Лесная облава

В крае продолжается крупномасштабная акция, направленная на борьбу с лесным браконьерством. Ее волна прокатится по тем районам, чьи политико-экономические ресурсы находятся в полной или частичной зависимости от оборота древесины и где размах лесной мафии достиг своего апогея.

28 май 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1365 от 28 май 2003

В крае продолжается  крупномасштабная акция, направленная на борьбу с лесным  браконьерством. Ее волна прокатится по тем районам, чьи политико-экономические ресурсы находятся в полной или частичной зависимости от оборота древесины  и где размах лесной мафии достиг своего апогея. Первыми “счастливчиками” стали город Дальнереченск и одноименный район. Здесь представители краевой администрации, УВД Приморского края, Главного управления природных ресурсов и охраны дикой природы МПР по Приморскому краю, Всемирного фонда дикой природы (WWF), а также Приморской ассоциации лесопромышленников и экспортеров леса (ПАЛЭКС) прочесали предполагаемые места нелегально заготавливаемой лесопродукции. В течение нескольких дней участники акции работали по трем направлениям: патрулировали лесные территории, проверяли склады временного хранения древесины и лесопилки.

ПОЙМАН, НО НЕ ВОР

В ходе рейда было выявлено несколько погрузочных площадок, где на хранящийся лес отсутствовали какие-либо документы. Так,  в бывшем ООО “Дальнереченский крупозавод” оперативники обнаружили примерно 300 кубометров круглого леса, готового к отправке на Бикин (в том числе и 18 кубов кедра, на вырубку которого наложен запрет). А на автодорогах милицейские посты задержали пять лесовозов, у водителей которых также не оказалось документов на вверенный им груз (на одном из них находилось шесть кубометров кедра). В обоих приведенных случаях возбуждены уголовные дела по факту нелегального хранения и транспортировки леса  и ведется следствие. Правда, есть один нюанс. Дело в том, что по российскому законодательству обвиняемым сторонам дается возможность предоставить всю соответствующую документацию в течение десяти дней. За это время в нашей стране можно сделать многое. Так что не исключено, что некоторые “пойманные” выкрутятся прежде, чем дело дойдет до суда. А если и дойдет, то не факт, что суд примет сторону милиции.
Таких примеров пруд пруди. Сами инспектора считают, что необходимо ужесточать меры наказания, тогда браконьеры будут действовать с оглядкой.

На пилорамах сотрудники межрайонного отдела по борьбе с преступлениями иностранных граждан краевого управления уголовного розыска, занимающегося “отловом” незаконно находящихся на территории края иностранцев, нашли трех китайцев, которые пребывали в крае по коммерческим визам. Но при этом занимались трудовой деятельностью, то есть работали на распиловочных станках и тому подобное. Это противоречит нашему законодательству, так как при наличии коммерческой визы заниматься можно только торговлей. Сейчас стоит вопрос об их административном выдворении  либо сокращении визового срока. По словам работника “иностранного отдела” УУР края Станислава Слободцкого, за прошедшие два года произошли большие перемены с нелегалами из Поднебесной. Если раньше они не обременяли себя получением временной прописки, то сейчас стараются регистрироваться. Хотя в последнее время правоохранительные органы столкнулись с такой проблемой, как проникновение китайских граждан в Приморье из Хабаровска на личном автомобиле. Они приезжают к нашим соседям как туристы по визам, а затем направляются сюда и закупают лесоматериалы. Проследить точную дату пересечения региональных границ невозможно. Не ставить же к каждому по милиционеру.

Итог проверок можно считать,  с одной стороны, положительным, ведь на чистую воду выведены несколько правонарушителей. С другой - хотелось большего. Но, к сожалению,  не вышло. Здесь, пожалуй, сыграла роль открытость операции, так что весть о скором визите инспектирующей группы разнеслась по лесным закоулкам задолго до самого факта приезда. И как следствие - почти на всех площадках и лесопилках царила атмосфера полного отсутствия хозяйственной деятельности. Большинство, боясь попасться на глаза нежданных гостей, попряталось, в спешке удалившись со своих рабочих мест и оставив при этом открытыми настежь двери распиловочных цехов с включенным светом. А кто не успел, тот получил по всем статьям. Или,  возможно,  получит.

СТАВКА НА МЕСТНЫХ

“Зеленые” утверждают, что  в Дальнереченске и Лесозаводске  немало фирм зарабатывают на лесе незаконно. Причем значительная их часть принадлежит через подставных лиц китайцам.

Глава Дальнереченского района Анатолий Фтодосьев рассказал нам, что по сравнению с периодом двухлетней давности ситуацию с незаконной вырубкой и оборотом леса в районе удалось нормализовать. Во многом благодаря совместным действиям районных властей, местных, заинтересованных  в  нормальной работе  лесообработчиков  и  краевых служб. Причем отметил  новую для этих мест тенденцию: китайцы начинают продавать свои лесопилки и все больше вытесняются из этого бизнеса. С одной стороны,  сказываются ужесточение контроля и просто давление на желтолицых предпринимателей. С другой – политика местных властей. В том же Дальнереченском районе  ставят задачу в каждом селе или деревне иметь свою первичную переработку - лесопилку, сушилку или другое простейшее лесоперерабатывающее оборудование. При этом, естественно, ставка делается не на  китайцев и прочих временщиков, а на  местных толковых мужиков-предпринимателей.

С мнением  Фтодосьева согласны и организаторы акции. Сбить вал лесного беспредела  сумели еще и  благодаря  созданной  в прошлом году постановлением губернатора постоянно действующей межведомственной комиссии. Она провела ревизию погрузочных площадок по всему краю. В результате из 150 площадок осталось только 25. А в Дальнереченске их количество сократилось с 44 до 9. Но даже в сокращенном варианте по итогам первого квартала эти девять площадок справились с объемом сорока четырех. Положительно сказалось и решение краевых властей перевозить круглый лес только на открытых железнодорожных платформах. Так Дальневосточному таможенному управлению намного легче отслеживать сортный состав и количество “кругляка”.

ПОКАЖЕМ ИМ ВСЕМ «КРУГЛЯК»         

Конечно, останавливаться на достигнутом власти не собираются. Руководитель управления лесным комплексом администрации Приморского края Павел Корчагин сообщил, что сейчас пишется учетная программа для всех легализованных площадок,  и в скором будущем они будут ежемесячно отчитываться перед управлением лесным комплексом по единому формату, то есть все данные (дата поступления груза, товарно-транспортная накладная, грузополучатель и так вплоть до водителя лесовоза) подведут к общему знаменателю. Таким образом, делается все, чтобы финансовая деятельность складов временного хранения древесины стала прозрачной.

А Главное управление природных ресурсов по Приморскому краю, в свою очередь, разработало базу лесорубочных билетов (документ, дающий право предприятию вырубать определенное количество леса на отдельно взятом участке). Теперь контролирующим органам будет проще уследить за тем, какой лесозаготовитель превысил объемы вырубки деловой древесины.

Однако, несмотря на все попытки навести порядок в лесной отрасли, все равно не удается полностью справиться с “теневым” экспортом древесины - на закрывшихся в результате строгих проверок площадках не сидят на месте. Там открыли новый латентный канал транспортировки в обход действующей системы. Поскольку теперь неучтенным погрузочным площадкам запрещено напрямую экспортировать лес в Китай через Гродеково,  они делают это по внутренним перевозкам через Бикин. Кроме того, по словам начальника райотдела милиции Дальнереченска Сергея Гончарука, основная масса лесозаготовителей уходит в труднодоступные места, где проверить их добросовестность проблематично.

Понятно, что предпринимаемые меры “лесных” структур не всегда эффективны. Работа по пресечению незаконного оборота древесины и восстановлению лесной отрасли в Приморском крае предстоит еще большая. В Дальнереченском районе, например, многие  надеются на то, что полпреду Константину Пуликовскому и краевым властям удастся через президента и думу добиться запрета на экспорт “кругляка”. Это могло бы стать первым реальным шагом на пути сохранения тайги.

Автор: Андрей САКУН, специально для «В», Владивосток - Дальнереченск