Прокатимся, «автогражданка»
Тарифы и правила обязательного страхования ответственности владельцев автотранспорта (ОСАГО) наконец утверждены. Как стало известно вчера, премьер-министр Михаил Касьянов подписал соответствующее постановление правительства 7 мая. До вступления закона об ОСАГО в силу остается чуть более полутора месяцев, и страховщики рады, что дело сдвинулось с мертвой точки.
Тарифы и правила обязательного страхования ответственности владельцев автотранспорта (ОСАГО) наконец утверждены. Как стало известно вчера, премьер-министр Михаил Касьянов подписал соответствующее постановление правительства 7 мая. До вступления закона об ОСАГО в силу остается чуть более полутора месяцев, и страховщики рады, что дело сдвинулось с мертвой точки.
Премьер утвердил ставки, предложенные Минфином. Страховщики настаивали, что они слишком низкие, но в конце концов отбросили амбиции и просто ждали подписания тарифов. Ведь для работы по ОСАГО нужно еще получить лицензию, подготовить информационную базу, рассчитать и проверить большое количество цифр, наконец, изготовить страховые полисы и специальные стикеры для автомобилей. Поэтому риск того, что закон не начнет работать вовремя, до сих пор велик.
Принятыми правилами определены условия, по которым заключается договор страхования, а также указаны транспортные средства, не подлежащие ОСАГО. Там же оговорены объекты страхования, наступление страхового случая, страховая сумма, страховая премия и порядок ее уплаты, срок действия, порядок заключения и изменения договора страхования, порядок продления договора, его досрочное прекращение, действия лиц при наступлении страхового случая, определение размера страховой выплаты при причинении вреда жизни и здоровью потерпевших, а также при причинении вреда имуществу потерпевшего.
Договор ОСАГО заключается на один год и продлевается ежегодно. Автовладелец вправе выбирать страховщика, который не сможет отказать клиенту, обратившемуся к нему.
К базовым тарифам (1980 рублей для легковых автомобилей физлиц, 2375 - для юрлиц) будут применяться различные поправочные коэффициенты в зависимости от региона (в Москве он составит 2, в Петербурге и ряде районов Московской области - 1,8, в остальных городах и регионах - от 1,6 до 0,4), мощности двигателя, возраста и стажа водителя, срока страхования и числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством.
Например, для Владивостока предусматривается коэффициент 1,3 (0,8), для Артема, Находки и Уссурийска 1 (0,8) , для городов и населенных пунктов Приморья с численностью населения от 10 до 50 тысяч человек 0,6 (0,6). Для прочих населенных пунктов 0,4 (0,4) (в скобках указан коэффициент для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним).
В случае аварии размер страховой суммы для возмещения потерпевшим причиненного вреда составит не более 400 тыс. рублей, причем нескольким потерпевшим может быть выплачено 240 тыс. рублей, а одному - не более 160 тыс. рублей. Если же пострадало имущество нескольких человек, выплата может составить до 160 тыс. рублей, а вещи одного потерпевшего оценены в сумму, не превышающую 120 тыс. рублей.
Сумма штрафа, который сотрудники ГАИ начнут взимать за отсутствие полиса обязательной «автогражданки» с 1 января 2004 года, составит 800 рублей. Но далеко не все российские автовладельцы в первый год действия закона озаботятся идеей приобретения полиса ОСАГО. По прогнозам Андрея Слепнева, гендиректора РСА - Российского союза автостраховщиков (заниматься ОСАГО могут либо входящие в него компании, либо страховщики, заключившие с членом РСА договор о сотрудничестве по «автогражданке»), до конца 2003 года число ДТП с незастрахованными водителями составит 1/3 всех аварий в стране.
«Произошло то, чего все мы так долго ждали. Наконец-то у нас развязались руки, и дело сдвинулось с мертвой точки. Надеюсь, что по таким тарифам можно работать», - заявил замгендиректора компании «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов. «Введение ОСАГО будет ознаменовано для российского страхового рынка переходом к более технологичным методам страхования. Только не очень понятно, почему правительство так долго тянуло с принятием тарифов, ведь в итоге мы видим ставки, разработанные и представленные на утверждение еще несколько месяцев назад», - отметил замгендиректора страхового дома «ВСК» Владимир Новиков. Гендиректор группы «Ренессанс Страхование» Илья Михайленко главной проблемой считает создавшийся цейтнот: «Минфин должен успеть выдать страховщикам лицензии на ОСАГО. Это важно, поскольку на изготовление больших тиражей полисов потребуется много времени. Остальные проблемы можно решить, используя опыт добровольной «автогражданки» - опыт продаж и урегулирования убытков». «Может выйти и так, что у получившего лицензию ст
раховщика не будет физической возможности выдать полис в отдаленном регионе. Естественно, что наиболее подготовленными к введению закона оказались страховщики, имеющие разветвленную региональную сеть», - отмечает Владимир Новиков из страхового дома «ВСК».
По мнению страховщиков, на второй-третий год после введения обязательной «автогражданки» многие компании, возможно, понесут убытки. Но серьезные участники рынка, по их словам, готовы к такому повороту событий. А оправдает ли себя ОСАГО, можно будет сказать примерно через два года. «Реально нам многое будет ясно только в 2005 году», - считает Игорь Иванов из «РЕСО-Гарантии».
Автор: Алексей РОЖКОВ, специально для «В»