Бюджет - искусство возможного

На пресс-конференции, посвященной итогам состоявшейся 28 мая сессии Законодательного собрания Приморья, прозвучали слова благодарности за проделанную работу не только коллегам-депутатам, но и прессе, обсуждение в которой поправок к бюджету позволило принять более справедливые и взвешенные решения.

3 июнь 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1368 от 3 июнь 2003

На пресс-конференции, посвященной итогам состоявшейся 28 мая сессии Законодательного собрания Приморья, прозвучали слова благодарности за проделанную работу не только коллегам-депутатам, но и прессе, обсуждение в которой поправок к бюджету позволило принять более справедливые и взвешенные решения.

В отсутствие председателя ЗС Приморья Сергея Сопчука, убывшего в рабочую поездку в Москву, на сессии и на пресс-конференции председательствовал его заместитель Игорь Пушкарев, для которого это был своеобразный дебют. Игорь Сергеевич вместе с депутатами Вероникой Ильиной и Сергеем Сидоренко подробно рассказали о распределении дополнительных доходов краевого бюджета на сумму 3 миллиарда 309 тысяч рублей.

Наибольшая сумма - 742 миллиона рублей - выделена дополнительно жилищно-коммунальному хозяйству Приморья, включая 433 миллиона на подготовку к зиме. Более полумиллиарда рублей предназначено “Примтеплоэнерго” на компенсацию расходов по введению единого тарифа, дополнительные 155 миллионов выделены на ремонт автодорог и улиц, 600 миллионов вернется рыбакам для участия в квотных аукционах.

С точки зрения рядового жителя края, одним из наиболее социально значимых решений стало увеличение средств на питание больных в государственных учреждениях здравоохранения – с 12 рублей в сутки (!) до 45. Это давно требующееся повышение стало возможным после выделения дополнительных 100 миллионов рублей Фонду обязательного медицинского страхования.

По инициативе депутатов Законодательного собрания в бюджете учтены средства на кредиты рыбодобывающим и сельскохозяйственным предприятиям под минимальные проценты. Кроме того, обсуждался ряд важных законопроектов, в частности, во втором чтении принят проект Избирательного кодекса Приморского края. Необходимость его разработки вызвана изменениями на федеральном уровне, прежде всего вступлением в силу новой редакции федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”. Проект Избирательного кодекса вводит пропорциональную систему при избрании Законодательного собрания Приморского края. Так же как и в Государственную думу, половина депутатов Законодательного собрания будет избираться по партийным спискам, половина - по одномандатным избирательным округам. Количество депутатов Законодательного собрания при этом будет составлять 40 человек.

Во втором чтении принят проект закона “О наказах избирателей”, разработанный по инициативе председателя Законодательного собрания Сергея Сопчука. Депутаты предлагают учитывать наказы избирателей при разработке проектов планов и программ социально-экономического развития и предусмотреть финансирование расходов на выполнение наказов в краевом бюджете. Законодательное собрание рассмотрит этот законопроект в окончательном третьем чтении на июньской сессии.

БЮДЖЕТ УВЕЛИЧИЛСЯ ПРОПОРЦИОНАЛЬНО

Николай Морочек, заместитель председателя комитета по продовольственной политике и природопользованию:

- Это здорово и замечательно, что администрация края сумела через федеральные структуры, через Москву добиться дополнительных доходов на сумму три миллиона рублей. Практически по всем направлениям экономики края, нашего бюджетного расклада получилось увеличение расходной части – самая больная и всех интересующая тема. Меня в первую очередь интересовали предложения по аграрному сектору экономики. Первоначально в бюджете-2003 на его развитие было выделено 355 миллионов, эту позицию нам удалось существенно усилить, в том числе закрыть по инициативе губернатора и нашего комитета недофинансирование прошлого года на 33 миллиона рублей. Далее, вопрос энерготарифов, которые неподъемны для сельхозпроизводителей, особенно в птицеводстве и тепличном хозяйстве. Мы давно добиваемся от федерального центра дотаций на компенсацию высоких энерготарифов, но пока проблему удалось частично решить только на местном уровне. Цена вопроса по краю – 46 миллионов, на сессии приняли решение выделить 26 миллионов, деньги пойдут на компенсации в части проплат за электроэнергию, их получат непосредственно сельские товаропроизводители. Наш комитет также вошел в программу “Молодая семья”: в целом на нее выделено около 300 миллионов рублей, но нам удалось вычленить 60 миллионов на этот год для строительства жилья для молодых семей на селе. Это, конечно, мало, но все же это добавка. Главная беда на селе – это даже не отсутствие техники или удобрений, а разрушенная социальная сфера. Условия для выживания человека не создаются, и если вдруг федеральное правительство пришлет нам, скажем, пять тысяч единиц новой техники, работать на ней будет некому. Очень хорошо, что спустя шесть лет после его принятия начал работать краевой закон “О статусе учителя”. Большую часть выделенных на его частичное исполнение 57 миллионов рублей решено отдать на доплаты учителям по категорийности, хотя было предложение выплатить подъемные молодым специалистам. Но мы учли мнение учительских организаций: конечно, молодежь надо поддерживать, но в этом случае решили вознаградить опыт и мастерство.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Николай Марковцев, член комитета по региональной политике и законности:

- Я в целом против проекта Избирательного кодекса, принятого сегодня во втором чтении. В нем есть хорошие, полезные нововведения, но есть и положения, с которыми я категорически не согласен. На мой взгляд, мы практически установили имущественный ценз, установив высокие суммы избирательного залога. У кандидата в депутаты Законодательного собрания он составит около 10 тысяч долларов, у мэра – 20 тысяч, у губернатора – около 100 тысяч, у депутата думы муниципального образования – 3 тысячи долларов. Причем сумма залога установлена в МРОТах, поэтому в ближайшее время она значительно увеличится. Я уверен, что врач, учитель, адвокат, честный государственный чиновник не смогут собрать такой избирательный залог. У них остается только право собирать подписи избирателей, но здесь есть другое препятствие. Мы не дали права избирателям приходить в избирательные комиссии и говорить: да, это моя подпись, в том случае, когда она признается недействительной. То есть очень легко стало “отсекать” неугодных кандидатов, регистрирующихся по подписным листам. Право определять достоверность подписных листов предоставлено экспертизе, но я хорошо знаю, как у нас проводят экспертизу. Я также не согласен с отменой барьера явки на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, это позволит выигрывать выборы путем покупки голосов. Что касается отмены института досрочного голосования, то я полностью согласен с председателем крайизбиркома Сергеем Князевым: делать это было нельзя. Отмена досрочного голосования действительно нарушит основные права избирателей. Но в наших условиях, когда правоохранительные органы не пресекают злоупотребления при досрочном голосовании, когда избирателей сотнями свозят автобусами на избирательные участки, другого выхода у депутатов не было. Если говорить о других достоинствах Избирательного кодекса, то следует отметить подробную регламентацию процедур при голосовании и подсчете голосов. Учтен печальный избирательный опыт, и нововведения позволят избежать подтасовки голосов, по крайней мере, затруднят ее. Кроме того, существенно возросла защищенность кандидата: его нельзя будет, как прежде, снимать за незначительные нарушения, но только за перерасход избирательного фонда, а также за разжигание национальной и социальной розни и призывы к насильственному свержению строя. Более того, за неделю до выборов снять кандидата невозможно вообще. Можно только сообщить о его нарушении публично, чтобы избиратели сами сделали вывод, нужен им такой кандидат или нет.

НОВЫЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА

На майской сессии Законодательного собрания в комитете по региональной политике и законности сменился его председатель: депутаты утвердили на этот ответственный пост одного из самых молодых членов ЗС, 29-летнего Николая Морозова, юриста и япониста по образованию, адвоката и преподавателя Юридического института ДВГУ, лидера Приморского отделения СПС. Прежний руководитель комитета - Владимир Хижинский - покинул этот пост, возглавив фракцию “Единой России” в Законодательном собрании.

- Николай Александрович, позвольте вас поздравить, поскольку есть даже два повода: избрание председателем комитета и принятие во втором чтении проекта Избирательного кодекса, одним из авторов которого вы являетесь. Действительно ли законопроект столь несовершенен, как считает ваш коллега Марковцев?

- Поправка Николая Владимировича о сохранении минимальной явки на выборах муниципальных депутатов не прошла, но это была его единственная поправка, обсуждавшаяся на сессии. Другие его поправки были поддержаны нашим комитетом. Для меня было даже удивительно, насколько единодушно прошла эта либеральная, “правая” по своей сути норма – отмена барьера явки. Смысл в том, что Владивостокскую городскую думу избрали только с 26-го раза именно из-за 25-процентного барьера явки. Совершенно правы были депутаты, говорившие, что власть избирают те избиратели, которые ходят на выборы. Пусть это будет 10 процентов или 50 – неважно. Главное, что у людей есть право прийти и участвовать в выборах. Остальные позитивные нововведения обусловлены нормами федерального законодательства, но здесь у нас был выбор, и мы воспользовались им с учетом опыта выборов в Приморье.

- В результате голосований по изменениям в краевой Устав и по Избирательному кодексу образовалась коллизия: пятилетний срок полномочий губернатора и депутатов ЗС Приморья установлен в кодексе, но не прошел в Уставе, поскольку не хватило голосов для квалифицированного большинства…

- Как раз здесь ничего принципиального нет. С точки зрения юридической техники, нет никакого значения - 4 или 5 лет. Этого мнения придерживалась рабочая группа по Избирательному кодексу, которую я возглавлял. Другое дело, если бы предложили ввести 7-летний срок полномочий. Там уже не идет речь о стабильности, там начинается застой. В нашем случае это даже не было политическое решение. Депутаты проголосовали за пять лет в кодексе, Устав пока говорит о четырех годах. Естественно, действует норма краевого Устава. Но ближайшие выборы будут только через два года, за это время мы определимся и придем к одному сроку.

- Несмотря на мнение крайизбиркома, отменяется институт досрочного голосования…

- Последней каплей при принятии этого решения стали события, происходящие на выборах в Думу Владивостока. Первоначально данная поправка относилась исключительно к муниципальным образованиям с численностью населения свыше 100 тыс. человек (в Приморском крае это города Уссурийск, Находка, Владивосток). Однако в ходе дискуссий поступило предложение распространить действие поправки на все муниципальные образования края, которое и было поддержано большинством. Это решение, на мой взгляд, очень своевременное и нужное для края, так как все последние выборы в крае были отмечены слишком большим количеством проголосовавших досрочно. Между тем каждому известно, что результаты досрочного голосования легко подтасовать. Эта поправка, как и другие, вступит в законную силу только после принятия Избирательного кодекса во всех трех чтениях.

Автор: Подготовил Александр КАРТАШОВ, «Владивосток»