересно, что уже тогда мотоциклисты не только разъезжали по городу, но и принимали участие во всевозможных соревнованиях, кроссах, которые в большинстве проходили на ипподроме (ныне базар на Спортивной). Не отставали от них и автомобилисты.
В 1929 году в городе уже большая часть автомобилей принадлежала государственным организациям, в их гаражах насчитывалось 144 единицы. У частных владельцев находилось 46 легковых автомобилей, у общественных организаций – 17, у кооперативных числилось всего пять легковых автомобилей.
Самый первый советский автомобиль марки «АМО-Ф15» во Владивостоке встречался очень редко. Ведь с 1924 по 1930 год в стране было выпущено всего 6000 машин. На Дальний Восток было отправлено пять, две передали Приморскому краю, а три - Хабаровскому. Из них одна машина ездила во Владивостоке, а вторая обеспечивала территорию от Славянки до Раздольного, а то и до Уссурийска (смотрите фото).
«Скорая помощь» города начиналась с двух легковых автомобилей без тента.
В начале 30-х годов во Владивостоке были организованы автомастерские по ремонту машин. Одна называлась “Коммунстрой” и располагалась на улице Батарейной, там сейчас находится музей “Владивостокская крепость”, а вторая - на улице Береговой, на берегу бухты Золотой Рог.
Недалеко от вокзала, нa улице Бестужева, что возле ул. 2-й Морской, был открыт первый автобусный парк, чьи автомобили курсировали по маршруту от вокзала до Эгершельда. Вскоре в строй вступила и вторая линия маршрута - от вокзала до Луговой.
В 1932 году Владивосток закупает для администрации города автомобили ГАЗ-А, а через год, осенью, - три новых советских грузовика марки ГА3-АА и четыре ЗИС-6.
В этом же году, летом, на углу улиц 25 Октября и Пекинской (ныне Алеутская и Адм. Фокина) впервые была открыта автошкола водителей. Преподавателями были энтузиасты своего дела: начальник автодора Курокин, старый водитель города Самарай и учитель русского языка и арифметики Суворов. Учеба длилась год. Практику проходили в сельской местности весной в МТС на тракторе “Фордзон”. После успешной сдачи экзаменов каждому окончившему вручались водительское удостоверение, нагрудный знак “Автодор” и десять рублей на расходы, что считалось большой наградой.
Самые удачливые первые курсанты автошколы сели за баранку новых автомобилей и стали развозить грузы по Владивостоку. Те же, кому не хватило новых автомобилей, работали на старых машинах, чертыхаясь от частых поломок.
К началу войны Владивосток снова пополнился новыми отечественными машинами, которые внесли достойный вклад в развитие большого города.
Автор: Виктор ПОЛОУХИН, специально для «В»