Копите деньги на роскошь

Не успели автовладельцы почувствовать на себе одно нововведение - транспортный налог, как вот-вот придется выкладывать приличную сумму на обязательную автостраховку.

16 май 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1359 от 16 май 2003

Не успели автовладельцы почувствовать на себе одно нововведение - транспортный налог, как вот-вот придется выкладывать приличную сумму на обязательную автостраховку.

За полтора месяца до вступления в силу закона об обязательном страховании автогражданской ответственности правительство наконец утвердило страховые тарифы. Газета.RU сообщает подробности и комментирует утвержденный документ. Базовая ставка - 1980 руб., предложенная страховщиками, осталась неизменной. В результате, например, москвичу на средней иномарке обязательная страховка обойдется в 5148 руб., а жителю Владивостока - больше трех тысяч.

Итак, правительство утвердило страховые тарифы. Базовый тариф для физического лица определен в 1980 руб., для юридического - в 2375 руб., для владельца такси - в 2965 руб., мотоциклиста - в 1215 руб., легкового прицепа - в 395 руб.

Итоговая ставка будет зависеть от пяти коэффициентов, на которые умножается базовый тариф.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ

Первый и главный коэффициент зависит от места жительства водителя. Машина его может быть зарегистрирована где угодно, но если он прописан в Москве, то базовый тариф удваивается. Жители крупных городов  осчастливлены коэффициентом 1,3; населенных пунктов от 50 тыс. жителей - 1; маленьких (10-50 тыс. населения) - 0,6. Тот же, кто прописан в населенном пункте, где проживает менее 10 тыс. человек, получает коэффициент 0,4.

БАЗОВАЯ СТАВКА СТРАХОВОГО ТАРИФА

Второй коэффициент зависит от мощности машины. Владельцы автомобилей с мощностью до 50 л. с. (например «Оки») получили коэффициент 0,5; с мощностью 51-70 л. с.  - 0,7. Коэффициент 1 предусмотрен для машин мощностью 71-95 л. с. - это как раз основная масса «Жигулей» и японских малолитражек. Любителям мощных автомобилей придется раскошелиться: мощности 96-120 л. с. соответствует коэффициент 1,3; 121-160 л. с. - 1,5; 161-200 л. с. - 1,7; свыше 200 л. с. - 1,9.

ВОЗРАСТ И СТАЖ ВОДИТЕЛЯ

Тут все просто. Получил права менее двух лет назад - получил множитель 1,3, если моложе 22 лет, и 1,15 - если старше. Если же стаж у водителя более двух лет, но ему менее 22, коэффициент составит 1,2.

Можно также выписать полис на машину без указания и ограничения числа водителей. Тогда коэффициент составит 1,5.

По закону базовый тариф более чем в три раза увеличивать нельзя.

АВАРИЙНОСТЬ

Этот четвертый коэффициент вступит в силу не ранее 2004 года. При заключении договора обязательного страхования впервые застрахованному присваивается класс 3, что эквивалентно коэффициенту 1 - предыдущая водительская история при этом не учитывается. В случае безаварийной езды в течение года он переходит в 4-й класс (коэффициент 0,95), затем в 5-й (0,9) и так далее до 13-го (0,5).

Одна авария в течение года ведет к понижению класса на единицу. Коэффициент 2-го класса - 1,4, 1-го - 1,55, 0-го - 2,3. Можно и вовсе получить класс М с коэффициентом 2,45. Для этого достаточно в первый год договора об обязательном страховании иметь две и более аварий.

СЕЗОННЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ

А теперь о том, что волнует больше всего наших пенсионеров и дачников, выгоняющих своих железных коней лишь летом. Для тех, кто эксплуатирует автомобиль не полный год, существуют коэффициенты сезонного использования. Так, полугодовая страховка оценивается в 70% стоимости годовой, 7-месячная - в 80%, 8-месячная - в 90%, 9-месячная - в 95%. Для иностранцев, въезжающих в Россию, а также для тех, кто перегоняет свой автомобиль, существуют коэффициенты для страховки на 15 дней (20% годовой стоимости), на месяц (30%) и так далее.

Помимо этого правительство утвердило и правила страхования. В них есть ответ на особо волнующий автомобилистов вопрос - можно ли оформить аварию без гаишников?

Все выплаты производятся только по справкам из ГАИ или милиции. Впрочем, оформлять их можно совместно на ближайшем посту ГИБДД, если в ДТП нет пострадавших.

Увы, «европейский протокол» - столкнулись, нарисовали, расписались, обменялись визитками и, улыбаясь,  разъехались - остался мечтой. А значит, после небольших столкновений люди все равно будут стоять на дороге в ожидании инспекторов, создавая пробки.

Стоит также отметить, что по-настоящему система обязательного страхования автогражданской ответственности заработает лишь тогда, когда начнет действовать административная ответственность за уклонение от нее. А это предусмотрено лишь начиная с 1 января 2004 года. Пока же незастрахованные автовладельцы будут присматриваться к нововведению - очередей в страховых компаниях с 1 июля не ждут. Страховки во втором полугодии будут нужны только тем, кто регистрирует машину в ГИБДД и проходит техосмотр. Так что многие уже завтра рванут на пункты инструментального контроля за картами и к  гаишникам за техосмотром.

Если же подходить к принудительной страховке как к свершившемуся и неизбежному в жизни, то довольные предстоящей нагрузкой страховщики советуют уже сегодня идти к ним и не спеша оформлять бумаги. Многие компании в Приморье, заплатив по 70 тысяч долларов за право участвовать в грядущем повальном страховании, уже заготовили необходимые для этого бумаги. С другой стороны, те, кто привык рассчитывать на льготы и скидки, могут подождать реакции депутатов и властей, которые любят из политических соображений устраивать послабления.