Иван Васильевич не меняет профессию

Народный художник России… Единственный в Приморском крае. Это звание получил Иван Рыбачук. Указ, подписанный президентом, памятный знак хранятся в его мастерской в Доме художника на Алеутской. Торжественное награждение состоялось на прошлой неделе. Но любые бумаги остаются просто бумагами, если они не подкреплены делом. А дело Ивана Васильевича вот уже многие десятки лет – мольберт и кисти.

13 июнь 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1374 от 13 июнь 2003

Народный художник России

… Единственный в Приморском крае. Это звание получил Иван Рыбачук. Указ, подписанный президентом, памятный знак хранятся в его мастерской в Доме художника на Алеутской. Торжественное награждение состоялось на прошлой неделе. Но любые бумаги остаются просто бумагами, если они не подкреплены делом. А дело Ивана Васильевича вот уже многие десятки лет – мольберт и кисти.

Он по праву слывет одним из живописных мэтров не только Приморья, но всей страны. Его знают на творческих дачах, куда он уезжает совершенствовать мастерство, хотя уж кажется, что достиг высших вершин. Вот и в этом году весна началась для него не на любимой даче в пригороде, а на творческой в Подмосковье. Собирался спешно, несмотря на то, что поездка такая всегда планируется заранее. Перед отъездом принимал в мастерской друзей и коллег по цеху, после командировки, если можно так назвать творческую поездку, не успел вернуться

– снова не закрывается дверь. Иван Васильевич в неизменном берете и галстуке (несочетаемое в костюме обычного человека вполне уместно в его наряде), перстень на пальце… По-прежнему щеголь, по-прежнему молодо светятся голубые глаза.

Иван Рыбачук

– плоть от плоти русской национальной традиции. Образование, обретенные с жизнью убеждения и творческие предпочтения, интуиция сделали из него насквозь русского мастера. Его живопись – будь то пейзаж, портрет или жанровая картина – своеобразный сплав остроты выражения нашего времени и гармонического восприятия мира явно классического происхождения. Он - художник светлый, мажорный, жизнелюбивый и необъятно душевный.

Начало творческого пути художника - в далеких послевоенных годах. К тому времени Рыбачук был давно дальневосточником (в 1929 году его семья переместилась из Киева на Амур). Художественные училища Благовещенска и Владивостока, частые и длительные пребывания на творческих дачах среди цвета реалистического искусства сформировали из него профессионального живописца. В училище Иван Васильевич учился у Петра Евстафьева, одного из учеников

И. Репина, словом, он - наследник репинской традиции по прямой. И этим все сказано. В цвете, композиции, отношении к модели, к изучению окружающей среды он относится серьезно и трепетно одновременно. Тому подтверждение найти несложно, нужно лишь увидеть его картины. В них

– вся жизнь.

Тот же

«Портрет рыбака», что находится сегодня в Доме художника. У зрителя - даже того, кто плохо представляет морскую стихию, – от масштабов китобойного промысла, давно уже прекращенного, перехватывает дыхание: открывается безграничный морской простор, расстилающийся за спиной рыбака. Он прочно удерживается на палубе, опершись о гарпун. Никакая волна ему не страшна. Персонажи портретов Рыбачука всегда заняты трудом - они на ветру, в судовой медчасти, у гарпунной пушки, в стойбище оленеводов, многократно проверены суровыми условиями работы и жизни. К ним тянется Рыбачук, ищет их в окружающем мире.

Оленеводы упомянуты не случайно: Иван Васильевич

– один из тех художников, в чьем творчестве северная тема стала фирменной. В полный голос она прозвучала уже на первой персональной выставке художника в 1956 году в Москве. Своеобразным эпиграфом к ней явилась одна из лучших ранних работ художника «Сын Чукотки», вместе с произведениями других художников картина представляла советское искусство за рубежом на выставке 1957 года в Брюсселе. В образе молодого чукчи воплотились лучшие черты маленького древнего народа: сила духа, выносливость. Портрет Аттаукая, оленевода, поэта, друга известного чукотского писателя Юрия Рытхэу, в каком-то смысле стал портретом северного народа. Вряд ли удалось бы столь точно запечатлеть характер, если бы не доскональное знание темы. Иван Васильевич рассказывал корреспонденту «В», как учил непривычный уху язык, как жил в ярангах, кочевал и постигал тонкости быта. Женские, детские образы выписаны с любовью и теплотой.

Еще одна тема Рыбачука

– события на Даманском, куда вместе с Кириллом Шебеко они выезжали на этюды прямо в разгар событий. Нет такого художественного термина «горячее письмо», но он вполне был бы уместен. Бойцы не успевали стереть с лица копоть сражения, а уж оказывались в роли моделей. На выставке, состоявшейся практически сразу после возвращения с Даманского Рыбачука и Шебеко, зал, наэлектризованный энергией переданных художниками событий, гудел как улей. Переполненные впечатлениями зрители спешили к книге отзывов – откликнуться…

О картинах Рыбачука и о событиях его жизни можно написать книгу. Так плотно переплелись они с действительностью

– советской и сегодняшней. С советской, конечно, больше. Был заказ государства на труд художника, это позволяло достойно жить и творить. Впрочем, Иван Васильевич не принимает упреков в заказном творчестве. Каждая его работа – поиск. Один из его портретов – крановщицы Марии Поповой. Легендарная жительница Находки в свое время являлась членом ЦК коммунистической партии СССР. Как говорится, достойный образец достигнутого в стране, где каждому по труду. Но Рыбачук нашел свое решение. Он написал цветущую женщину, чья молодость и зрелость так неразрывно были вписаны в трудовые будни. Художник долго размышлял над тем, как передать возраст – едва забрезжившую осень. Изобразил на фоне осеннего пейзажа…

Подпись Рыбачука

– на многих десятках картин. Иван Васильевич и сегодня участвует в выставках, работает и не жалуется на жизнь. Вот и сейчас готовится к очередной – региональной, которая пройдет в Хабаровске. И, конечно, принимает поздравления по поводу нового звания.

Автор: Ольга ЗОТОВА, «Владивосток»