Новые приключения неуловимых
«Незаконный экспорт рыболовного судна в Россию», «На Хоккайдо арестованы три рыбопромышленника», «Власти просят Россию помочь изобличить преступников» - этими заголовками пестрит в последнее время почти вся японская печать. Те же заголовки – в информационных выпусках телерадиокорпорации NHK и на лентах новостей агентства «Киодо Цусин». Назвать происходящее скандалом – значит не сказать ничего. Но вот ведь странное дело: на противоположной стороне Японского моря - на российском берегу все заинтересованные лица делают вид, что ничего особенного не происходит.
«Незаконный экспорт рыболовного судна в Россию», «На Хоккайдо арестованы три рыбопромышленника», «Власти просят Россию помочь изобличить преступников» - этими заголовками пестрит в последнее время почти вся японская печать. Те же заголовки – в информационных выпусках телерадиокорпорации NHK и на лентах новостей агентства «Киодо Цусин». Назвать происходящее скандалом – значит не сказать ничего. Но вот ведь странное дело: на противоположной стороне Японского моря - на российском берегу все заинтересованные лица делают вид, что ничего особенного не происходит.
По информации, полученной корреспондентами «В», ситуация начала развиваться еще несколько месяцев тому назад, когда рыболовная шхуна типа «кавасаки» под названием «Коре-мару-38» в очередной раз зашла в один из японских портов для выгрузки краба. На шхуне развевался российский флаг, однако таможенным органам был предъявлен отходной «порт-клиренс», выписанный в одном из северокорейских портов. Об этой расхожей уловке «В» писал еще пару лет назад, когда, идя навстречу пожеланиям российских борцов с контрабандой биоресурсов, японская сторона ввела жесткое правило, требующее российского таможенного оформления ввозимой рыбы и морепродуктов. Уже тогда было понятно, что ушлые браконьеры найдут лазейки для обмана не только российского, но и японского законодательства – поскольку у Страны восходящего солнца нет отношений с КНДР, то подделать северокорейскую грузовую декларацию труда не составляет, а японские таможенники воспринимают ее как данность.
Экипаж на шхуне, как водится, был российский; сама она находилась в оперативном управлении владивостокской компании ЗАО «АТРК» («Азиатско-тихоокеанская рыбопромышленная компания»). После проверки и оформления документов у японской стороны возникли вопросы, касающиеся предыдущей истории судна и того, каким образом она стала собственностью российского судовладельца. Выяснение этих вопросов заняло довольно много времени, потому что «Коре-мару-38» успела сдать краба в апреле прошлого года в японский порт Ханасаки, а в августе и ноябре того же года – в Отару. Тем не менее, приложив немало усилий, японцы – люди, чрезвычайно дотошные, в отличие от представителей наших правоохранительных органов – обнаружили, что имеют перед собой факт грубейшего нарушения законодательства.
Дело в том, что в соответствии с японским законом «О валютном регулировании» для экспорта рыболовных судов необходимо разрешение министерства экономики и промышленности. При этом базовые принципы закона не разрешают – исходя из соображений контроля над биоресурсами - экспорта судов японской постройки в страны, конкурирующие с Японией в районах промысла. Так вот, переворошив гору документов, дотошные японцы выяснили, что летом 2000 года подержанный кальмаролов «Коре-мару-38» водоизмещением 209 тонн, приписанный к порту Кусиро (Хоккайдо), был официально продан на Филиппины (это японское законодательство разрешает). По факту же выяснилось, что судно напрямую было экспортировано в Россию (а вот это уже запрещено). Расследование показало, что сделку провернули главный менеджер представительства ЗАО «АТРК» (Россия, Владивосток) в городе Немуро (Хоккайдо) Сакасита Такаси, президент судоходной компании «Мацусима» из города Тагадзе (префектура Мияги, Хонсю) Кисимото Едзи и бывший президент судоходной компании «Акагамэ» из города Касукабэ (префектура Сайтама, Хонсю) Маэда Дзюнпэй. Полторы недели тому назад, 10 мая, все трое были арестованы по подозрению в нарушении закона «О валютном регулировании» (экспорт без разрешения) и закона «О таможне» (подача ложных документов, разрешающих экспорт, и использование поддельных документов, скрепляемых личной печатью), выраженном в незаконном экспорте из порта Ханасаки подержанного судна, построенного в Японии. Газета «Хоккайдо симбун» подчеркивает, что в истории отношений двух стран это первые аресты в Японии по подозрению в незаконном экспорте судна японской постройки в Россию.
Более того – представители 1-го морского района УБМ (управление безопасности на море – аналог нашей погранслужбы) Японии в Немуро получили ордер на арест 47-летнего россиянина Дмитрия Щербакова, который тогда – летом 2000-го – являлся представителем ЗАО «АТРК» в Японии. Именно его власти считают главным подозреваемым по этому делу. Данный ордер на арест может быть реализован исключительно по линии Интерпола – если японская сторона соберет весомые доказательства мошенничества, а затем через Интерпол передаст их в российские правоохранительные органы, которые, в свою очередь, будут рассматривать целесообразность тех или иных действий.
Одновременно из штаб-квартиры 1-го морского района УБМ в Немуро ушел запрос в Тихоокеанское региональное управление Федеральной погранслужбы (ТОРУ ФПС, которое в соответствии с недавними указами президента РФ является подразделением ФСБ – Федеральной службы безопасности). В соответствии с широко разрекламированными договоренностями о взаимодействии и сотрудничестве погранслужб двух соседних государств японцы просили сообщить, где в данный момент находится «Коре-мару-38». Ответ не заставил себя ждать: 12 мая в Немуро поступил официальный ответ за подписью сотрудника международного отдела ТОРУ ФПС капитана 2-го ранга Рашида Сахапова. В тексте сообщалось, что «Коре-мару-38» стоит под арестом во Владивостоке.
Нам трудно сказать, чем руководствовался упомянутый офицер или его непосредственное начальство, однако информация эта была абсолютно ложной – во Владивостоке кальмароловом-оборотнем и не пахло. Тем не менее ее успели растиражировать и российские (ИТАР-ТАСС), и японские (NHK) информационные службы.
В те же дни коллеги из газеты «Хоккайдо симбун», с которой «Владивосток» связывает давнее сотрудничество, обратились к нам с просьбой помочь в поиске неуловимой шхуны. Вот что нам удалось выяснить.
Согласно официальной информации шхуна-кальмаролов «Коре-мару-38» (код по российскому мониторингу техническими средствами контроля 18077, бортовой номер 3-007, позывной V3FY3, построена в 1996 году) зарегистрирована российским судовладельцем (ЗАО «АТРК», Владивосток) 17 октября 2000 года, приписана к Хасанскому порту (Славянка), эксплуатируется на принципах бербоут-чартера, оставаясь собственностью компании Atoll Marine Services S.A. Последняя предположительно является подставным посредником, позволяющим в известной степени легализовать сделку по незаконному экспорту рыболовного судна из Японии в Россию.
Вспомнили мы и о том, что «Коре-мару-38» является постоянным «героем» публикаций «В». Так, еще 2 года назад в номере нашей газеты за 3 апреля 2001 года был опубликован большой репортаж под названием «Браконьерство в пьяном угаре». Речь в нем шла о задержании пограничным сторожевиком «Сокол» именно этой шхуны за браконьерский промысел камчатского краба, причем не где-нибудь, а на акватории Дальневосточного государственного морского заповедника. В январе этого года очередная заметка на страницах «В» - вновь пограничники задерживают «Коре-мару-38» с несколькими тоннами краба и вновь на акватории заповедника. Последнее «приключение» нам удалось отследить до конца: 12 января шхуна задержана, 24 января возбуждено уголовное дело по статье 256 часть 3 УК РФ (незаконная добыча водных животных или растений), 18 февраля дело передано в межрайонную природоохранную прокуратуру, 3 марта прокуратура передает дело в Хасанский РОВД, 25 марта следователь Хасанского РОВД подписывает постановление о прекращении уголовного дела в связи с деятельным раскаянием капитана Снегурина В. В. и погашением нанесенных государству убытков в размере 189 тысяч рублей…...
Но мы, похоже, несколько отклонились от просьбы наших японских коллег: выяснить, где находится судно сегодня. Для начала мы по-честному попытались связаться с офисом ЗАО «АТРК», что находится в одном из особняков в центре Владивостока на улице Пушкинской. Милый женский голос ответил, что «…в связи с последними событиями руководство компании запретило давать какую-либо информацию о местонахождении судов». Что имеется в виду под словами «последние события» - осталось неразъясненным. Тем не менее в отличие от представителей ТОРУ ФПС мы продолжили поиск, и в течение двух суток местоположение шхуны было установлено – утром в среду, 14 мая, фотокорреспондент «В» снимал «Коре-мару-38», скромно прижавшуюся к одному из бетонных причалов Славянского судоремонтного завода. Уже назавтра эти фотографии были опубликованы в утренних выпусках японских газет. Пограничникам – горячий привет...…
Есть, правда, у этой истории и еще одна чрезвычайно любопытная сторона. В течение довольно длительного времени нам всем без устали рассказывают о некоей чудесной системе мониторинга, позволяющей моментально и абсолютно точно определять позиционирование любого рыбацкого судна, работающего под российским флагом, как, к примеру «Коре-мару-38». Мы сумели получить распечатку мониторингового наблюдения. Каково же было наше изумление, когда выяснилось, что согласно данным ТСК (технические средства контроля) «Коре-мару-38» - помните, чуть выше мы приводили код судна по российскому мониторингу 18077 – в течение последних двух недель находилось в точке с чуть-чуть меняющимися координатами (судно ведь якобы движется) 45 градусов северной широты и 143 градуса восточной долготы, приблизительно в районе сахалинского залива Анива. Как это соотносится со Славянкой, у причала которой шхуна вот уже два месяца неподвижно стоит в отстое, – бог весть…...
Как, очевидно, помнит читатель, пограничники в ответе на японский запрос тоже не пользовались данными мониторингового контроля – то ли понимая полную неэффективность этого инструмента, то ли…... То ли?
…...Ситуация между тем продолжает развиваться, и, хотя до конца еще очень далеко, уже появилось огромное количество вопросов. Ну, например: как соотнести происходящее на наших глазах с прозвучавшими во время дальневосточного вояжа громогласными заявлениями министра внутренних дел РФ Бориса Грызлова о необходимости приравнять нарушения закона в рыбной отрасли к государственным преступлениям и о неукоснительном ужесточении борьбы с коррупцией? Или такой вопрос: как впредь будут развиваться сотрудничество и взаимодействие российских и японских пограничников? Помнится, пару лет назад, когда капитан-браконьер Степанов на СТМ-17 укрылся от наших сторожевиков в японском порту, а затем под прикрытием шторма сумел вторично оторваться от погони, командование ТОРУ ФПС сетовало на то, что сотрудничество с коллегами из УБМ Японии еще не на таком уровне, чтобы можно было совместно эффективно бороться с нарушителями. Резонно. Остается лишь добавить, что любое сотрудничество строится прежде всего на доверии...…
И еще, в качестве послесловия. Изучая базу данных по компании ЗАО «АТРК», мы заметили, что в распоряжении судовладельца среди прочих есть и судно под названием «Коре-мару-35», зарегистрированное на полгода раньше, чем «Коре-мару-38» (29 декабря 1999 года), со своим кодом по мониторингу, позывными, бортовым номером и так далее, используемое также на условиях бербоут-чартера и принадлежащее все той же компании Atoll Marine Services S. A.…
Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»