Арсеньевский «Хуторок»

Поездишь по детским домам и приютам, во множестве расплодившимся на нашей земле, и вместе с чувством жалости к брошенным малышам вдруг ощущаешь прилив злости – на их непутевых родителей, на этих животных, умеющих только плодиться, но не желающих подарить своим отпрыскам хоть толику любви и заботы. Не кормят, не одевают, не ласкают, а потом еще детдом тюрьмой называют. Эти мамки-папки в ножки должны кланяться воспитателям, денно и нощно пытающимся для ребятишек нормальную жизнь создать, хоть какие-то трудовые навыки им привить, иначе ведь по накатанной родителями дорожке отправятся.

23 май 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1363 от 23 май 2003

Поездишь по детским домам и приютам, во множестве расплодившимся на нашей земле, и вместе с чувством жалости к брошенным малышам вдруг ощущаешь прилив злости – на их непутевых родителей, на этих животных, умеющих только плодиться, но не желающих подарить своим отпрыскам хоть толику любви и заботы.
Не кормят, не одевают, не ласкают, а потом еще детдом тюрьмой называют. Эти мамки-папки в ножки должны кланяться воспитателям, денно и нощно пытающимся для ребятишек нормальную жизнь создать, хоть какие-то трудовые навыки им привить, иначе ведь по накатанной родителями дорожке отправятся.

Валерий Богомолов несколько лет назад в Арсеньеве детский дом возглавил. Опасался поначалу – образования-то специального нет. Но уговорили, сказали, что прежде всего хороший хозяйственник нужен, а уж воспитателем любой нормальный отец может стать. Впрягся он в этот воз, теперь не жалеет. Хотя первая встреча с воспитанниками, мягко сказать, удивила. Думал Валерий Дмитриевич, что ребятишки ему искренне обрадовались – как же, мужчина появился! Потому и обнимают крепко, и окружили плотным кольцом. Однако по дороге домой обнаружил, что деньги, лежавшие в заднем кармане брюк, куда-то таинственно исчезли – потерял, наверное. Так что педагогические проблемы оказались несколько отличными от тех, что в семье приходилось решать.

Многого этим детям не хватало. И не в последнюю очередь – настоящего дела, которое от глупостей могло бы отвлечь. Что скрывать, ребятишки несколько лет назад довольно активно из детдома бегали. С этим очень непросто бороться, если пусть и плохая, но родная семья под боком живет. До сих пор «бегунки» не перевелись, но все же их меньше стало – интерес появился. Дело в том, что возглавляющий ныне департамент образования и науки администрации края Сергей Пикин помог тогда директору с американскими спонсорами встретиться, которые выделили определенную сумму. Какое ж дело без денег поднимешь? Приобрел тогда детдом и трактор, и картофелекопалку, взяли в аренду поле. Каждый год стали по 20 тонн картофеля собирать – и на еду, и на посадку хватает. Есть еще хорошая теплица, которая, правда, знавала лучшие времена, когда полностью себя огурцами-помидорами обеспечивали. Нынче тепла не хватает, даже печурку поставили, но и она не спасает. Но при всех трудностях ребятишек к труду приучать надо. Потому и разработали сотрудники программу «Хуторок», которая помогает знакомить ребят с основами сельхозпроизводства, формировать у них трудовые навыки, готовить к самостоятельному ведению хозяйства. Им ведь, вышедшим из стен казенного дома, особенно тяжело придется – страна с распростертыми объятиями не встретит, а уж родители тем более.

Организовали трудовое воспитание в Арсеньеве нестандартно. Живут дети в своеобразных квартирах, вместе и мальчики, и девочки, братья и сестры. В каждой секции несколько спален, туалеты, гостиная и кухня, где при желании можно дополнительный ужин приготовить: кулинария тоже искусство, которому учить надо. Каждая «квартира» имеет свой приусадебный участок. На нем растут вишня, облепиха, слива, лекарственные травы… Все ухода требует, так что работы хватает, да и знания в процессе труда приобретаются. К тому же дух соревнования помогает: даже если работать не хочется, пальму первенства уступать жалко. Передовики, естественно, поощряются, чаще всего сладкими призами. В день, когда мы в детдом наведались, как раз итоги подводились – ребячье жюри решило, что на сегодня лучший участок у квартиры № 7.

Жизнь в детском доме течет своим чередом. Несмотря на то, что у многих ребятишек родители алкоголики и воспитанники успели насмотреться на такое, чего в их возрасте видеть бы и не надо, растут они в большинстве своем нормальными людьми. Приобретенные в «Хуторке» знания в будущем им пригодятся. Но только в том случае, если после выхода из детдома им кто-то руку протянет. Пока что на это надежда слабая – обидно Валерию Дмитриевичу, что государство с этими детьми как с игрушками обращается: в казенный дом определяет, кормит, одевает несколько лет, а потом на произвол судьбы бросает. Как будто они могут самостоятельно на ноги встать. До тех пор, пока страна всерьез жизнью выпускников детдомов не озаботится, и «Хуторок» может не спасти. Хотя очень жаль – из этих ребят настоящие труженики могли бы получиться.

НАЙДИ МЕНЯ

В Уссурийском детском доме № 1 воспитанников мало не бывает – социальное сиротство стало одной из серьезнейших проблем страны. С этими детьми много работают, развивают их творческие способности. Поэтому воспитатели говорят: «Приходите, выбирайте ребенка и развивайте его дальше. Обездоленный раньше малыш принесет в семью радость и счастье».

Владик – личность разносторонняя, у него много интересов, несмотря на то, что мальчишке всего пять лет. Воспитатели его очень любят, а он любит их и еще передачи о животных. Владик хорошо поет и танцует.

Андрей – второклассник. Учеба доставляет ему удовольствие, поэтому в дневнике троек нет. Он очень общителен и добр, окружающие обычно испытывают к этому мальчику большую симпатию. Андрей любит петь в хоре и рисовать.

Сережа – подкидыш, развивается нормально, как и положено 4-летнему ребенку. У малыша обаятельнейшая улыбка, но он очень застенчив. С большим трудом удалось уговорить его сфотографироваться.

Степа – сирота, ему 13 лет, есть 15-летняя сестренка Нина. Они оба хорошо учатся, контактные, общительные ребята. Степа буквально бредит футболом – и сам играет, и с удовольствием читает, смотрит фильмы, посвященные этому виду спорта.

Инна, Павел и Артем из одной семьи, есть еще сестренка Лиза, но на момент съемки она приболела. Отец и мать родительских прав лишены. Инна любит читать, танцевать и слушать современную музыку, Паша – играть в футбол, Артем – конструировать.

Автор: Галина КУШНАРЕВА, "Владивосток", совместно с представительством Всемирной ассоциации детей и родителей