Баланс насущных интересов
В открытом акционерном обществе «Владивостокский морской рыбный порт» идет подготовка к ежегодному собранию акционеров, которое на этот раз намечено на 28 мая. У генерального директора предприятия Виталия Силинского настроение оптимистичное. Все основные показатели, утвержденные акционерами на последнем собрании, выполнены. За прошлый год по сравнению с 2001-м грузооборот порта вырос на 30 процентов, прибыль получена даже более весомая, чем намечалось. Поэтому дивиденды акционерам будут выплачены сполна.
В открытом акционерном обществе «Владивостокский морской рыбный порт» идет подготовка к ежегодному собранию акционеров, которое на этот раз намечено на 28 мая. У генерального директора предприятия Виталия Силинского настроение оптимистичное. Все основные показатели, утвержденные акционерами на последнем собрании, выполнены. За прошлый год по сравнению с 2001-м грузооборот порта вырос на 30 процентов, прибыль получена даже более весомая, чем намечалось. Поэтому дивиденды акционерам будут выплачены сполна.
- Виталий Анатольевич, а всегда ли совпадают интересы коллектива предприятия и акционеров?
- Их интересы довольно часто расходятся. Бывает, коллектив хочет одного, акционеры – другого. Мне как генеральному директору приходится блюсти баланс интересов той и другой стороны. Ведь стоит обидеть работников предприятия, к примеру, в зарплате, и мы можем потерять многих стоящих специалистов. Кто тогда будет зарабатывать прибыль, определяющую «вес» дивидендов? Если же неправильно вести дивидендовую политику, то акционеры выскажут недоверие. Не буду скрывать, что принимать решения на этом месте очень ответственно. Вместе со мной ответственность разделяет совет директоров, оказывающий в то же время очень большую поддержку. В нем подобрались люди знающие и многоопытные, которые остерегают от ошибок, дают дельные предложения, ценные советы. Это помогает вести взвешенную политику, направленную, прежде всего, на стабильность производства, не размениваться на что-то сиюминутное. Поэтому к собранию мы подошли с уверенностью, что позицию выбрали верную.
- Судя по тому, что от выборов к выборам процент голосующих за вашу кандидатуру на должность генерального директора только увеличивался и на прошлом собрании вы набрали больше 99 процентов голосов, особых разногласий с акционерами у вас нет?
- Я бы не сказал, что все так однозначно. Появились оппоненты, которые не совсем согласны с линией совета директоров и руководства порта. Отчасти меня это даже радует, ведь, как известно, в споре рождается истина. Не исключаю, что на предстоящем собрании как раз и придется поспорить, доказать какие-то моменты. Можно понять акционеров, которые рассчитывают на большую прибыль и более высокие дивиденды. В свое время, покупая акции на вторичном рынке, они потратились, и теперь их бюджет должен быть восполнен. Но нельзя не понимать также того, что за плечами нашего предприятия 65 лет истории, изношенность основных фондов большая. К примеру, один из холодильников строился еще до войны. Да, таких мощных холодильников, как у нас (они рассчитаны на 32 тысячи тонн единовременного хранения), нет больше ни у кого. Но если не заниматься модернизацией, то мы быстро отдадим все преимущества в руки конкурентов, которых вокруг немало. Сейчас ведем реконструкцию второго холодильника, в результате чего введем дополнительных холодильных емкостей сразу на 1000 тонн. В планах – мы их обязательно реализуем - строительство нового современного одноэтажного холодильника. Считаю, что в Приморье с развитием земледелия и животноводства спрос на холодильники будет только возрастать. Это не говоря о хранении рыбы, импортных фруктов и другого ввозимого в край продовольствия.
Техническое перевооружение порта идет буквально по всем направлениям. Приобретаем краны большей грузоподъемности, более мощные, чем были нужны для работы с рыбой, погрузчики. В прошлом году купили 19 новых погрузчиков, каждый из которых с растаможкой обошелся нам в 27 тысяч долларов. Долгов и кредитов удалось избежать, по контракту выплатили сразу всю сумму.
В целом вложения по капитальному ремонту за прошлый год выросли в 4 раза. Конечно, потрачены значительные средства. Но с точки зрения истории нашего предприятия и производственного процесса, с точки зрения коллектива и основной группы акционеров, включая представителей государства, это правильная линия.
- К тому же порт отошел от узкой специализации, он становится все более многопрофильным…
- Это тоже заставляет активно заниматься обновлением производственных мощностей. Все больше средств вкладываем в новые технологии, чтобы соответствовать требованиям торгового порта. Мы рады были бы принимать все больше рыбы, наши экономисты посчитали, что тонна рыбопродукции дает нам выгоду, как три тонны прочего груза. Однако на такой выгодный груз не приходится рассчитывать. До 90-х годов мы перерабатывали до 1,5 миллиона тонн рыбы, сейчас же российские компании могут дать на российский рынок через наш порт не больше 300 тысяч тонн. И очевидно, что прежних объемов уже не будет. Чтобы сохранить рабочие места и предприятие в целом, пришлось перестраиваться на другие грузопотоки. Сегодня мы занимаемся металлом, лесом, импортным и экспортным продовольствием. В конце марта я вернулся из Сайгона, где решались вопросы поставок продуктовых грузов через наш порт по межправительственному соглашению. В частности, вьетнамского риса. Несколько судов с товаром из Вьетнама мы уже обработали.
Для заключения договоров наши специалисты отправляются в командировки по всей стране, ездят в Москву и Иркутск, на Сахалин и Камчатку...… Если сидеть на месте и ждать, то можно остаться вообще без работы. Очень важно также, чтобы клиенты были уверены в наших добрых отношениях. Поэтому они приходят к нам снова и снова, с некоторыми партнерами работаем уже по 10 и более лет. Иногда идем даже на то, что оказываем услугу без предоплаты.
Результаты говорят сами за себя. Несмотря на то, что потоки рыбы постоянно уменьшались, показатели работы порта с 1994 года (исключением стал 1998 год, когда произошел дефолт) шли по нарастающей. Ежегодный прирост грузооборота составляет в среднем 30 процентов. В стабильности – наше неоспоримое преимущество.
- Не встанет ли вопрос об изменении статуса порта?
- Это очень серьезный вопрос, и его решение зависит не только от нашего желания. Порт фактически уже стал универсальным. Из обработанных в прошлом году грузов лишь 34 процента – рыба, остальная, гораздо большая часть – это прочие грузы. На производство таких работ имеем лицензию Минтранса, поэтому на законных основаниях дополняем свои задачи функциями торгового порта. Сейчас в Москве рассматривается вопрос о слиянии государственных администраций нашего и торгового морского порта, которые следят за безопасностью мореплавания. Не исключаю, что это может стать первым шагом к нашему переходу в систему министерства транспорта.
Но по большому счету особой разницы нет, к какому ведомству относится предприятие. В свое время в России было 15 рыбных портов, и сейчас почти все они вышли за рамки этой специализации. Главное в том, чтобы предприятия успешно работали и вносили свой вклад в государственную казну.
- Насколько весом вклад Владивостокского рыбного порта?
- У нас открытая и честная бухгалтерия, и задолженности по налогам нет. В год платим более 3 миллионов долларов. Каждый год зарплата портовиков увеличивается примерно на 33 процента, а потому растут и отчисления с нее. Очень большие платежи в Пенсионный фонд, но вносим их вовремя, как бы ни было сложно. Мы не имеем морального права подвести людей, обречь их на низкую пенсию после того, как они добросовестно отработали в порту несколько десятилетий. Это относится к большей части трудового коллектива, ведь средний возраст работников предприятия – 50 лет. К тому же у нас много льготников. В 55 лет уходят на пенсию докеры. У них особенно тяжелые условия труда. Попробуйте «поныряйте» из 25-градусной жары на улице в 20-градусный мороз в трюме. Такие перепады не могут не отражаться на здоровье. С нынешнего года стоимость санаторно-курортных путевок уже не будет компенсироваться из фонда соцстраха, поэтому их придется брать на себя. Только вчера мы обсуждали с профсоюзом этот вопрос и решили его положительно – будем отправлять своих сотрудников на лечение и отдых. Могу предположить, что акционеры выскажут недовольство таким решением, но попробуем их переубедить.
Не оставляем без внимания своих ветеранов, а это к двум тысячам работающих еще, считай, треть коллектива. Детишек у нас не так много, как в молодежных фирмах, - всего 170, но они тоже требуют заботы. Скоро лето, и хотелось бы найти возможность отправить всех желающих на отдых в загородные лагеря.
- Владивостокский рыбный порт вступил в приватизацию в 1994 году, но она до сих пор не закончена. Есть в планах раскрепить последний пакет акций?
- Когда началась стремительная приватизация, многие не понимали, к чему она приведет. Мы решили не торопиться, осмотреться и все сделать обдуманно. Государство пошло нам навстречу. 27,7 процента акций ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» до сих пор находятся в государственной собственности. Восемь лет, прошедших после начала приватизации, показали, что мы поступили правильно. Предприятию удалось избежать серьезных потрясений, сохранен костяк коллектива. И теперь настала пора подумать о том, что делать с акциями, которые находятся в министерстве имущественных отношений. Скорее всего, этот пакет пойдет на инвестиционную программу. Он достанется тому, кто предложит на конкурсе лучшие условия.
Справка «В»
Виталий Анатольевич Силинский родился в 1959 году. Окончил Дальрыбвтуз по специальности «эксплуатация водного транспорта». Студентом пришел во Владивостокский морской рыбный порт на практику, а после окончания учебы выбрал его своим местом работы. Постепенно поднимаясь по служебной лестнице, стал сначала заместителем генерального директора предприятия, в 1994 году был назначен генеральным директором. Потом трижды переизбирался на эту должность. В 2002 году большинством голосов акционеров избран руководителем предприятия на очередные 5 лет.
Автор: Надежда БРАЖИНА, Василий ФЕДОРЧЕНКО, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»